ПОРТРЕТ ЮБИЛЯРА В ЮНОСТИ

00:00, 20 августа 2010г, Культура 2212


ПОРТРЕТ ЮБИЛЯРА В ЮНОСТИ Фото №1

На этой неделе 75-летие отмечает актер, художественный руководитель МХТ им. Чехова, основатель собственного театра-студии, учитель множества российских кинозвезд, а еще молодой отец и пятикратный дедушка, а также Обломов, Шелленберг и Кот Матроскин из Простоквашино – Олег Табаков. Телевидение, как обычно, выстрелило целой пачкой программ на разных каналах: во вторник на «России К» представили ток-шоу «Линия жизни» с актером, на Первом канале – документальный фильм «Олег Табаков. Зажигающий звезды», а в среду на канале «Россия 1» можно было увидеть фильм «Гори, гори, моя звезда». 

В документальных фильмах и ток-шоу мэтр с понятным в общем-то пафосом (хотя и не без мягкой иронии) рассказывает о своих жизненных принципах, достижениях и воззрениях, о нем с пиететом отзываются подопечные актеры и коллеги. Но Табаков, каким бы заслуженным человеком он сейчас ни был, свое несколько двойственное обаяние, к счастью, сохранил.

Канал «Россия К» табаковскую эпопею начал с показа фильма Анатолия Эфроса и Георгия Натансона «Шумный день» (1960) по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». В нем молодой актер сыграл одну из первых своих ролей. А для барнаульцев этот фильм мог быть интересен еще и потому, что недавно на сцене Молодежного театра Алтая по этой пьесе поставили одноименный спектакль, так что есть повод для сравнений. Впрочем, подобные сравнения всегда не в пользу современности. Если наш театр полвека спустя пытается лишь как-то сымитировать атмосферу светлой и жизнерадостной Москвы начала 60-х годов и воскресить ощущение, что все лучшее и самое важное только впереди, то в фильме эта атмосфера сгустилась естественным образом и, кажется, даже без усилий со стороны актеров, режиссеров и операторов. Настолько, что черно-белое кино потом вспоминается цветным и наполненным золотыми солнечными бликами.

И это несмотря на то, что изначально сюжет розовской пьесы был построен на идеологических клише эпохи. В дружной московской семье (мать, трое сыновей в возрасте от старшеклассника до молодого кандидата наук и красавица дочь) появилась «мещанка» Леночка – жена старшего сына Федора. Леночка, черствая и непристойно зацикленная на материальном, принуждает мужа, перспективного ученого, отодвинуть науку и заняться зарабатыванием денег. Молодой семье дадут квартиру, и ее нужно будет обставить. А пока будущая обстановка – шкафы, серванты и письменные столы, накрытые чехлами, – загромождает светлую и уютную квартиру, где живет, точнее, уже теснится большая семья, что и порождает конфликты. Еще в фильме (как и в пьесе) есть ряд второстепенных персонажей, которые тоже так или иначе иллюстрируют актуальные в ту пору идеи борьбы с мещанством, узостью и ограниченностью.

А пружину действия запускает как раз самый младший сын Олег, 15-летний порывистый влюбчивый подросток, поэт и максималист в исполнении юбиляра Табакова. Почему-то принято считать, что это чуть ли не его первая роль в кино, хотя на самом деле шестая, а ему самому на момент выхода фильма было 25 лет. Для театра с его условностью такая разница в возрасте между персонажем и актером – нормальная вещь, но в кино все-таки сложнее сыграть юность так, чтобы тебе поверили. Хотя еще пять лет спустя на экраны вышла «Война и мир» Сергея Бондарчука, в которой в тот момент почти тридцатилетний актер, не растерявший мальчишеского обаяния, прекрасно сыграл восторженного Николеньку Ростова. Так что Табакову-актеру, в принципе, как-то верится.

Веришь ему и в той сцене из «Шумного дня», где он пытается произвести впечатление на одноклассниц. И когда тащит нового друга смотреть на любимых аквариумных рыбок. И в тот момент, когда он, схватив со стены шашку отца-героя Гражданской войны, рубит в щепки ненавистные серванты. И даже в последней сцене фильма, когда он читает свой горячий стихотворный манифест о нежелании предавать самое важное в себе и неприятии «тропинок, ведущих в тихий уют, где гадины гнезда свивают, где жалкие твари живут». Как ни странно, это даже смешным сегодня не выглядит. И у зрителя останется в памяти не идеология, а радость, что фильму так повезло с главным героем.  

Фоторепортаж