ЗАОЧНЫЙ КЛУБ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

00:00, 12 марта 2010г, Общество 1586


ЗАОЧНЫЙ  КЛУБ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Фото №1

«Нас, потребителей, постоянно призывают: «Учитесь отстаивать свои права и интересы!», «Добивайтесь справедливости!» И что же? Мы к вам обращались по поводу того, как много управляющая компания дерет с нас за одну лампочку на лестничной площадке, а результата нет…»

Именно так – с упрека начиналось это письмо в «АП». Справедлив ли он? Какого результата ждали его авторы? Публикации? Или чтобы УК перестала «драть» с жителей дома лихие деньги? К сожалению, сам факт публикации в СМИ в настоящее время еще не означает, что критикуемый или же какая-то из многочисленных властных структур тут же кинутся устранять недостатки и наводить порядок.

Тысячи нитей связывают каждого из нас с производителями неисчислимого количества товаров и услуг. Покупая что-то в магазине, аптеке и т.д., обращаясь в любое предприятие за услугой, мы оказываемся потребителями (товара, услуги…), и имя нам – легион. И надо понимать, что каждый из нас действительно сам должен уметь отстаивать свои права в любой сфере. И учиться этому.

Далеко не всегда редакция может направить журналиста в магазин, где обидели покупателя, в УК, чтобы разобрался с начислением за свет на лестничной клетке или почему не греет батарея и т.д. Не может газета заставить торгующее предприятие заменить сломавшуюся стиральную машину или холодильник. Этот путь долог и нелегок, он может тянуться вплоть до суда – и пройти его пострадавшая сторона должна самостоятельно. Потому что только суд (а не газета) может определить степень виновности ответчика и вынести решение, которое предписывает закон.

Что же тогда может, например, наш заочный клуб потребителей? Обратить внимание читателей, общества на типичные факты ущемления наших потребительских прав. Рассказать, как следует отстаивать свои права, научить на конкретном примере, как действовать в том или ином случае. Обсудить потребительские свойства каких-то товаров, возможности их использования. Дать шанс мастерам-умельцам обменяться какими-то секретами в области домашнего творчества и т.д.

Мы ждем ваших писем!

Обвес и обсчет «без злого умысла»

От ежедневных посещений магазинов у меня накопились какие-то наблюдения, которыми и захотелось поделиться с читателями. Может, кому-то полезными окажутся.

Известна рекомендация – просматривать и хранить чеки.

Торговое оборудование ныне замечательное. Электронные весы, которые и вес до грамма подсчитают, и стоимость – до копейки. Кассовый аппарат суммирует стоимость всех покупок, а в чеке еще и распишет, что почем и сколько. Но обсчет и обвес все-таки случаются. Вот кассовый аппарат почему-то отбил к оплате не стоимость одной селедки, а цену килограмма. Вы купили небольшой кабачок – а чек убеждает вас, что это кукуруза, цена которой выше. Или: вы взяли несколько морковок, а заплатили как за лук, который дороже. Как говорил Козьма Прутков, «если на клетке слона видишь надпись – тигр, не верь глазам своим». Обман, скорее всего, случайный (введены цифры кода другого товара), но почему-то всегда – в пользу магазина.

А вот еще интересный пример. Едем к подруге в сад, покупаем сардельки. Решив посмотреть, какой вес получился, обнаруживаем: цена килограмма заметно выше той, что значилась на витрине. Как это возможно? Не поленилась, спросила на другой день в магазине. Директриса объяснила: пока вам в отделе взвешивали покупку, на кассу поступила новая цена. А на весы в отделе еще не поступила… Удивляюсь: я нигде больше не задерживалась, вот только эти несколько метров до кассы прошла. Но на лице директрисы вдруг отражается куда большее удивление. Там ведь, на чеках, еще и время фиксируется. И по времени выходило, что в кассе стоимость покупки отбили раньше, чем взвесили ее на весах. Недоумение разрешила лишь проходившая мимо кассирша, бросив на ходу, что часы на кассе сбились…

Когда-то в этом магазине конфеты фасовали сами продавцы, и не раз случалось, что в мешочке вместе с несколькими свежими обнаруживались превратившиеся в камень и поседевшие от возраста. Теперь фасовку ведет предприятие-производитель, и надо только смотреть на дату выпуска и срок годности. А вот фрукты-овощи не всегда, но часто пакуют в пакеты и взвешивают в подсобке магазина – значит, дома вы вполне можете обнаружить и поврежденные экземпляры, и с гнильцой.

Вот порция сыра в вакуумной упаковке производителя, и вес указан – столько-то граммов. Тут же ценничек магазина – и вес значится уже несколько больший. Ненамного, конечно, но при нынешних ценах на сыр – это 3-5 рублей.

«Не берите, – советуют специалисты, – продукты с ценниками, наклеенными поверх старых». Правильный совет. Но, во-первых, не сразу и разглядишь, что это перевес – то ли из-за подпрыгнувшей стоимости, то ли чтобы прикрыть дату первой фасовки, потому что наклеивают «дубль» очень аккуратно. А во-вторых, магазин легко может заново перефасовать товар, и уж тогда не подкопаешься.

Помнится, как-то купила довольно дорогое печенье. Нижний, спрятанный, ценничек извещал, что взвешивали его полтора месяца назад. Зато теперь упаковочка стоила дешевле: усохло печеньице за время ожидания на витрине, уменьшился вес. А сошло за свежее. Вам это надо?

Если дата выпуска скоропортящихся продуктов – тех же сливок и других молочных либо рыбных пресервов, – стоящих в первом ряду витрины, вас настораживает (2-3 дня назад – для молочных, 10-15 дней – для пресервов), посмотрите упаковки из дальних рядов (свеженькое продавцы прячут поглубже, чтобы поскорее реализовать то, что поступило раньше).

И поучительная история напоследок. Кассир берет из корзины мои покупки, пробивает на аппарате стоимость и укладывает в пакет. Отодвигает его в сторонку, называет сумму. Отдаю деньги, но в кассе, как часто бывает, трудно со сдачей, и девушка просит дать ей еще мелочь. Достаю из кошелька и считаю рубли-копейки – и вдруг ощущаю рядом какое-то мимолетное движение, завихрение легкое. Поднимаю глаза – моего пакета нет. Смотрю на кассира – у нее тот же изумленно-растерянный взгляд. Пакет увели. А я ведь его даже рукой не коснулась. Но рассчиталась.

Интересно, а по правилам торговли кто должен обеспечивать его сохранность? Я или все-таки кассир, которая пока еще не отбила чек и не передала мне продукты из рук в руки?

М.ТАРАСОВА. г. Барнаул.

Не напрасные страдания

В октябре 2007 года я купил двухкамерный бытовой холодильник с оплатой сертификата программы дополнительного сервиса (ПДС) на три года – до октября 2010-го, уплатив в общей сложности без малого 23 тысячи рублей. Магазин в товарном чеке обозначен, указан и телефон.

В июле прошлого года обнаружилось, что морозильная часть вполне исправна, а вот холодильник перестал холодить, на стенках образуется лед, в верхней части крышки уплотнитель прилегает с небольшим просветом. По телефону я подробно рассказал, что случилось с холодильником. Меня соединили с представителем магазина по качеству, я снова объяснил причину обращения и получил еще два номера телефона. Позвонил по обоим – и собеседники популярно объяснили, что я звоню не по адресу и сервис их не касается.

Игра в испорченный телефон продолжалась. Потребовалось еще несколько звонков и многословных объяснений, прежде чем я услышал: ждите мастера.

И вот он пришел, осмотрел холодильник и сказал, что нужен ремонт, а помимо него нужно менять и дверцу. Получить которую можно из Новосибирска, Москвы или даже из Италии.

Снова пришлось звонить по кругу, отправлять письменное обращение с просьбой сообщить о результатах осмотра и дальнейших действиях, ответа на которое не последовало.

В комитете по защите прав потребителей услышал: надо подождать получения новой дверцы, как, мол, и советовал мастер.

Наконец в августе мой холодильник забрали из дома.

Периодически я звонил по телефону, интересовался судьбой моего кормильца. Но слышал лишь ответы, как говорят в народе, «сквозь зубы», что новую дверцу пока не получили.

Через месяц с лишним отправил письмо с уведомлением по адресу, указанному в торговом чеке. Оно вернулось с отметкой: «адресат выбыл». Написал и отправил еще три обращения. Продолжал звонить и по телефону. И вот холодильник привезли. Но ничего с ним не было сделано. Только вот морозилкой активно пользовались, о чем можно было судить по грязи и неприятному запаху. Да еще снаружи холодильник покарябали. Я попросил отвезти его назад.

Потом поступил ответ, подписанный директором магазина, в котором сообщалось, что в обмене холодильника мне отказано, но что он «отремонтирован и ожидает выдачи».

И привезли мне… совершенно новый холодильник. Ну, что же, спасибо за чудо с превращением моего неисправного в новый агрегат! Прямо награда за месяцы моих волнений и мучений! Непонятно только, почему в нем переклеили номер с моего старого холодильника – чтобы представить, что это не замена, а ремонт?

И кому же в таких случаях надо предъявлять претензию за то, что я столько времени прожил без холодильника, питаясь лишь тем, что можно съесть сразу и испытывая определенные неудобства?

Борис АЛЕКСЕЕВ,инвалид Великой Отечественной войны.

От редакции: Бориса Андреевича, как видим, можно поздравить – ему удалось отстоять свои права и выиграть это непростое сражение (в приписке к редакции он добавил: «Если бы вы знали, каких трудов это мне стоило…»). Переклеивание номера – это, видимо, маленькая хитрость. По закону при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. А так, мол, счет идет с октября 2007...

Что касается ответа на второй вопрос, то в законе четко говорится: по требованию покупателя магазин обязан в семидневный срок безвозмездно предоставить во временное пользование на период ремонта (замены) аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. В подобных случаях потребитель сам решает, требовать ли ему на время ремонта во временное пользование аналогичный товар или обойтись без него.

* По вопросам защиты прав потребителей можно обращаться в управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю по адресу: Барнаул, ул. М. Горького, 28; тел.: 8(3852) 24-99-59, 66-54-27, 36-46-41.

Фоторепортаж