По закону или по понятиям

00:00, 30 мая 2014г, Происшествия 2040


По закону или по понятиям Фото №1

Во дворе соседнего дома неподалеку от детской площадки стоит автомобиль без колес, весь разбитый. Появился несколько дней назад. И уже оброс легендами.

Охая и вздыхая, мамы рассказывают, что якобы водитель гонял в пьяном виде, на замечания не реагировал. А наутро после этого его «железный конь» стал неспособен к передвижению…

Правда это или нет, сказать сложно. Однако, если такие события имели место, с точки зрения закона у тех, кто нашел управу на пьяного водителя без полиции, тоже могут возникнуть проблемы. Самосуд нельзя считать хорошим делом, хотя остановить пьяного водителя, наверное, все-таки требовалось.

А случается, что беспредел со стороны распоясовшихся личностей их жертвы терпят, не пытаясь протестовать ни самостоятельно, ни с помощью правоохранительных органов. А в итоге безнаказанность приводит и к более экзотичным поступкам, к уголовному преступлению. Например, одна из историй сегодняшней «Фемиды» как раз об этом. Считая себя сильными и исключительными, некоторые люди стараются использовать слабых для достижения своих корыстных целей. Но при этом забывают о законе и о том, что те, вообще-то, такие же полноправные граждане России. В итоге «сильные личности» могут узнать, что им далеко не все позволено, да еще и оказаться в колонии.

 

Работники стали рабами

Как подбор кадров превратился в уголовное преступление.

Завербовав людей на работу, два бригадира – субподрядчики крупных строительных объектов в Новосибирской области и Алтайском крае тотально экономили на зарплате подчиненных. А с недовольными разбирались жестко. Правда, такой стиль руководства довел их самих до скамьи подсудимых.

В Тальменском районном суде оглашен приговор в отношении 30-летнего Дмитрия Сметанникова и 34-летнего Володи Григоряна. Они признаны виновными в похищении людей, нарушении неприкосновенности жилища. Как говорится в приговоре суда, «пленники» нужны им были с «корыстной целью». Используя психологическое и физическое насилие, бригадиры заставляли этих людей работать за копейки, чтобы самим получить хороший доход. Однако однажды это вылилось в дело уголовное, действия Сметанникова и Григоряна были квалифицированы как особо тяжкое преступление.

Не хочешь? Заставим!

В один из дней января 2012 года к участковому в селе Зайцево Тальменского района обратился местный житель Евгений Ц. Парень был избит, в подав-
ленном состоянии. Видимо, для психологической поддержки с ним была мать.

Евгений долго терпел жесткое обращение со стороны своих работодателей, которых панически боялся. Но происшествие, случившееся январской ночью, все-таки вынудило его пожаловаться в полицию. Ворвавшись в его дом, бригадиры избили его и увезли на стройку в Новоалтайск, не позволив даже взять теплые вещи. Оставив в вагончике, где проживали строители, и наказав присматривать за ним человеку, приближенному к бригадирам,
уехали. Евгений вышел из вагончика под предлогом, что ему нужно в туалет. Он был одет только в трико и рубашку, так и пошел куда глаза глядят. Набрел на частный дом, в котором его обогрел и накормил хозяин – пожилой человек. Дал Евгению теплый свитер. С большим трудом парень добрался до дома матери в Зайцево, которая и посоветовала ему рассказать обо всем в полиции.

Рабское существование

Бригадиры Дмитрий Сметанников и Володя Григорян наняли Евгения и его брата Сергея на строительные работы в 2006 году. Обещали платить хорошую зарплату. Однако на деле все вышло иначе. Рабочие бригады, возглавляемой Сметанниковым и Григоряном, проживали каждый раз на строительной площадке в бытовых вагончиках, сами готовили себе еду из продуктов, которые предоставляли бригадиры. Зарплату те платили непостоянно и мизерную, высчитывая за питание. Однако, как потом рассказывали строители следователю и в суде, кормили работников скудно.

Что касается свободы, то сначала ее никто не ограничивал. На строительстве магазина в Бердске еще можно было передвигаться, спокойно поехать на выходные к родственникам. Когда началась стройка больницы в Барнауле, рабочих уже не отпускали. Денег на проезд не давали. Если кто-то из рабочих уходил самовольно, бригадиры возвращали их обратно силой, дико кричали на провинившихся, угрожали расправой, доходило до рукоприкладства.

Евгений и Сергей сбежали со стройки в сентябре 2011 года. Остановились в Каменском районе у тетки. Сергей устроился работать на ферму. А Евгений отправился к матери, так как даже паспорт оставался у грозных бригадиров. В Зайцево парня все-таки трудоустроил у себя местный фермер, даже выделил ему жилье. Однако прежние работодатели все-таки добрались до него. К тому моменту уже осваивали новый объект в Новоалтайске, дешевых рабочих рук им позарез не хватало…

В ходе следствия выяснилось, что похищение Евгения не единственное, совершенное бригадирами. Подобным же образом, насильно они увезли на стройку еще двух мужчин – отца и сына. Правда, те тоже не стали у них работать, сбежали при первом же удобном случае.

А самим бригадирам вскоре пришлось объясняться перед следователем, а потом и в суде по поводу своего сомнительного стиля руководства.

«Нас оговорили»

В суде Сметанников и Григорян виновными себя не признали. Заявили, что никого не похищали, с рабочими обращались хорошо и зарплату всем платили нормальную. А то, что нашлось немало свидетелей, рассказавших совсем иное, бригадиры объяснили личной заинтересованностью следователя и оперативного работника. Только причины, почему это им было бы нужно, назвать не смогли. Как отметил заместитель прокурора Тальменского района Евгений Дроздов, суд пришел к выводу, что преступления, инкриминируемые Сметанникову и Григоряну следствием, доказаны. Суд назначил Сметанникову 8 лет лишения свободы, Григоряну – 7 лет 6 месяцев. Наказание обоим предстоит отбывать в колонии строгого режима. Приговор пока не вступил в законную силу.

*   *   *

Когда лечат принудительно

«Говорят, что суд может принять решение о принудительном лечении психически нездорового, невменяемого человека, если тот совершит тяжкое преступление. И больше ни в каких других случаях?

Андрей Н., Барнаул».

 

На этот вопрос отвечает помощник прокурора Алтайского края по связям со средствами массовой информации и общественностью Мария Антошкина:

– В статью 443 УПК РФ, где предусмотрено применение судом принудительных мер медицинского характера, в этом году внесены поправки.

Ранее указывалось, что если невменяемое лицо, совершившее общественно опасное деяние, не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Однако постановлением Конституционного суда РФ от 21.05.2013 г. № 10-П данное положение закона признано противоречащим Конституции РФ.

Теперь если невменяемое лицо представляет общественную опасность и нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, то они должны быть применены к нему вне зависимости от тяжести совершенного деяния.

*   *   *

Следопыт Стилл

«Еще бы паспорт забыл», – пошутили полицейские, осматривая место происшествия в селе Таловка Змеиногорского района, где вор пробрался в дом, пока хозяева спали.

Выставив окно на веранде, влез в помещение. Чтобы не поднимать шум, на крыльце разулся, снял куртку и в одних носках отправился бродить по комнатам.

Однако проснулся хозяин, услышав шаги, пошел проверить что к чему. Непрошеный гость успел взять лишь сотовый телефон, затем выпрыгнул в окно. Увидев лишь отдаляющийся силуэт беглеца, хозяин дома позвонил в полицию.

На место прибыла следственно-оперативная группа, в составе которой был и полицейский-кинолог старший сержант полиции Владимир Мерзликин со своим четвероногим напарником Стиллом. Немецкая овчарка, обнюхав кроссовки и куртку, оставленные злоумышленником, сразу же взяла след и остановилась лишь возле одного из сельских домов.

На момент визита стражей правопорядка молодой человек находился дома и сделал вид, что спит. Однако эта уловка не спасла его от общения с людьми в погонах. Парень во всем сознался и показал то место, куда он, удирая, выбросил сотовый телефон. Выяснилось, что юный нарушитель закона уже привлекался к уголовной ответственности. Мобильник изъят и возвращен владельцу, а по факту кражи возбуждено уголовное дело.

Фоторепортаж