ЗОИН СКВЕР

ТАК ЗАХОТЕЛОСЬ НАЗВАТЬ ЭТИ МОЛОДЕНЬКИЕ ДЕРЕВЦА

00:00, 01 октября 2010г, Общество 1372


ЗОИН СКВЕР Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Появились они на пустыре в Лебяжке. Зоя Шмелева посадила их в честь 65-летия Великой Победы.

Растут

Останавливаемся у рябины – что за прелесть. Такая нарядная, и немного жаль, что под легким ветерком опадают резные листья.

- Мои деревца станут такими же высокими, не успеешь оглянуться, - говорит Зоя Шмелева.

Мы только что навестили ее молоденькие посадки. На пустыре вдоль дороги весной появилось шестьдесят пять тоненьких деревцев.

- Это мы с сыном Володей посадили, - объяснила Зоя Яковлевна, - мне очень хотелось отметить чем-то значительным год 65-летия Великой Победы, а сын привез саженцы. Так они и появились здесь.

Дубки, черемуха, ива, березки, сосенки принялись, ведь за ними семья заботливо ухаживала, поливали все лето. А сегодня, когда рассматриваем эти посадки, Зоя Яковлевна с тревогой говорит:

- Видите, вот здесь машина проехала, придавило несколько кустиков. Непременно посадим, чтобы было точно 65!

А потом добавляет:

- Председатель Лебяжинского сельсовета Александр Георгиевич сказал: «Не беспокойтесь, восстановим».

Энергичная, с молодыми глазами, эта женщина не перестает восхищать. Говорили с ней о жизни. И всякий раз узнаю все новые факты. Ее общественных, так скажем, «должностей» не перечислить. Даже назвать лишь некоторые – будет сразу ясно, что за женщина возглавляла, а сегодня является членом совета ветеранов вой-ны и труда Лебяжинского сельсовета. Была председателем уличного комитета двадцать два года в поселке Кирова, вот откуда это желание благоустроить и озеленить поляну. Кстати, здесь на пустыре еще недавно была свалка.

- Мы ее расчистили, сын вывез мусор.

Перед выходом на пенсию трудилась на Алтайском заводе агрегатов слесарем-сборщиком, а до этого – бухгалтером-экономистом. И всегда была отличаема, на высоте.

Когда началась война, Зое исполнилось только 10 лет, а пошла работать года через два. Жили в Шипуновском районе, в селе Чупино.

Мама Анфиса Яковлевна трудилась пояркой, а Зоя с братишкой Ванюшкой помогали ей. «Нас не спрашивали, где нам хочется поработать, не были приписаны к какому-то определенному месту, куда пошлют, туда идем». Сказал бригадир: «Пойдешь лопатить» - шла. Хорошо, когда посылал на ток, гора пшеницы – знай успевай. Хочешь есть – никто не одернет, если в рот отправил зерно, а в карман положил – сразу уши надерут и выгонят. А если взрослый возьмет – тюрьма. Без слов и объяснений. Врезался в память такой случай. Работала женщина, ее отца осудили как врага народа, возила хлеб Войковской бригады, за мужика грузила мешки, трудилась непрерывно. Героиня – только это слово и подходило к ней – так много она работала – сдержанная, молчаливая. Она хотела накормить голодных детей и насыпала полкотелка пшеницы. Посадили. А ребятишки остались одни. Петя и Ванечка. Об этом хорошо знает Зоя Яковлевна, потому что Иван станет впоследствии ее мужем. Зинаиду Владимировну, свою свекровь, Зоя Шмелева запомнила на всю жизнь.

 

Война

Отец Яков Гриднев сразу добровольцем пошел на фронт, воевал, его тяжело ранило, лежал в московском госпитале, вернулся в родную деревню инвалидом. Его расспрашивали о боях, о друзьях, товарищах. «Командир сказал: Гриднев – ты герой». Зоя Яковлевна запомнила это.

- Пришел отец, образование два класса, а руки золотые, многое умел и знал. И поставили его председателем сельпо, добрый, работящий, о себе хорошее мнение оставил в деревне. И мы, дети, работали.

Тринадцатилетняя Зоя держала мешки, куда сыпалось зерно… Начинался сенокос – подкапнивала сено, ставила вместе с остальными стога. Брат Ваня управлял лошадью.

- Дети есть дети, - улыбается Зоя Яковлевна, - убегут купаться на Порозиху, а председатель подойдет и давай по воде бичом стебать, выгоняет из воды. Моего мужа Ваню, а он совсем пацаном был, брал под мышки.

На берегу стояли шалаши, где укрывались от дождя и ночевали, чтобы не тратить время на дорогу до дома, успеть сделать побольше. Косили на косарке – так называлось нехитрое устройство, тянула его лошадь.

 

Плач матерей

Сильно запомнился плач матерей. Пройдет почтальон – вой и стон по деревне. Собирались вместе, так легче горе выплакать. Ждали. И все равно, несмотря ни на что – ждали. И уходили из жизни с верой, на смертном одре говорили: «В гибель мужа не верю». Маме женщины говорили: «Твой вернулся». И головы отворачивали, убегали. Мужиков в деревне не было.

Года два не могла учиться – не в чем было на уроки ходить. Школа семилетка в Самсонове, это за девять километров. Когда возвратился с войны отец, появились ботинки, а одежка-то – жакет зеленый да юбочка до колен. Коленки замерзнут, аж синие. Окончила семилетку, собралась в медучилище, а отец говорит: «Это военная специальность, иди на счетовода». Он очень хотел, чтобы у дочери была мирная профессия. Узнала, что есть в Барнауле где учиться, но за свой счет. Отец кормилицу-корову продал для того, чтобы деньги на образование дочке собрать.

Большая жизнь. Сколько в ней полос… Сегодня, с высоты пройденного, будто глаза открываются, понятны становятся извивы судьбы. И ничего в ней лишнего, неспроста делался каждый шаг, каждое событие впоследствии приобретало глубокий смысл. Уезжали в Чимкент к дяде, а потом возвратились на Алтай: как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Поселились в Чупино в отцовском домике, и пошла мирная жизнь. Она многому научила. Все делать умеет. Прясть, например, шерсть. Вязать. Свитера сыну, внукам. Привычка рано вставать – тоже из детства. Мать уходила очень рано в те военные годы, а Зое надо было картошку сварить братишкам. А потом бежали вместе маме помогать.

Зимы военные страшные. Крутили вручную, как сепаратор, машину по обработке зерна. Оно летит в одну сторону, шелуха – в другую, колючий мусор забивается в рот, лезет за ворот. Обуваться не во что – тряпками ноги обмотаешь и бежишь.

- Жили мы бедно, но чисто. За чистоту держались, она помогала выдержать, не опуститься. Всю посуду чистила песком, приберусь, улицу размету – и даже легче становится.

…На крыльце появилась Зоя Яковлевна. На солнце так полыхнули медали.

- Я ж работы никогда не боялась, - скромно объяснила Зоя Яковлевна. – И детей так воспитала. Дала им образование, и у внучек хорошие результаты – серебряные медали по окончании школы, у Оли – красный диплом мединститута.

Вновь спрашиваю: «Вы с братьями такие маленькие работали?»

- Везде в тылу дети трудились. Война началась, сразу повзрослели. Всякое было. Каждый сам за жизнь цеплялся. Потому что отвечать за тебя другим было некогда.

Как-то упала под комбайн и чудом осталась жива. Ее хранят небеса и сегодня.

Что пожелает молодым матерям?

- Приучайте своих детей к труду. Идете в огород полоть грядки, берите с собой сына или дочку. Не отталкивайте их от работы, от желания помочь. Тогда и труд им будет в радость, – так считает Зоя Яковлевна.

Фоторепортаж