ТОЛСТОВЦЫ

00:00, 17 сентября 2010г, Общество 2112


ТОЛСТОВЦЫ Фото №1

Эта публика известна с позапрошлого века - страстные читатели и почитатели великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, приверженцы его идей, взглядов, мыслей, хранители произведений и реликвий гения. Толстовцев и в наше время немало. Библиотеки, как и прежде, устраивают читательские конференции. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются книги с дарственной надписью Толстого. А в народе по сию пору называют толстовками и любят блузы, подобные тем, в каких хаживал Лев Николаевич.

На пороге музея истории 63-й школы, что на Южном, меня сразу остановила экспозиция «Ясная Поляна - светлый уголок России». Удивительная история этого уголка. Его создала педагог Валентина Ивановна Булаева - преподаватель математики. Да-да, не гуманитарий, но глубокий знаток Толстого, потому что дышала воздухом знаменитой усадьбы, выросла в Яснополянском детском доме, закончила на тульской земле пединститут. Словом, прививка толстовская на всю жизнь. А на Алтай ее позвала целина. И край стал второй родиной.

Валентина Ивановна 32 года отдала школе, которая стала толстовкой. Об этом свидетельствует мемориальная доска. С Ясной Поляной Барнаул связывает давний и крепкий мост. Во главе с директором школы Юлией Ермоленко ребята туда ездили не только на экскурсию, но и на работу в усадьбе. «Уголок» наполнен яснополянскими экспонатами, перепиской с праправнуками писателя. А в его музее есть экспозиция «Лев Толстой на карте Алтайского края».

Мария Пашинина, награжденная краевой медалью «За заслуги перед обществом», тоже считает за честь слыть и быть толстовкой. Отличник народного просвещения РФ, преподаватель русского языка и литературы, председатель ветеранской организации управления народного образования и по делам молодежи, она подкрепляет почетное признание делом. Подготовила и издала брошюру «Л.Н. Толстой и мы», подарила ее музею писателя. В ней собраны высказанные гением в 22-томном издании мысли, суждения, советы, касающиеся самых разных сторон человека, жизни вообще. Вот какой отклик получила автор:

«Уважаемая Мария Александровна!

Примите нашу искреннюю признательность за Ваше доброе отношение к музею Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»! С благодарностью подтверждаем получение в дар Вашей брошюры «Л.Н. Толстой и мы» (10 экз.).

Вы верно подчеркнули во «Введении», что в произведениях Л.Н. Толстого можно найти ответы на вечные вопросы жизни, в решении которых он пытался принимать участие.

«В моих писаниях есть весь я», - говорил Л.Н. Толстой. Пожалуй, не было ни одной острой и волнующей человечество темы, которую бы не пытался осмыслить Лев Толстой. Он подарил нам свое личное знание, возможность общения с ним на долгие годы. И по прошествии десятилетий сегодня актуальность и злободневность его произведений только растет.

Ваша работа «Л.Н. Толстой и мы» - замечательный подарок к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого.

Это издание будет бережно храниться в отделе книжных фондов музея и использоваться в работе научными сотрудниками.

Желаем Вам творческих успехов и всего самого доброго!»

Спрашиваю: «Почему вы, Мария Александровна, взялись за весьма и весьма нелегкий творческий труд? Что вас подвигло?».

- Во-первых, очень Толстого люблю. И понимаю Антона Павловича Чехова, говорившего: «Ни одного человека не любил так, как его...» А потом еще скажет: «Нельзя себе представить, как мы, как этот мир будем без него». Во-вторых, меня страшно огорчило и огорчает постепенное исчезновение произведений Толстого из нашей жизни. Давайте вспомним юбилейные выпуски. Самый большой - 90 томов, потом - 61, к 100-летию со дня рождения издано 22 тома, а к 180-й годовщине, к 2008 году было обещано лишь 12. Но этих томов и ныне нет. Как понимать? К слову, в академическом 90-томнике были щедро отданы две толстых книги даже для вариантов и черновиков «Войны и мира».

- Вас, наверное, прежде всего привлекали размышления писателя о просвещении? Любопытна необычность его рассуждений о школе как о каком-то существе. Говорил: «Есть у меня поэтическое прелестное дело, от которого невозможно оторваться, - это школа».

- Мысль развивается далее: «Школа, нам бы казалось, должна быть и орудием образования, и вместе с тем опытом над молодым поколением... Так сказать, педагогической лабораторией... Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения... Воспитатель есть первый ближайший человек, над которым дети делают свои наблюдения и выводы, которые они потом прикладывают ко всему человечеству...

...В университетах существует догмат, который не высказывается профессорами, этот догмат папской непогрешимости профессора. А изустная передача имела бы значение только тогда, когда студенты имели бы право оппонировать, и лекция была бы беседа, а не урок». Подробнее с точкой зрения писателя на образование можно ознакомиться в т. ХVI, стр. 47.

- Вы находите эти мнения современными?

- Более да, чем нет...

- А можно привести мнение Льва Николаевича, актуальное ныне для общества в целом?

- Пожалуйста: «То, что составляет главное общественное бедствие народа и не у нас одних, - это управление, бесчисленное количество чиновников; то что составляет причину экономического бедствия нашего времени».

В наше время эта проблема на слуху, начинает решаться на практике.

- Вы целый раздел отвели соображениям писателя об экономике...

- Скажем, деньги. Суть их по-толстовски: «Деньги не имеют ничего несправедливого и вредного, деньги есть естественное условие общественной жизни. Властвование одних людей над другими происходит не от денег, а от того, что рабочий получает неполную стоимость своего труда - из-за свойств капитала, ренты, заработной платы и сложных отношений между ними и между самим производством, распределением и потреблением богатств. По-русски выходит, что люди, у которых есть деньги, могут вить веревки из тех, у кого нет денег. Деньги - безобидное средство обмена, но только не тогда, когда они насильно взимаются... Мужики знают давно, что рублем можно бить больнее, чем дубьем. Но только политико-экономы не хотят видеть этого»...

- Интересно, как и мы в наше время, Толстой досадовал, что развитие экономики тормозит разрыв между теорией и практикой.

- Он сильно возмущался этим хроническим явлением. Вот что писал: «Меня всегда удивляют часто повторяемые слова - да, это так по теории, но на практике-то как? Должно быть, было на свете ужасно много глупых теорий, если вошло в употребление такое рассуждение... Как же может быть, чтобы человек думал, что надо делать так, а делал бы навыворот?..»

- Из приведенных в брошюре высказываний видно, как трепетно относился великий писатель к земле. К тому же в своем стремлении к опрощению сам не чурался крестьянской работы на земле - косил, сеял, пахал.

- На протяжении всей жизни он боролся за общенародную принадлежность земли. Читаем: «Не может существовать право одного, какого-то бы ни было человека, богатого или бедного, царя или крестьянина, владеть землею как собственностью. Земля есть достояние всех и все люди имеют одинаковое право ею пользоваться. При всех моих встречах с членами Думы я считал своей обязанностью умолять их о том, чтобы они хотя бы подняли в своей Думе вопрос об освобождении земли от права собственности... Но, очевидно, эти господа слишком усердно заняты молотьбой пустой соломы».

- А каков писательский взгляд на назначение человека?

- Толстой говорил: «Человек, считающий жизнь трудом, будет ставить себе целью по мере приобретения умения, ловкости и выносливости все больший и больший труд, все более наполняющий его жизнь... И положение такого человека по внешним условиям и по внутренним будет более счастливо, чем того, который кладет жизнь на приобретение собственности».

У Льва Николаевича на все был свой взгляд, свой ответ. Он писал: «Мое любимое и главное подразделение людей в то время, о котором я пишу, было на людей благовоспитанных или неблаговоспитанных». Или: «Высшей степенью преобладания воли человека является преобладание ее над разумом. В этом состоянии воля повелевает разуму мыслить и мыслить только то, что разумно».

Интересны его правила и предложения человеку: «Не обдумав поступок, будь нерешителен. Обдумав поступок, будь решителен. Каждому делу предавайся вполне. Всегда трудись. Не лги. Бойся праздности и беспорядка. Простота есть главное условие красоты моральной. Будь прям, хотя и резок, но откровенен со всеми».

Писателя особенно возмущала самоуверенность. Это видно из его слов: «Какое ужасное свойство самоуверенность, довольство собой. Это какое-то замерзание человека: он обрастает ледяной корой, сквозь которую не может быть ни роста, ни общения с другими, и ледяная кора эта все утолщается и утолщается».

А вот отношение писательское к нравственности: «Нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность не совместимы».

Интересный совет он дает пишущим: «Писать только тогда, когда есть что сказать новое и важное людям, и когда это знание томит, просится наружу, дает дерзость, гордость и силу». Это он называл писать сердцем. Такое же требовательное отношение у него к искусству: «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Оно дается редким избранным и поднимает избранника на такую высоту, на которой голова кружится и трудно удержаться здравым».

- Вы не пожалели места и многое почерпнули в тонкой теме нравственности и любви.

- Потому что во всех произведениях Лев Николаевич писал о любви. Заметьте, даже делил любовь на три вида - красивую, самоотверженную, деятельную. Причем каждую обстоятельно характеризовал. Разве не любопытно! Еще любопытнее было узнать, как далек от рассудительности, как робок был Лев Николаевич, когда сам полюбил. Писал Софье Андреевне: «Мне становится невыносимо. Три недели я каждый день говорю: нынче все скажу и ухожу с той же тоской, раскаянием, страхом и счастьем в душе...»

- Зато как он был категоричен и решителен в стремлении ограничить профессиональные желания женщин.

- Да, он был просто ярым противником универсальности женщин. Писал: «Я готов согласиться, что женщины могут все то, что делают мужчины, и даже, может быть, и лучше. Однако без женщин-врачей, телеграфистов, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся. А без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих, поддерживающих в нем все это лучшее - без таких женщин плохо бы было жить на свете. И потому идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал мужчины».

- Первый тезис Льва Николаевича можно оспорить с массой доказательств в руках. А вот за второй, за понимание высокого назначения женщины спасибо. Это в устах Толстого дорогого стоит.

- Особенно с учетом его откровения: «Ничто так не подвигает к добру, как сознание того, что тебя любят. Оно подвигает и тем, что радостно быть любимым и делаешь то, что вызывает любовь, подвигает и прямо, непосредственно тем умилением, которое возбуждает любовь. Любовь есть единственная разумная деятельность человека».

 

Беседовала Надежда ПРОХОРОВА.

Фоторепортаж