Без Родины, без флага

00:00, 17 мая 2014г, Общество 5497


Без Родины, без флага Фото №1

В спецприемнике для иностранных граждан дожидаются депортации 28 человек, корреспондент «АП» встретилась с ними вместе с руководителем миграционной службы по Алтайскому краю Валерием Бухтояровым и уполномоченным по правам человека в Алтайском крае Борисом Лариным.

Первых «новоселов», 16 иностранцев, в отношении которых суд уже вынес решение о выдворении их с территории России, учреждение на улице Витебской в Барнауле приняло еще 1 апреля. Сейчас здесь находится 28 человек, в основном выходцы из Средней Азии.

Раньше нарушители миграционного законодательства дожидались даты депортации в СИЗО полиции, а это, уверен начальник спецучреждения временного пребывания иностранных граждан УФМС России по Алтайскому краю Александр Тимошенко, неправильно: «Они ведь не арестованы по административным правонарушениям, не хулиганы и не дебоширы. Они – иностранцы, нарушившие правила пребывания в стране».

Бориса Ларина, конечно, в первую очередь интересует, в каких условиях пребывают люди, не нарушаются ли их права. Жалоб на быт у местных обитателей нет – они живут в просторных комфортабельных комнатах, а для семей выделены отдельные апартаменты с санузлами. Здание оснащено пожарной сигнализацией и системой видеонаблюдения, есть медицинский блок, комната отдыха с телевизором и настольными играми, столовая – в этот день у обитателей спецприемника на обед был крестьянский суп и гуляш с вермишелью.

Каждый из людей «без родины и флага» торопится рассказать свою историю, ведь именно она кажется ему единственной и уникальной. Но, по сути, все говорят об одном и том же: по легкомыслию люди упустили время и в означенный законом срок не оформили, как положено, российское гражданство, разрешение на работу по квоте или вид на жительство. Впрочем, есть и экзотические истории. Борис Ларин рассказал о парне, отслужившем в Российской армии, а после выяснившем, что он не является гражданином России. В 2013 году, кстати, к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае обратилось 50 человек по вопросам оформления гражданства, в ряде случаев тем, кто желает жить и работать в России, удалось помочь.

Непридуманные истории

Николай – русский, уроженец Казахстана. Классный сварщик, он безбедно жил и работал в России. А потом на время вернулся в Казахстан ухаживать за больной мамой. Официальный путь в Россию, как оказалось, был для него заказан: все эти годы мужчина жил по паспорту еще советского образца. Николай в надежде оформить гражданство в России пошел через границу мимо пункта погранконтроля, его задержали при переходе. Теперь он надеется на отмену судебного решения о депортации, тем более что в Казахстане на сегодняшний день у него ни родных, ни жилья.

«Если б знал законы, не попал бы в такую ситуацию», – сетует он.

Андрей – гражданин Белоруссии. Женился на уроженке Алтайского края, стал отцом троих детей. Недавно семья перебралась из Белоруссии на родину жены, в Кулунду. «Пока устраивались, жизнь налаживали, не до документов было. Все думал, успею вид на жительство оформить. Сам все на самотек пустил. Теперь – депортация, на пять лет из России высылают. Вернусь в Белоруссию, буду работать, деньги семье посылать» – так распланировал Андрей свою дальнейшую жизнь.

Армянин Микаэл с трехлетнего возраста живет в России, его давно обрусевшая семья – папа, мама и сестра – граждане России. Как получилось, что парень остался без российского гражданства? После окончания 8 класса родители отправили его на каникулы к родственникам в Армению по свидетельству о рождении. Вернуться 14-летний Микаэл уже не мог. В Армении человек получает паспорт в 16 лет, и Микаэл до этого момента жил там. Визу на въезд в Россию он сделал себе сам. Конечно, факт ручного исправления в документе миграционная служба Алтайского края вычислила. Итог – депортация. Но парень, которому пятилетняя разлука с семьей послужит уроком, не унывает: «Я не парюсь. Как военнообязанный, отслужу в армии, по армянским законам – два года, зато в российской части. А когда вернусь в Барнаул к папе, маме и сестре, сделаю все по закону».

Супругов Коротаевых – уроженца Узбекистана Владимира Анатольевича и Екатерину Николаевну из Караганды депортируют вместе с сыновьями. На Алтай они приехали по приглашению родственницы, нашли работу в Бийске, да затянули с оформлением вида на жительство (кстати, оно автоматически дало бы российское гражданство их сыновьям).

Екатерина срывается в слезы: «У нас никого нет из родных ни в Узбекистане, ни в Казахстане, жить там тоже негде». Глава семейства хранит спокойствие, уповая на пересмотр дела и новую, облегченную схему получения российского гражданства, вступившую в силу в конце апреля 2014 года.

Валерий Бухтояров ситуацию Коротаевых безнадежной не считает. Если их доводы суд сочтет достаточно вескими для отмены прежнего решения о депортации, быть им гражданами России, а без работы строитель Владимир и педагог Екатерина не останутся.

«Вернусь через пять лет»

Для кого-то из наших новых знакомых депортация – вопрос решенный. Но обстоятельства нескольких человек и впрямь таковы, что решение суда может быть пересмотрено по заявлению самого человека. Вникать в ситуацию каждого из них и консультировать людей Борису Ларину и Валерию Бухтоярову предстоит сообща. А 6 мая в спецприемнике прошел первый прием специалистов УФМС России по Алтайскому краю. Руководитель миграционного ведомства уточнил, что они будут проводиться регулярно:

– Люди информированы о днях приема, здесь они получат консультации начальников отделов нашего управления по вопросам гражданства, соотечественников, регистрации временного проживания, вида на жительство. Но, подчеркиваю, речь идет о людях, чье пребывание в России возможно легализовать по закону. Чтобы отменить судебное решение о выдворении, человеку с паспортом другого государства либо вообще без гражданства придется доказать, что в его ситуации возможно жить только на территории России. Если у него здесь сложились устойчивые семейные связи, например, а за границей его никто не ждет и там он будет находиться в заведомо бесправном положении. Суд учтет все эти доводы.

По российским законам после депортации въезд в нашу страну нарушителям миграционного режима запрещен в течение пяти лет. Но пока человека из страны не выдворили, он хранит надежду. Нуснурат из Таджикистана, Абдухалим из Узбекистана, казах Рустем…

Фоторепортаж