КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ…

00:00, 26 августа 2010г, Культура 2968


КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ… Фото №1

Алтайский краевой театр драмы им. В.М. Шукшина откроет новый, 89-й театральный сезон большой постановкой в жанре "military comedy" ("военная комедия") – спектаклем "Мамаша Кураж и ее дети" по пьесе Бертольта Брехта. Премьера намечена на 1 октября. 

Лучшей в творчестве Брехта считает эту пьесу режиссер театра Роман Феодори (Ильин):

– Никто еще не вскрывал человеческую природу так беспощадно и откровенно, как это сделал Бертольт Брехт, – отмечает он. – В нашем мире замечательные человеческие качества становятся губительными, а способность адаптироваться в мире дает реальный шанс выжить. И каждый сам для себя решает, какой путь выбрать. Героиня Брехта ради детей готова приспособиться к любым обстоятельствам. Но рано или поздно за все придется платить. И цена окажется неожиданно высокой.

Повествование разбивается стихами, танцевальными номерами, песнями. В какой-то момент театр перестает быть театром и превращается то в трибуну, то в исповедальню, откуда мы слышим голоса людей, которые не могут больше молчать. Брехт дает зрителю некую головоломку, пищу для ума – в пьесе нет дидактики, зрителю предоставляется полная свобода выбора. Ставится вопрос – какую цену нам придется заплатить за свое преступное молчание?

– Если я увижу на улице, как сильный бьет слабого, и не ввяжусь, то из-за моего молчаливого согласия я буду тем же самым сильным, который бьет слабого. Если вы не заступитесь, то и за вас потом никто не заступится, именно об этом и пишет Брехт, – говорит Роман Феодори. – Но если я выскажусь против несправедливости, то подвергну опасности себя и своих близких… Таков выбор.

* * *

Специально для этого спектакля вырабатывался "способ" репетиций, который был продиктован самим материалом. Ведь Брехт – революционер, реформатор театра: все, что происходит на сцене, он переворачивает вверх дном. Для этого спектакля планируется приготовить специальную площадку, чтобы достичь эффекта единства театра и зрителя: артисты будут выходить в зал к зрителю, разговаривать с ним.

– Это не рассказывание истории, это прямой диалог со зрителем, – объясняет режиссер. – Поэтому действие будет постоянно прерываться, актер будет выходить "из своего персонажа" и разговаривать со зрителем от лица себя самого. Это называется – "техника отчуждения". Действие прерывается и музыкой, танцами, песнями… Зрителю в кресле должно быть неуютно, он не расслабится и не получит удовольствие. Зато постоянная провокация должна побудить его к размышлению. Наша цель – заставить зрителя сомневаться в том, в чем он был уверен раньше.

Процесса распределения ролей как такового не было. Велись долгие разговоры со всеми членами труппы, пробы, и, по словам режиссера, остались только те люди, которые действительно хотят что-то сказать, выговориться. В процессе репетиций каждый понимал сам для себя смысл "Мамаши".

С актерами занимаются преподаватели вокала, 3-4 раза в неделю по нескольку часов. Все артисты будут петь сами, и на сцене во время спектакля будет играть живая музыка. Также больше обычного приходится заниматься хореографией.

Главную роль в пьесе Брехта исполнит Елена Половинкина. Вот что она сказала:

– Мне очень сложно играть эту роль. Я не такая мать для своих детей, как Мамаша Кураж – для своих. Хотя она любит детей не меньше, чем я. Моя героиня любит своих детей любовью, мне неведомой. Я пытаюсь оправдать ее, а потом сразу получаю по шее! И от себя самой, и от режиссера… Самое главное – это перестроиться внутренне, найти в себе свою правду. Очень сложно вживаться, но эта роль – роль мирового репертуара, мечта многих актрис. У меня ранее не было подобных.

Справка "АП"

Бертольт Брехт (1898-1956) – немецкий драматург и поэт. Самые известные его пьесы: "Трехгрошовая опера", "Жизнь Галилея", "Мамаша Кураж и ее дети", "Добрый человек из Сезуана", "Кавказский меловой круг".

Роман Феодори обращается к барнаульцам с просьбой принести в театр вязаные вещи черных, серых, зеленых, коричневых цветов и различные барабаны. По мнению режиссера, вещи должны иметь свою историю – это придает спектаклю глубину, сближает со зрителем.

Ольга КОРОТКОВА. 

Фоторепортаж