ПРИМЕРОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ

В 13 МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ КРАЯ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ, А ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА РАСХОДУЮТСЯ НЕРАЦИОНАЛЬНО

00:00, 16 марта 2010г, Политика 3148


ПРИМЕРОМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ Фото №1

Об этом, а также о некоторых аспектах бюджетной политики состоялся разговор с заместителем губернатора Алтайского края, председателем комитета администрации Алтайского края по финансовой, налоговой и кредитной политике Владимиром ПРИТУПОВЫМ.

– Уже не раз отмечалось, что краевой бюджет на 2010 год несколько меньше предыдущего, что связано со всем известными причинами, – говорит Владимир Геннадьевич. – Но здесь нужно отметить, что в течение года мы ожидаем увеличения налоговых и неналоговых доходов, что говорит о стабильности ситуации и прекращении падения. С учетом изменения взаимоотношений с федеральным центром – по сравнению с 2009 годом – произойдет увеличение налоговых доходов бюджета, которое составит 19 млрд. рублей.

Нынешний бюджет можно назвать более социальным, чем предыдущие, поскольку в нем предусмотрены индексации всех социальных выплат. Это единственная статья расходов, возросшая по сравнению с прошлым годом. Средства здесь предусмотрены в полном объеме, и положенные им льготные выплаты граждане получают и будут получать вовремя.

Произошел пересмотр различных краевых программ, взаимоотношений с муниципальными образованиями в плане переоценки каждого направления расходования средств с целью сокращения расходов. В то же время объем финансовой помощи всем муниципальным образованиям был сохранен на уровне 2009 года и перераспределен между ними с учетом экономической ситуации в каждом отдельном муниципалитете.

– Финансирование муниципалитетов сохраняется на уровне прошлого года. А как обстоит дело с пополнением этих бюджетов с помощью собственных доходов и насколько рационально они используются?

– В нынешней ситуации мы, разумеется, бюджетам муниципальных образований уделяем дополнительное внимание. Нужно отметить, что если в 2009-м краевой бюджет сократился и принял на себя основной удар, то бюджеты муниципальных образований незначительно, но увеличились, что обусловлено структурой их доходов, которые менее подвержены кризисным влияниям.

В ситуации, когда нет былого роста доходов, наиболее актуальным становится вопрос рационального использования средств. Мы много занимались этим в прошлом году и на краевом уровне, и во взаимоотношениях с муниципалитетами.

Было принято и выполнено решение о сокращении расходов на содержание административного аппарата, так же было рекомендовано сделать и в муниципальных образованиях. Определить неэффективные расходы, уменьшить их, а от иных и вовсе отказаться. По этому принципу мы ежегодно – в 2007, 2008, 2009 – проводили оценку работы муниципальных образований, и нужно сказать, что позиции лидера по объему неэффективных расходов сохраняет Барнаул. Сверх рекомендованного норматива на содержание муниципальной власти здесь в 2009-м было потрачено 10,8 млн. рублей. Данные средства были изъяты из социальной сферы.

Второй важный момент – это дотирование из городского бюджета предприятий, оказывающих коммунальные и транспортные услуги. Муниципалитетов, работающих по такой схеме, в крае остались считаные единицы, и то, что подобная практика сохраняется в краевом центре, просто недопустимо.

Если же взять в целом объем неэффективных расходов по Барнаулу, можно сказать, что если бы они не производились, не было бы и необходимости у администрации города брать кредиты в коммерческих банках, выплачивая по ним солидные проценты. Эти деньги можно было бы направить как на развитие городского хозяйства, так и на поддержку социальной сферы.

Подобная ситуация наблюдается и в некоторых других муниципальных образованиях. Всего на сегодняшний день их в нашем крае насчитывается тринадцать.

– Если вернуться к Барнаулу, то можно сказать, что к вашим рекомендациям в его администрации не прислушались?

– Если и прислушались, то не в полной мере, поскольку сам факт нарушения норматива сохраняется. Согласно требованиям закона должна быть прекращена и практика дотирования предприятий. Дотации за коммунальные и транспортные платежи должны получать граждане, эти платежи осуществляющие, точнее, те из них, кому положено по закону, но никак не предприятие. Данное нарушение законодательства также сохраняется в краевом центре по сей день.

Есть вопросы, связанные с распределением бюджетных средств между муниципальными учреждениями Барнаула – больницами, школами и т. д. Единых правил здесь нет, что тоже является далеко не лучшей практикой.

– Насколько эффективно используются возможности получения дополнительных средств в бюджет Барнаула?

– Если взять объемы поступлений денежных средств за использование городских земель, то видно, что Барнаул не является лидером не только среди такого рода муниципальных образований в Сибирском федеральном округе, но даже и в нашем крае. Иные городские образования нашего региона получают их больше на душу населения, чем в краевом центре. Притом что и уровень развития экономики, и доходы жителей у них несколько иные.

– Вы сказали, что подобная ситуация сохраняется всего в 13 муниципальных образованиях края, а как она выглядит, скажем, во втором по величине городе края – Бийске?

– В области использования городских земельных ресурсов и Бийск, и, к примеру, Новоалтайск имеют более высокие доходы на гектар земли и душу населения, чем в Барнауле. Поэтому ситуация в краевом центре обязательно должна измениться. Этого требуют и закон, и экономическая составляющая. Такие изменения происходят в других муниципальных образованиях, уверен, что произойдут и здесь. Город Барнаул, как краевая столица, обязан быть примером для других муниципалитетов, но пока об этом в плане эффективного использования бюджета говорить не приходится.

Беседовал Константин СОМОВ.

Фоторепортаж
Блоги