«КУПИЛ БЫ, ДА НЕ У КОГО»

00:00, 30 июля 2010г, Экономика 4700


«КУПИЛ БЫ, ДА НЕ У КОГО» Фото №1

Думается, что бесконечный спор между производителями сельхозпродукции, переработчиками и торговлей о справедливом распределении прибыли пока наиболее успешно решается в рамках одной управляющей компании. То есть когда вся технологическая цепочка сосредоточена в руках небольшого числа собственников. Опыт работы группы компаний «Алтайская крупа» лишний раз это подтверждает.

С Юрием Брютовым, председателем совета директоров ЗАО «Алтайская крупа», мы встретились на свороте, ведущем в «ХПП «Усть-Катунское» Смоленского района. Туда он примчался по нашей просьбе из соседнего Советского района, где управляет крупяным заводом. Вообще активы, входящие в ГК «Алтайская крупа», имеются еще и в Зональном районе (смотри справку).

Из-за недостатка времени мы бегом-бегом осмотрели хлебоприемное предприятие, в котором находятся мельница и комбикормовый завод. А параллельно поговорили и об экономическом кризисе, и об жадности торговых сетей, и об особенностях ментальности японцев.

 

Секреты успеха

Бизнес Юрий Брютов с компаньонами начинал с постройки в Советском районе завода по производству круп. Это предприятие – главный кормилец. Из примерно миллиарда рублей годовой выручки 800 миллионов холдингу приносит производство круп, и прежде всего гречневой. На заводе производятся больше сорока наименований круп, в том числе не требующих варки. Вся продукция фасуется как в большие мешки, так и в мелкую тару.

Чтобы иметь собственное сырье, пришлось заняться сельским хозяйством. Сначала взяли в аренду землю, потом купили имущество колхоза, затем другого, третьего. Сейчас в общей сложности обрабатывают 20 тысяч гектаров земли.

- Неужели нельзя было покупать зерно у крестьян, а не залазить в незнакомый бизнес? - интересуюсь у Юрия Викторовича.

- А у кого?- в свою очередь спрашивает тот. - Вроде бы и земля есть, и климат в Смоленском районе нормальный, а приди с мешком денег и скажи: «Хочу купить», так не купишь, не у кого, нет эффективного землевладельца, способного выставить на рынок готовый продукт. Купить его в окрестных хозяйствах в нужных объемах и заданного качества практически невозможно.

В прошлом году урожайность зерновых в «Советской ниве» (входит в ГК «Алтайская крупа») составила 47 центнеров с гектара, а в остальных хозяйствах Смоленского района - около 20 ц/га.

Брютов делится секретом успеха:

- Когда мы пришли на смоленскую землю работать, мне агрономы говорят: «Тут палку воткни, она расти будет». Но оказалось, что растет не у всех. Проблема в собственнике земли. Во-первых, мы на себя работаем. Во-вторых, используем высокотехнологичную импортную технику. Платим ведущим специалистам такие зарплаты, которые позволяют приглашать людей из Барнаула.

Кадровая политика, обеспечивающая технологическую культуру производства, – очень важный фактор. Руководитель «Алтайской крупы считает, что надо опасаться таких людей, которые, чтобы сэкономить, заливают отработанное масло казенного ЗИЛа себе в «Жигули». Вряд ли таким ребятам разумно доверять посевной комплекс стоимостью 14 миллионов рублей. Угробят.

- У нас механизаторами работают люди с высшим образованием, - рассказывает Брютов. - Если положено трактору проводить техническое обслуживание через 250 моточасов, то он проведет и поменяет что нужно. Он культурный человек, но садится в трактор в белой рубашке еще и потому, что в кабине чисто и прохладно от кондиционера.

Чтобы снизить риски, связанные с неблагоприятными погодными условиями, собственники «Алтайской крупы» не занимаются монокультурой. Все сеют и все перерабатывают. И не было пока ни одного года, чтобы он был провальным по всему спектру производимой в холдинге продукции.

 

Что выгоднее

- Выращивание зерна вкупе с переработкой дает хорошую прибыль, - признается Юрий Брютов. - Не случайно все зернопереработчики занялись растениеводством. Поэтому и мы собираемся развивать земледелие путем увеличения урожайности и качества продукции, наращивания площади под посевами. Сейчас ведутся переговоры с несколькими хозяйствами по условию вхождения их в холдинг.

Но «Алтайская крупа» успешно развивает и животноводство. По продуктивности молочного стада хозяйства холдинга входят в число лучших в Алтайском крае. Поэтому мы не могли упустить эту тему. Брютов доволен сложившейся в настоящее время закупочной ценой молока, считает ее сбалансированной и выгодной для всех. Тем не менее баланс этот хрупкий:

- Животноводство сегодня - малорентабельно. Но и рассчитывать только на импортное мясо и молоко мы не можем. Производство молока у нас растет очень медленно. Если завтра детям заменить кока-колу молоком, как это делают в некоторых странах, то окажется, что молока для этого нет. Почти все российские молкомбинаты используют в своей технологии импортное сухое молоко, а у некоторых вовсе не предусмотрена приемка сырого молока из-под коров. За этим никто не следит и не наказывает производителей. Это один фактор, говорящий, что государству надо корректировать свою аграрную политику. Другой фактор – социальный. Если отказаться от животноводства, то через некоторое время деревни не будет.

Предприниматели–аграрии готовы нести эту социальную ношу еще и потому, что выгоднее находиться в списке социально ориентированных собственников, чтобы не лишиться госдотаций.

Юрий Брютов говорит, что для создания животноводческих комплексов, как у голландцев, немцев или хотя бы белорусов, нужны инвестиции в сотни миллионов рублей, а срок окупаемости их больше 10 лет. Здравомыслящий частный инвестор не будет рассматривать такие проекты. Все, что выходит за пятилетние рамки, - политика. Окупаемость же возможна при стабильных ценах на продовольствие и кредитах ниже 10 процентов.

 

О сбыте

Чтобы сельхозпродукция переработчиков была востребована крупными торговыми фирмами, она должна быть стабильно высокого качества. Сейчас гречкой никого не удивишь. Рынку нужна гречка суперкачества, причем изо дня в день. А если вести себя так: сегодня выгодно сеять - сеешь, завтра нет - не сеешь, с тобой торговцы водиться не будут.

Не так давно на предприятии побывал председатель краевого Законодательного Собрания Иван Лоор, хвалил продукцию, интересовался, где ее можно купить в Барнауле. Оказалось, что мало где.

- Пять лет мы ведем переговоры с одной крупной торговой сетью. Наши крупы согласны брать только под торговой маркой сети со скидкой 60 процентов, - возмущается Юрий Брютов.

Казалось бы, и кроме сетей в крае полно магазинов. Вперед к ним! Но сильно не разбежишься, потому как большинство магазинов самостоятельно не закупают продукцию у производителей. Это нерентабельно. За них ассортимент формируют крупные торговые базы. Магазины только сделают заявку, и им все привезут. Стать же поставщиком базы непросто. Дистрибьютор выдвигает требование производителю поставлять продукцию, например, крупы, в ассортименте. И если какой-то крупы не хватает, то приходится закупать ее на стороне.

Вступивший в действие закон о торговле ничего существенно не изменил.

- Как платили входные бонусы, так и платим, и даже больше, чем раньше. Только теперь их скрывают под видом консультационных услуг, - констатирует руководитель «Алтайской крупы».

По его словам, в соседней Кемеровской области торговые сети более лояльны к местным товаропроизводителям. Там владельцам сетей будто бы пригрозили, что сформируют систему альтернативных магазинов, в которых будет комфортно местным товарам, и это подействовало, бонусы отменили.

Справка «АП».
В группу компаний «Алтайская крупа» входят ЗАО «Алтайская крупа», ООО «Хлебоприемное предприятие «Усть-Катунское», где находятся заготовительная база по приемке зерна на 50 тыс. тонн, мельница производительностью по зерну 160 тонн в сутки и комбикормовое производство до 200 тонн в сутки; ООО «ХПП «Советское», в котором находятся гречезавод производительностью 120 тонн в сутки по зерну и универсальный цех по производству круп; хозяйства: ЗАО «Урожайное», ООО «Советская нива» Советского района, ЗАО «Октябрьское» Зонального района.

Фоторепортаж