Юрий ШАМКОВ: БЕЗ АВИАЦИИ У НАС НЕТ БУДУЩЕГО

НЕДАВНО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ СОСТОЯЛСЯ КРУПНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ, ПОСВЯЩЕННЫЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ АЭРОПОРТОВ И ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

00:00, 07 октября 2010г, Общество 1136


Юрий ШАМКОВ: БЕЗ АВИАЦИИ У НАС НЕТ БУДУЩЕГО Фото №1

Активное участие в его работе принял сенатор от Алтая, председатель подкомиссии по развитию транспортно-логистических систем комиссии Совета Федерации по естественным монополиям кандидат экономических наук Юрий ШАМКОВ.

По окончании работы форума он ответил на вопросы «АП».

– Воздушное сообщение является сегодня наиболее оперативным и эффективным средством сообщения. А применительно к России на таком огромном пространстве с неравномерной плотностью населения – это неотъемлемая часть системы национальной безопасности, которая обеспечивает необходимую транспортную доступность населения нашей страны.

- Что сейчас представляет собой аэродромно-аэропортовое хозяйство гражданской авиации России?

- В реестр аэродромов гражданской авиации включены 329 аэродромов. Из них 62 аэропорта федерального значения. Взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием (ИВПП) имеют 62% аэродромов, на остальных – грунтовое покрытие. За последние 10 лет были реконструированы только 24% ИВПП. Несмотря на проводимые работы, их количество сокращается.

- В чем же причина такого удручающего положения?

- Основными факторами, сдерживающими развитие, в первую очередь являются: устаревшая нормативно-правовая база, которая затрудняет внедрение современных технологий проектирования, строительства и управления аэропортовыми комплексами, отсутствует система внедрения инновационных технологий.

Существенная проблема – отсутствие льготного налогообложения в отношении собственников объектов аэродромов, аэропортов и участков земли, на которых они расположены. Наоборот, в связи с инвестируемыми в рамках федеральных целевых программ капитальными вложениями в аэропортовые комплексы налог на имущество резко возрос. Создается ситуация, когда легче объект не запускать, потому что налоговое бремя становится для него непосильным, и он превращается в убыточный.

- Какие меры принимаются для улучшения ситуации?

- Правительством представлен в Госдуму проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Он предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество на срок до 15 лет на имеющиеся на балансах объекты транспортной инфраструктуры. Прежде всего в части увеличения их балансовой стоимости за счет выделенных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию. Это освобождение распространяется на завершенные капвложения, включенные в балансовую стоимость объектов с 2010 года.

- В 2007 году вышел закон, давший возможность регионам иметь в собственности аэропорты, аэродромы гражданской авиации. Как продвигается этот процесс?

- Передача в собственность субъектов Федерации уже началась, но… Большинство регионов являются дотационными, и на практике сразу же в полный рост встали проблемы: финансирование, организационно-правовые аспекты, взаимодействие между министерствами и ведомствами, имущественные отношения…

Одна из таких коллизий, например, по Бюджетному кодексу запрещено финансирование объекта (аэродрома) из разных уровней бюджета. Это зачастую тормозит модернизацию. Существенно разнятся с международными стандартами и требования по определению уровней и показателей шумового воздействия и экологии, концентрации выбросов окисей углерода, не до конца отрегулированы имущественные отношения и порядок эксплуатации федерального имущества аэродромов и т.д., отсутствует законодательное обеспечение развития транзитного потенциала авиаперевозок, усложнена система сертификации аэропортов и аэродромов.

До сих пор используются устаревшие технические нормы проектирования и расчета стоимости аэродромов и аэропортов, нет современных воздушных судов для местных авиалиний. И, наконец, совершенно не отрегулирован механизм отраслевого управления госзаказчиком организации внебюджетного финансирования федеральных долгосрочных программ, связанных с обязательствами инвесторов, при реконструкции федеральной собственности. И если на Западе технические стандарты проектирования меняются практически раз в четыре года, то у нас зачастую не меняются вовсе. Так модернизировать инфраструктуру аэропортовой сети нельзя.

- По оценкам специалистов, большие надежды на выход из кризиса аэропортовой сети страны связаны с недавним принятием проекта федерального закона «Об аэродромах, аэропортах…»

- Главное достоинство – в нем содержатся подходы и новации, на сегодняшний день действующие в Европейском союзе. Проектом предлагается законодательно закрепить права пассажиров, обеспечение их безопасности, требования по качеству обслуживания. Будущий закон предусматривает и предельно прозрачный механизм создания конкурентной среды на рынке воздушных перевозок и аэропортовых услуг, а также условий для инвестиционной привлекательности.

15 апреля правительством внесен в Госдуму проект закона об изменениях в Воздушном кодексе. Он в том числе определяет классификацию аэропортов; предлагаемые изменения позволят региональным властям на законных основаниях осуществлять свою деятельность по управлению имуществом в аэропортах.

- Насколько актуальна эта проблема для Алтайского края?

- Очень. В крае необходимо принять программу развития авиационного комплекса. Это обусловлено постоянно возрастающим потоком туристов, строительством объектов игорной зоны «Сибирская монета» и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

 

Беседу вел Владимир МИШИН.

Фоторепортаж