МЕЛОДИЮ НЕЛЬЗЯ ПОХОРОНИТЬ

ТАКУЮ МЫСЛЬ ВЫЧИТАЛ МЕЖДУ СТРОК БАРНАУЛЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ РЕЖИССЕР

00:00, 17 августа 2010г, Культура 2225


МЕЛОДИЮ НЕЛЬЗЯ ПОХОРОНИТЬ Фото №1

В краевом Театре музыкальной комедии 12 августа состоялась традиционная пресс-конференция, на которой журналистов посвятили в планы грядущего сезона.

Вопреки традиции театр откроет свой 51-й сезон первым в городе – 10 сентября. На суд зрителей будет представлен музыкальный спектакль «Голубая дама» по одноименной повести алтайского писателя Марка Юдалевича.

Эту постановку коллектив театра посвящает 280-летнему юбилею Барнаула. И потому премьера «Голубой дамы» состоится 5 сентября.

 Театралы старшего поколения наверняка хорошо помнят первую, тридцатилетней давности, постановку повести Марка Юдалевича на сцене Театра музыкальной комедии. Тогда она тоже была посвящена юбилею Барнаула.

Авторами либретто «Голубой дамы» были Марк Юдалевич и «доморощенный» театральный драматург - заслуженный артист России Эдуард Овчинников, музыку к спектаклю по просьбе театра написал ленинградский композитор Сергей Баневич, а постановку осуществил заслуженный деятель искусств России Леонид Халифман.

Судьба оказалась к этому спектаклю более чем благосклонна! «Голубая дама» пользовалась неувядающей любовью публики не менее десяти лет и выдержала 500 (а по другим источникам - 700) «испытаний сценой». Этот рекорд пока не удалось побить ни одному барнаульскому спектаклю!

Любовь или свобода?

Все это, в общем-то, неудивительно, ибо в основу повести и, соответственно, спектакля легла, пожалуй, самая романтико-драматическая легенда Барнаула. Это история о неприкаянном призраке прекрасной дамы в голубом одеянии, которая в позапрошлом веке была жестоко наказана ревнивым мужем: он замуровал несчастную в стене особняка. Якобы того самого здания, где ныне находится городская администрация.

Правдивость этой легенды историками не доказана. Но она (легенда) в прошлом и позапрошлом веках подпитывалась свидетельствами людей, утверждавших, что призрак Голубой дамы время от времени прогуливается близ особняка. И непременно в сопровождении пленительной, щемящей душу музыки…

Именно на этом, на не разрушенной веками связи загадочной дамы в голубом с музыкой, и решил построить концепцию новой театральной версии режиссер спектакля Константин Яковлев.

И если первая инсценировка была подробным изложением повести, то нынешняя, которую написал артист Илья Зуев, стала весьма лапидарной. Ибо в ней полностью отсутствует целый социальный пласт – а именно противостоящий, так сказать, господствующему классу революционно настроенный люд и связанная с ним тема борьбы народа за светлое будущее.

- Мне бы не хотелось погружать зрителя в социально-исторические подробности эпохи, рассказывать о том, как тяжело жили простые люди… Мне даже кажется, что повесть «Голубая дама» была неким социальным заказом – в начале восьмидесятых было много романов подобного рода, - рассуждает Константин Яковлев. – Сейчас, я уверен, Марк Юдалевич написал бы эту историю по-другому.

Поэтому для меня это прежде всего история о конкретных людях, об их внутреннем мире, о движении их душ, о желании свободно предаваться творчеству и так далее.

- То есть ваш спектакль будет, по большому счету, вневременным. А зрителям будет понятно, что действие происходит в позапрошлом веке?

- Конечно! Но эпоха в нашем спектакле будет представлена как бы намеками. Например, это совершенно другой, чем сейчас, способ общения, движения и даже дыхания. Ведь когда люди носят корсеты, они по-другому дышат! И артисты должны всему этому научиться.

Например, все передвижения от одного предмета до другого должны происходить … через вдох. Это один из намеков эпохи, когда лишний раз не вздыхали, что было признаком хороших манер.

- Кажется, ваш спектакль будет не столько о любви, сколько о свободе. Или, точнее, о любви к свободе?

- Вы знаете, ни в первой инсценировке, ни в повести я особой любви не обнаружил. Почему тогда герой, к которому муж приревновал Голубую даму, не стал бороться за их счастье?

Любовь живет в каждом из героев, но ситуация не позволяет ей быть взаимной..

Зарицына, как мне кажется, Юлия любит потому, что с ним она когда-то чувствовала себя свободной, и теперь она снова мечтает вырваться из той стерильно-душной атмосферы, в которую ее поместил муж-генерал. Ради своей свободы, ради свободы творчества эта отважная женщина готова крушить любые преграды!

Страшный суд

- Свободы творчества? Да ведь в те времена все дамы из высшего света играли на «фортепьянах»…

- Но Юлия называет этот инструмент своим самым лучшим и верным другом. Из чего можно сделать вывод, что она чувствует себя свободной и счастливой только тогда, когда она «общается» со своим другом. Ее несвобода выливается в музыку, и эта музыка остается жить после смерти Юлии. Потому что похоронить, замуровать музыку невозможно!

- Потрясающе! Какая неожиданная трактовка этой, в общем-то, банальной любовной истории, которую «спасают» только жуткий способ казни и мистика, связанная с явлением призрака.

- В том-то и заключается весь ужас ситуации, в которой оказался генерал! Увидев привидение, можно просто закрыть глаза. А когда тебя преследует одна и та же мелодия – с ума можно сойти! Когда каждая стена, клавиша, вещь, которой касалась героиня, ЗВУЧАТ! Потому что все вокруг впитало ее творческую энергию. А истинное творчество – вечно.

Не раскрывая более никаких секретов, можно с уверенностью сказать, что столь мистического, метафоричного и отчаянно музыкального зрелища, каким задуман будущий спектакль, на сцене Театра музыкальной комедии еще, пожалуй, не бывало!

И потому немудрено, что любимица публики Виктория Гальцева, которая назначена на роль Юлии, призналась, что она находится в состоянии растерянности и даже некоторого страха. Ибо пока еще полностью не погрузилась в сложный внутренний мир своей героини.

Заслуженному артисту Юрию Кашину немного легче. Ведь его герой искренно любит Юлию любовью мужа и, может быть, еще сильней... Оттого-то и вершит столь страшный суд – и над женой, и над собой…

От оперетты до рок-оперы

Следующей премьерой сезона станет музыкальная комедия «Тетка Чарлея» О. Фельцмана (это первое название известной комедии «Здрасьте, я ваша тетя!»). Спектакль благодаря специально облегченному оформлению будет предназначен не только для большой сцены, но и для многочисленных гастрольных поездок по краю.

К Новому году, по многочисленным просьбам зрителей, будет «отреставрирован» спектакль «Черевички, или Ночь перед Рождеством». А для юных зрителей на сцене появится «Щелкунчик» П. Чайковского. Но не полномасштабный балет, а специальная версия для Театра музыкальной комедии, в которую непременно будут включены самые главные балетные сцены.

Затем театр обратится к классической оперетте – и на его сцену вновь (в четвертый раз за полвека) выйдет «Сильва» И. Кальмана.

А завершит сезон, к радости молодых театралов, рок-опера «Ромео и Джульетта».

Елена Рябова.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж