СПЛАВ ВОЛИ И СТАЛИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ «АП» ПРОКАТИЛИСЬ С ВЕТЕРКОМ

00:00, 01 октября 2010г, Общество 2179


СПЛАВ ВОЛИ И СТАЛИ Фото №1

Восемь экипажей алтайских и новосибирских любителей автостарины и два экипажа технической помощи впервые в истории ралли «Пекин - Париж» приняли участие в её российском этапе, проходившем по территории Республики Алтай и Алтайскому краю. После тяжелого этапа по Монголии каждой десятой машине основного состава потребовалась срочная техническая помощь, которую сибиряки с готовностью оказали иностранным коллегам.

Рашен-команда

Выдержки из интернет-дневников участников ралли – англичанки Барбары Шотер, штурмана экипажа 80-летнего «Форда» под стартовым номером 29 (www.pekingparis.com, блог www.shooterspekingtoparis.com), и американцев Ллойда Дамена и Чака Швагера, выступающих на «Кадиллаке» 1949 года выпуска под номером 86 (на том же сайте в блоге www.pressonregardless.net).

Барбара сообщает в своём блоге, что вскоре после старта из монгольского города Ховд экипаж «Форда Модель А» постигла катастрофа – сломалась коробка передач. Новую, как оказалось, Адриан и Барбара Шотер могут получить с родины лишь через неделю в Алма-Ате, куда следовало как-то транспортировать сломанную машину. С большим трудом удалось нанять грузовик, погрузить на него «Форд» и через 12 часов догнать своих коллег. Швейцарцы Вернер и Арнольд Майеры отбуксировали их на «Паккарде» до российского погранпункта Ташанта, затем русские коллеги – Сергей Манаенко и его сын Алексей взяли «Форд» на буксир, чтобы доставить в Белокуриху.

Вот как описывает Барбара Шотер встречу с сибиряками, вызвавшимися бескорыстно помочь их экипажу. Алексей хорошо разговаривал по-английски, и англичане спросили его, сколько будет стоить услуга по доставке сломанной машины. В это трудно верилось, но тот ответил, что расходы могут включать в себя только заправку бензином и … улыбку. Так англичане познакомились с членами российского этапа ралли, взявшими на себя в том числе и техническую помощь иностранным коллегам.

«Они были совершенно замечательные», - заключает Барбара Шотер.

Российские автомобилисты познакомили их с прекрасно отреставрированными машинами команды алтайской и новосибирской федераций автоспорта, а также напоили их приготовленным на примусе кофе.

«Я никогда не забуду этих людей и искренне надеюсь, что они исполнят свою мечту, чтобы войти в состав следующего ралли «Пекин - Париж», - отмечает Барбара Шотер. - Каждый, кто столкнулся с этой сказочной группой, был поражён их щедростью, дружелюбием и знанием технических деталей».

Ллойд Дамен и Чак Швагер также были удивлены, увидев на пограничном пункте Ташанта российскую команду ретроавтомобилистов, взявших на себя заботы о техническом состоянии машин участников основного состава ралли. Они называли российских любителей автостарины рашен-командой, группой поддержки. И были приятно удивлены тем, что представители нашей страны бескорыстно оказывали помощь любому, кто нуждался в ней. А в Белокурихе американские гонщики познакомились с русской девушкой, свободно говорившей по-английски да к тому же ещё и следившей в Интернете за ходом продвижения участников ралли по Китаю, Монголии и России. К сожалению, в суматохе они забыли спросить её имя. Это и неудивительно, ведь утром 23 сентября в курортном городке было настоящее столпотворение.

 

Дима и Тим

Сынишку нашего водителя Владимира Саулина Димку, стоически выдержавшего испытания дорогами, на перекрестке у Алейска поджидал сюрприз, едва не изменивший планы юного путешественника: его встречала мать. Мы думали, что он уедет домой вместе с ней. Но мальчишка вновь забрался на заднее сиденье машины. В итоге самый юный гонщик прошёл весь российский этап ралли.

Восьмилетний мальчишка, которому приходилось проводить в автомобиле по 10-15 часов в сутки, ни разу не пикнул, не показал усталости. Только однажды, во время 700-километрового переезда от Ташанты до Белокурихи его сморила дремота.

Увы, не все его мечты сбылись. Вы бы видели глаза Димы Саулина, которому не терпелось прокатиться с ветерком на раритетном мотоцикле FN англичанина Тима Скотта. Хозяин трёхколёсной машины с мощностью двигателя всего восемь лошадиных сил, 1922 года выпуска, встречался нам в пути дважды. Во второй раз – у самой вершины Семинского перевала. Тим дал понять, что мотор перегрелся. Однако всё оказалось гораздо серьёзнее. Наши люди из рашен-команды вынуждены были затолкать мотоцикл (благо он весит немного) в кузов машины-технички, чтобы доставить чудо техники начала прошлого века в Белокуриху, а потом на эвакуаторе – в направлении Семипалатинска. К радости всех, кто переживал за Тима Скотта, можно сообщить, что его мотоцикл наладили в Алма-Ате и он продолжает свой путь к такому далёкому Парижу.

А вот члены алтайского клуба «Самоход» не могли отказать мальчишке в удовольствии. Конечно, «Москвич» или «Победа» - не легендарная «Итала-40», «Роллс-Ройс» либо «Додж», но и в российской команде есть раритеты: «газики» – 67-й, 69-й и М72, «Ситроен», «БМВ-340». Юному путешественнику особенно понравилась «БМВ», в которой передвигались Олег Огнев и капитан алтайской команды Евгений Смирнов. Все наши машины были под завязку забиты людьми (водитель, штурман, члены клубов «Самоход» и «Дедушкин гараж»), вещами (мы брали с собой спальники и тёплые вещи, которые пригодились во время ночевок в юртах и холодных гостиницах) и запасными частями. Димка оценил БМВ за мягкое кожаное заднее сиденье, где можно было полежать.

 

Ас на жёлтой бестии

Машины частенько пересекают сплошную белую полосу. Возможно, это связано с тем, что большинство гонщиков – англичане, где поныне существует левостороннее движение. Даже у «Мерседеса» руль оказался справа: вероятно, Германия выпускала специальные серии машин, предназначавшихся для продажи в Англии.

На первый взгляд странно, но машины, возраст которых старше многих из нас, обгоняли крутые современные иномарки, потому что изначально многие из ретроавтомобилей выпускались как гоночные. Средняя скорость движения раллистов, включая бездорожье – около 65-70 километров в час.

Как-то рядом с нашей машиной промчался ас на жёлтом авто, которому наверняка стукнуло лет 80. Мы даже не успели толком рассмотреть в темноте его стартовый номер. На отдельных участках горного серпантина Чуйского тракта он развивал скорость до 140 километров в час. Владимир Саулин минут пятнадцать пытался его преследовать, потом отстал, выдохнув, что это не его стиль вождения. А у водителя жёлтой бестии он откровенно гоночный.

Конечно, удивительно было наблюдать, как старые машины с формами, далёкими от современных, мчатся словно новенькие по неровностям алтайских дорог. Как они вообще могут двигаться-то?!

«Итала-40» собрана в далёком 1907 году, когда состоялось первое ралли от Пекина через Сибирь до Парижа. «Итальянкой» управляют англичане Дэвид и Карен Айр и пока, по итогам нескольких этапов, непременно числятся в первой тройке в своей категории. В группе «пионеров» числятся девять машин, выпущенных до 1921 года: «Бьюик», «Роллс-Ройс», «Додж», «Ла-Франсе» и другие. В самой многочисленной «винтажной» группе – 68 автомобилей, произведённых до 1941 года. И, наконец, в «классической» группе – 20 ретроавто 1940-1960-х. Самая «молодая» из них – «Хиллман Хантер», сошедшая с конвейера в 1972 году, но и её возраст приближается к 40 годам. А всего заявку на старт подали около сотни машин, не считая автомобилей сопровождения и технической поддержки. По сведениям официального сайта ралли, в конце сентября у границы с Киргизией было зарегистрировано 98 автомобилей-участников «великой гонки».

 

Престижный «Москвич»

По мнению участников российского этапа ралли, основные цели ими достигнуты. На территории Республики Алтай и Алтайского края оказана техническая помощь 16 машинам иностранных коллег. В итоге абсолютное большинство авто основного состава к вечеру 23 сентября, направляясь в Семипалатинск, благополучно пересекли российско-казахстанскую границу. Сибирские любители быстрой езды на старых машинах проверили своих «железных коней» в формате международной гонки, в длительном пробеге. Чего в последние десятилетия не только на Алтае, но и в России не было. Поэтому ралли можно назвать заметной акцией популяризации края.

Немаловажно и то, что у алтайской федерации автоспорта, клуба старинной и редкой техники «Самоход» появились новые партнёры. В их числе администрация Алтайского края, английская фирма «Комма», компании «Аэросоюз- Алтай», «Росгосстрах-Алтай», «ТрансТелесеть», газета «Алтайская правда» и ещё несколько алтайских СМИ. Каждый иностранный участник ралли с восторгом принимал буклет и диск, посвященные Алтайскому краю. Ну и, конечно, очень позитивно восприняли зарубежные коллеги бескорыстную помощь алтайских спортсменов.

Недаром уже в первые минуты совместного пробега организаторы ралли высказали сногсшибательное предложение поучаствовать в следующем соревновании, намеченном на 2013 год. Речь идёт о включении в основной состав двух машин «Победа». Причём была высказана готовность оказывать финансовую помощь, правда, её объемы пока не обсуждались. А они могут быть немалыми. Сейчас каждый экипаж ралли вносит за участие в нём по 35 тысяч евро. Плюс оплачивает доставку техники и команды в Пекин и из Парижа домой. Алтайским любителям старины такие расходы не потянуть. К тому же в пути могут быть и непредвиденные поломки, придётся платить и за эвакуацию машин, за приобретение или доставку запасных частей.

По мнению Владимира Малахова, увлечение старинной техникой – неважно, легковой или грузовой, - дело очень полезное, даже патриотическое. Он считает, что россияне не блещут в смысле технической культуры. В стране существуют высокие образцы в балете, театре, физической культуре. Словом, поём и пляшем мы замечательно, а вот технической культуры недостаёт.

Особенно много проколов в кинематографии. К примеру, в старой ленте «Батальоны просят огня» есть эпизод, когда раненого лейтенанта перевезли через Днепр и полковник отдает приказ: «Лейтенанта – в «Виллис»!» А ему подают «ГАЗ-67». Выходит, что приказ не выполнен?!

В фильме «МУР есть МУР» актёр Евгений Сидихин подъезжает на автобусе «ПАЗ-661», на боковине которого написано «Горьковский автозавод». Но в ту пору предприятие называлось «Автозавод имени Молотова».

В фильме «Дети Арбата» по роману Рыбакова действие происходит в 1941 году: один из главных героев – начальник автоотряда облокотился на крыло «ЗИСа-5». А на облицовке машины крупным планом нанесено «Урал-ЗИС». Но эта техника начала выпускаться только в 1944 году. Подобные нюансы не обязан знать режиссёр, но их грех не знать консультантам фильмов.

…Замечательных результатов добились алтайские любители ретровтомобилей. Они достойно представляли Россию в престижной гонке «Пекин - Париж». И, надо полагать, не подведут, если им удастся участвовать в новом ралли, намеченном на 2013 год.

Новости партнеров
Фоторепортаж