СКРИПКА, ЛИШЕННАЯ ТЩЕСЛАВИЯ

ЗАВТРА, 15 АВГУСТА, ИСПОЛНЯЕТСЯ 40 ДНЕЙ СО ДНЯ СМЕРТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ АЛТАЙСКОГО СКРИПАЧА, ПЕДАГОГА И КОМПОЗИТОРА ЯКОВА ГЛЕЙЗЕРА

00:00, 14 августа 2010г, Культура 3555


СКРИПКА, ЛИШЕННАЯ ТЩЕСЛАВИЯ Фото №1

 Жизнь этого человека была удивительным примером служения музыке: как педагог он воспитал в Барнаульском музыкальном училище сотни достойных учеников, разъехавшихся сегодня по всему миру. Как композитор писал музыку на стихи барнаульских и ленинградских поэтов, к театральным постановкам в России, Казахстане и Германии, создал множество крупных произведений – сонат, сюит. И до самого конца продолжал выступать как исполнитель. Человек ушел в 72 года, а его потрясенные друзья и коллеги говорят: так неожиданно, слишком рано, у Якова Ефимовича было столько планов…

А заниматься на скрипке Яков Глейзер начал очень поздно – в 14 лет! Правда, его отец, работник меланжевого комбината, эвакуированный в Барнаул в начале войны из Витебска, был музыкантом-самоучкой, игравшим на мандолине и других инструментах. Влюбившись в скрипичное звучание и смастерив свою первую скрипку из деревяшки и гитарных струн, Яков Глейзер музицировал с отцом – на слух, не зная нот… Этот поразительный, абсолютный слух и общая музыкальная одаренность помогли ему, уже подростку, всего за два года окончить музыкальную школу и поступить в Барнаульское музыкальное училище, а после его окончания – в Алма-Атинскую консерваторию по классу скрипки и композиции.

Притом что Яков Ефимович многократно побеждал на всевозможных скрипичных конкурсах (в том числе и межреспубликанских), в вопросах построения музыкальной карьеры он был удивительно не тщеславен: говорил, что никогда не мечтал о громкой славе и вполне был доволен тем, как складывались его жизненные обстоятельства. "Самое приятное – это ощущение, что слушатели тебя понимают", – отвечал музыкант на недоуменные вопросы.

А ведь стоило ему только пожелать – и он мог бы быть весьма знаменит, причем не только на Алтае. Коллеги и ученики не скупятся на эпитеты, описывая его одаренность. Он сотрудничал со многими музыкантами и целыми коллективами в Барнауле, России и за рубежом. Однажды известный композитор и блестящий баянист Владимир Зубицкий, много лет живущий в Италии, попросил его срочно сделать оркестровку своего масштабного сочинения. В Европе людей, способных сделать это качественно за столь короткое время, не нашлось. Якову Ефимовичу на эту работу отвели всего три месяца, а он управился за три недели…

Композиторская деятельность Якова Глейзера началась с сотрудничества с барнаульским ТЮЗом (сейчас – Молодежный театр Алтая). Он написал музыку более чем к двадцати постановкам театра, среди которых – "Кот в сапогах", "Золушка", "Завтра была война", а еще были работы для театров Свердловска, Хабаровска и даже Ганновера (на гастролях в Германии Яков Ефимович покорил своей музыкой местного дирижера, который заказал ему музыку для спектакля).

Мнения

Александр Россинский, виолончелист, педагог, заслуженный работник культуры:

– Яков Ефимович – настоящая легенда скрипичного дела на Алтае: первый выпускник Барнаульского музыкального училища, первый лауреат республиканского конкурса, педагог… И человек поразительного таланта! Такие встречаются раз на несколько сотен, может быть, даже тысяч скрипачей! Он обладал феноменальным слухом, и уж сколько я преподавал, больше не встречал ничего подобного. Во-вторых, он замечательный инструментовщик, владеющий эстрадным, театральным, классическим стилем. Вообще все, что о нем можно сказать, будет в превосходных степенях, потому что его дарование было очень масштабным. При этом он был добр, отзывчив, скромен и очень привлекал к себе людей.

Хотя Яков Ефимович больше не преподавал, он не обрывал связей с училищем, регулярно бывая на наших концертах и сотрудничая с педагогами. В последнюю нашу встречу он обещал сделать инструментовки для моих виолончелистов – не успел… У него действительно было много планов. И, кажется, давалось ему все легко – он работал быстро и талантливо.

Я радовался за Якова Глейзера еще и потому, что его сын Эдуард – один из самых заметных российских театральных композиторов, пишущий музыку для многих московских театров. И еще я рад, что наше училище успело поблагодарить Якова Ефимовича за его служение музыке: весной этого года по инициативе директора Светланы Прокофьевой мы чествовали первых выпускников, вызывали его на сцену, аплодировали, поздравляли…

 Светлана Прокофьева, директор Барнаульского музыкального колледжа:

– Яков Глейзер воспитал множество учеников, которые, по сути, формировали музыкальную культуру города и направляли к нам уже своих учеников – такая преемственность, связь поколений. Даже в игре воспитанников его учеников мы, в общем- то, видели его почерк, его школу.

Он всегда был очень отзывчив. Мы проводили вечер памяти Емельяна Каца, его педагога из второй музыкальной школы и основателя всей скрипичной школы на Алтае, а потом и конкурс его имени. И Яков Ефимович присутствовал в качестве почетного гостя, высоко оценил наших юных музыкантов – а его слово само по себе для нас было очень важно. Из того, что он говорил, было понятно, что он в курсе всех событий в музыкальной жизни города и живо интересуется успехами коллег. А на 50-летие первого выпуска училища, в котором был и он сам, он подарил нам на память свой новый диск… Так что вопрос, откуда его провожать в день похорон, даже не обсуждался: это был концертный зал училища. 

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж