ЯНТАРНОЕ РАЗНОТРАВЬЕ

ИЗ-ЗА ПРОХЛАДНОЙ ПОГОДЫ И ЗАТЯНУВШИХСЯ ДОЖДЕЙ ПЧЕЛОВОДЫ В АЛТАЙСКИХ ГОРАХ ТОЛЬКО К КОНЦУ ИЮЛЯ НАЧАЛИ КАЧАТЬ МЕД

00:00, 14 августа 2010г, Общество 4335


ЯНТАРНОЕ РАЗНОТРАВЬЕ Фото №1

Но его так мало, что друг друга спрашивают: "Медку не продашь?". О жаждущих приобрести его покупателях, которые ездят по селам, теряя надежду, и говорить не приходится.

Уж на что в Чарышском районе всегда на мед урожай, но и тут пасечники приуныли. Яков Эмм из дальнего села Усть-Тулатинка в нынешнюю морозную зиму сумел сохранить всех пчел. Омшаник устроил в сенях собственного дома, присматривал за ними. А в июле из-за дождей четыре пчелосемьи погибли, не смогли перенести такое количество влаги в воздухе. Яков Александрович рассказывает: 

– У меня тридцать ульев, но накачал всего ничего: шесть фляг. В былые времена выходило по 12-15 фляг и больше. Ночные холода в июне и июле сильно повлияли на медосбор.

Недобор ценного продукта почувствовали все, особенно пасечники, которые потеряли за зиму много пчелосемей. А таких в Усть-Тулатинке и соседних селах большинство. Поэтому и цена на мед у пчеловодов взлетела в два раза по сравнению с прошлым годом. Если продают, просят 1300 рублей за трехлитровую банку, в которой его 4,5 килограмма.

Перед этим в райцентре видела в продаже мед темный, сорный, а у Якова Эмма он густой, янтарный, льется из банки широкой сплошной полосой, похожей на резиновую. Как и положено, на поверхности переливаемой емкости янтарная струя закручивается по спирали, создавая небольшую горку и кучерявясь, как барашек. Значит, мед у него качественный, самый настоящий горный – любимый с детства. Пчелы его собирали с цветущего разнотравья.

– Только нынче вряд ли еще что-то накачаем, – вздыхает пчеловод.- Нектар с цветов смыло дождями. И вообще, последние два-три года из-за погоды меду недополучаем.

Много лет я знала старую пасечницу из чарышского села Чайное Анну Нечаеву. Она рассказывала, что для хорошего медосбора пчела летает в радиусе полутора километров от улья. Может и на три километра отправиться, но тогда мед теряется, ей приходится использовать его для поддержания собственных сил. Перед качкой Анна Семеновна обходила ближайшие горы, стиснувшие село, которое протянулось в одну улицу вдоль речки Сосновки, и считала, сколько разновидностей цветов распустилось в округе. Потом угощала нас свежим медом и сообщала, что именно в этом содержится 146 лекарственных трав!

Перед второй качкой она снова отправлялась пересчитывать цветущие травы, после чего выводила свою формулу качественного горного меда. Анна Семеновна прожила 90 лет и в конце жизни, когда силы ее покидали, не переставала удивляться: "Откуда эта старость навалилась? Я в 70 лет еще молодой была, на любую гору легко взбиралась!" А я думаю, что силы ей давал целебный мед, в котором она знала толк. А как отошла от дел, не стала управлять совхозной пасекой, так и старость начала быстро брать свое.

Яков Эмм о свойствах меда тоже знает все, поэтому удивляется поведению некоторых пчеловодов:

– Знаю немало таких, которые сами мед вообще не употребляют, – говорит Яков Александрович. – Едут на пасеку, берут с собой сахар. Я этого не понимаю и мед употребляю регулярно. Люблю перед сном принять ложку-другую, чтобы лучше спалось, ну и с чаем, конечно, особенно зимой. Простуду им изгоняю. Еще собираю прополис. Его настойка на спирту лечит болезни легких. Когда в Барнаул еду на осмотр к врачам, которые помогали мне победить серьезную болезнь, всегда с собой прихватываю баночку меда. Они любят с ним чай пить и нахваливать, какой чарышский вкусный!

Настоящий мед, когда льется, должен образовывать сплошную струю. Нынче его качество хорошее, только мало. Да вот еще, не все цветы медоносные. Пчела легко берет нектар на клевере, иван-чае и голубеньких цветках, которые мы называем "синяк". Сейчас они мед в основном с этих трав носят, а еще вкусным он получается с осота и донника.

– Яков Александрович, а пчелы узнают своего пасечника?

– Наверное, потому что я хожу по пасеке без защитных средств, и меня они не трогают. Бывает, за лето всего одна пчела укусит и то, если я ее придавлю нечаянно, когда кошу траву или осматриваю рамки. На пасеке работы хватает все лето. А чужих людей, которые заезжают ко мне, сразу начинают жалить. Пчел не обманешь.

– Сколько раз за лето вы качали мед в благоприятные годы?

– Три-четыре раза. Последняя качка обычно проходила 15-20 августа, после этого медосбор заканчивается, пчелам надо готовиться к долгой зиме, запечатывать рамки. В эти дни погода разгулялась, если постоит, то, возможно, еще кое-что наберем…

с. Усть-Тулатинка, Чарышский район. 

СПРАВКА "АП"

Из-за холодной погоды пчелы утром не выходят на работу. В конце июля – начале августа ночью температура опускалась до 8 градусов тепла, а пчелам нужно не менее 15. В итоге крылатая труженица не приносит меда даже себе на еду. Пчеловодам приходится идти на дополнительне затраты, покупать сахар, чтобы накормить пчел. У них осталась надежда только на ближайшую неделю, но синоптики не дают утешительных прогнозов. 14 августа наступает Медовый Спас, после него пчелы уже не собирают мед, даже если будет тепло.
На сегодняшний день, по сравнению с прошлыми годами, большинство пасек края не собрали даже половину урожая меда. Такая же картина в соседних регионах: Горном Алтае, Кемерово, Красноярске и других. Там набирают мед только для внутреннего потребления, за пределы его не продают. Как отмечают специалисты, за последние 15 лет такого дефицита меда на Алтае не припомнит ни один пчеловод. Например, в залесовском совхозе "Таежный мед", где содержится более двух тысяч пчелосемей, обычно накачивали 30-35 тонн меда, а нынче удалось собрать только шесть тонн.

Фоторепортаж