ЭТОТ МИР ПРИДУМАН НЕ НАМИ

И НАМ ЕГО НАДО СБЕРЕЧЬ

00:00, 01 октября 2010г, Общество 1689


ЭТОТ МИР ПРИДУМАН НЕ НАМИ Фото №1

В один из золотых деньков осени познакомились с учениками Бобровской школы. Старшеклассники вместе с преподавателем биологии Евгенией Медведевой внимательно рассматривали ветви и листья деревьев.

Небольшая прогулка

- Наши самые активные члены школьного лесничества,- представила Евгения Павловна.

Она хорошо понимает детей, сама, будучи ученицей Павловской средней школы Угловского района, участвовала в первом слете школьных лесничеств и юных друзей природы! А куратор от лесокомбината – 24-летний Денис Шубин. Именно «Елочка» помогла ему сделать судьбоносный выбор: с отличием экстерном окончил лесотехнический вуз в Екатеринбурге, а теперь - заместитель директора Бобровского лесокомбината, защитил кандидатскую диссертацию. «Трудно переоценить роль школьных лесничеств в воспитании подрастающего поколения», - считает он.

Из школьного лесничества «вырос» и директор Бобровского лесокомбината Сергей Самсоненко. Он придает особое значение такому дополнительному образованию. Может, и продержалась «Елочка» сорок семь лет благодаря серьезному отношению умных взрослых?

 

Сегодняшние лесовички

Год занимается в лесничестве восьмиклассник Николай Кузьмин. Он рассказывает, что теперь другими глазами смотрит на приобский бор:

- Лес - дом для животных. К сожалению, понимают это далеко не все. Столько следов оставляют после себя взрослые : кострища, мусор, битое стекло. Бобровские боры приютили барсуков, лосей, лисиц, а вот медведей здесь уже нет. Истребили.

Как-то Николай увидел, что по дорожной обочине шествовала рысь с детенышами:

- И мне стало тревожно, а вдруг кто-то убьет их? – говорит школьник.

…Тихо упал на землю желтый лист, потом еще и еще…

- Красиво здесь, - вздохнула девятиклассница Настя Горохова, - так хочется, чтобы пожары не коснулись наших боров. Хочется узнавать больше и больше о природе, лесе, о том, как сберечь их.

Настя теперь прекрасно понимает, зачем прокладывают минерализованные полосы, ежегодно опахивают зеленые массивы, ставя заслон огню.

- Меня удивляет, что люди равнодушны к лесу, оставляют непотушенные костры, пакеты мусора после пикников. Я другими глазами смотрю на мир после того, как стала заниматься в школьном лесничестве, - признается Настя.

Они показались очень взрослыми и зрелыми людьми. Девятиклассница Таня Полешкина, которая второй год занимается в школьном лесничестве, посетовала:

- Делала уроки, вижу через окно, как остановилась дорогая машина, и дачник поставил у забора пакет с мусором. Мне было очень стыдно. Подбросил! Сел в машину и уехал. И в бору, под деревьями мешки с мусором оставляют…

Посчитаем, подумаем

В двадцати районах края сорок два школьных лесничества. За ними закреплено около 5700 гектаров леса и 14 гектаров питомников. Есть чем погордиться, отметив бесспорное лидерство Алтая в столь нелегком деле, как экологическое воспитание подрастающего поколения.

Смущает, однако, что еще пять лет назад школьных лесничеств было больше. Помнится, называлась цифра - 53. Конечно, можно сделать вид, что ничего страшного нет. Лучше, мол, когда не ради галочки… И все же хотелось бы, чтобы уменьшение числа детских лесничеств проанализировали в структурах, руководители которых из года в год в своих отчетах выделяют эти формирования отдельной строкой.

Конечно, приятно быть причастным к доброму делу, рожденному в крае полвека тому назад и по традиции сохраняемому. Сегодня самое время и разобраться: почему закрылись школьные лесничества, каков их статус, какое управление или ведомство за них в ответе, кто должен поддерживать материально учителей и кто повлияет на частника – руководителя иной «оошки», у которого голова не болит о том, чтобы сельские дети были заняты полезным и интересным делом во внеурочное время?

До реформы лесной отрасли все было ясно: школьные лесничества на своих плечах тянули лесхозы, будучи государственными структурами, а управление лесами имело рычаги воздействия. Сегодня ситуация иная. На голом энтузиазме заниматься во внеурочное время не всякий преподаватель согласится. Да и не только в этом дело. Нередко можно услышать, мол, лесникам нужно - пусть и делают. Но школьные лесничества нельзя сужать до понятия кузницы кадров.

Главное - приобщение детей к участию в сохранении природы. А это категория общечеловеческая.

Школьники, которые мастерят скворечники, а потом развешивают их, наблюдают за повадками птиц и зверей или помогают взрослым в посадке деревьев, знают, что Алтайский край - на самом-то деле малолесный, всего лишь чуть более 22 процентов его территории занимают зеленые массивы. И хотят и умеют его беречь.

Беседуем с методистом краевого детского экологического центра Ольгой Аришиной.

- К сожалению, не во всех школах есть необходимое оборудование и специалисты для качественного проведения занятий по специальным дисциплинам. Но есть и положительные примеры. В Мамонтовском районе возобновила свою работу малая лесная академия. Несмотря на трудности, успешно продолжают свою деятельность школьные лесничества - ветераны юннатского движения, создаются и новые.

Есть чем гордиться залесовцам. Силами ребят создан пока единственный в крае школьный кедровый питомник. Саженцы, выращенные юными лесниками, пойдут на восстановление кедровых лесов в Залесовском заказнике, которые были практически уничтожены в результате браконьерских рубок.

Фоторепортаж
Блоги