Маленький, да удаленький

00:00, 25 апреля 2014г, Медицина 2632


Маленький, да удаленький Фото №1

В этом году из-за погодных условий раньше обычного начался сезон активности клещей.

За полторы недели количество пострадавших от присасывания клещей резко увеличилось и составило более 300 человек. И чем теплее будет погода, чем чаще люди будут выезжать за город, тем больше будет покусанных. Такое предупреждение сделала главный эпидемиолог Главного управления края по здравоохранению и фармацевтической деятельности доктор медицинских наук, профессор Наталья Лукьяненко.

– Ежегодно количество пострадавших от укусов клещей в Алтайском крае составляет от девяти до двенадцати тысяч человек. Это средняя цифра, но в этом году она может быть немного выше в связи с тем, что снежный покров в зимний период был небольшой и клещи хорошо пережили зиму, поэтому и в теплое время года их может быть больше обычного, – сообщила она. А нарастания активности клещей, по ее словам, следует ожидать уже в конце апреля – начале мая. Мудро поступили те жители края, которые сделали прививки от клещевого энцефалита. Но и у тех, кто еще раздумывает на эту тему, еще есть немного времени, чтобы защитить себя от негативных последствий возможного контакта с клещом.

– В этом году план профилактических прививок предусматривает вакцинацию более чем 3000 человек. Это в первую очередь дети, которые получают вакцинацию и ревакцинацию на средства краевой программы, а также свыше 20 тысяч граждан взрослого населения, которые прививаются за счет своих собственных средств или средств работодателя, – уточняет Наталья Валентиновна.

Как и в прошлые годы, иммуноглобулином обеспечиваются прежде всего оздоровительные учреждения. Ежегодно для вакцинопрофилактики используется от 5 до 6,5 литра (то есть 5-6,5 тысячи доз). В этом году уже запасено 4,5 литра, что позволит проводить серопрофилактику пострадавшим детям примерно до середины июня – начала июля. В дальнейшем на дополнительную защиту тех детей, которые могут пострадать в период второй волны активности клещей, наступающей осенью, будут выделены дополнительные средства для закупа иммуноглобулина.

– Сейчас во всех учреждениях, которые находятся в загородной зоне, проводятся мероприятия по очистке территорий и подготовке их к акарицидной обработке против клещей, – сообщила Лукьяненко.

Однако, предупреждает эпидемиолог, опасность существует кроме природных еще и в антропургических очагах, то есть тех, что находятся в населенных пунктах. Эти очаги можно считать рукотворными, поскольку, общаясь с природой, мы зачастую ведем себя легкомысленно: привозим из леса дикоросы, цветы, на которых могут находиться клещи. Нередко берем с собой домашних животных, в результате способствуем тому, что клещи попадают в городскую среду обитания. В настоящее время опасными зонами стали места массового посещения – парки, скверы, дачные участки, а также кладбища.

Количество заболевших клещевым энцефалитом стабильно на протяжении нескольких лет и колеблется от 35 до 55 случаев в год.

Но кроме клещевого энцефалита очень большое значение сейчас имеет клещевой боррелиоз, или болезнь Лайма. Это заболевание по численности пострадавших приближается к клещевому энцефалиту. Оно тоже имеет тяжелые последствия, поэтому пациенты, у которых диагностирован Лайм-боррелиоз, также подвергаются госпитализации и длительному лечению.

Справка
Боррелиоз – коварное заболевание, которое долго протекает в скрытой форме и может проявиться через год, два, а то и три. Возбудитель – из общей группы с сифилисом.
Надо помнить и о мерах неспецифической профилактики – взаимоосмотрах, обработке территорий, грамотной экипировке, максимально закрывающей участки тела, осторожном поведении, позволяющем избегать встреч с клещом. Следует помнить, что клещ – не насекомое, а мелкое членистоногое животное, представитель семейства паукообразных. Поэтому репеллент, предназначенный для комаров, на него не действует.

***

Иммунитет против укуса клеща вырабатывается через две недели после двух прививок, сделанных с интервалом в две недели. Итого – месяц на все.

Вакцина и авось

В настоящее время существует три способа защиты от клещевого энцефалита – вакцинация, страхование и надежда на авось. Какой из них выбрать, каждый человек решает сам.

 

Стоимость вакцины или страховки – несколько сотен рублей, стоимость авось неизвестна. Так как же лучше защищаться – с таким вопросом мы обратились к представителю компании «Аско-Мед-Плюс» Константину Сафьянову.

– Есть категория людей, которые говорят: «Зачем прививаться? Лучше застраховаться. Меня, может быть, за всю жизнь ни разу клещ не укусит!» Своя логика в этом есть. Если к 100-150 тысячам уже привитых граждан приплюсовать тех, кто прививается на свои средства или за счет работодателей, да прибавить 200 тысяч застраховавшихся, то все равно остается очень большая группа населения, которая никак не защищена от клещевого энцефалита. При встрече с клещом они остаются наедине с проблемой собственной безопасности. А в зависимости от имеющихся в кошельке денег решают, приобрести ли иммуноглобулин (на человека с массой 80 кг нужно в среднем 5-6 тысяч рублей), либо принять препарат антипирин (который, к сожалению, не дает 100-процентной гарантии защиты), либо понадеяться на наш традиционный авось, – делится своими соображениями Константин Николаевич. – Сам я большой приверженец вакцинации, считаю ее единственно верным и надежным решением проблемы защиты от клеща.

Ряд существующих документов регламентирует, что население, проживающее в эндемичных территориях, должно быть привито на 95 процентов. Среди всех российских территорий приближается к этой цифре только Уральский регион (Свердловская, Челябинская области). Там привито около 70 процентов населения. У нас в крае – в пределах 10 процентов.

Почему-то у россиян преобладает негативное отношение к вакцинации. Хотя против клещевого энцефалита создан эффективный вариант защиты. Но мы продолжаем сомневаться: прививаться или нет.

Константин Сафьянов рассказал, что для сомневающихся, но все же обеспокоенных своей безопасностью граждан существует страхование. Оно позволяет в экстренном случае без особых затрат получить инъекцию иммуноглобулина. Кроме того, есть в страховании и другие плюсы. Большинство компаний предусматривают в своих программах защиту и от других инфекций, в том числе от боррелиоза. При этом страховая компания готова включиться в процедуру лечения, если у человека после укуса клеща разовьется эта инфекция.

– При проведении полного курса вакцинации человек получает в своей крови такую порцию иммуноглобулина, которая не сравнится с одноразовой дозой, вводимой ему при страховке. Она во много раз больше и действует эффективнее. Тогда человек гарантированно защищен независимо от того, покусал его клещ или нет, – отмечает страховщик. – Есть же еще один вариант заражения – через молочные продукты от домашних животных, инфицированных вирусом клещевого энцефалита. Таких случаев не много, но они есть. Ежегодно из 75-80 тысяч граждан, застрахованных в нашей компании, наблюдается 2-3 случая заболевания у людей, которые контакта с клещом не имели, следовательно, повода обращаться за инъекцией иммуноглобулина у них не было, однако они получили опасный вирус.

Еще один аргумент в пользу иммуноглобулина – сроки его введения: чем раньше, тем активнее он работает в организме. Поэтому не стоит тянуть с обращением за помощью, препарат помогает лишь в первые трое суток после укуса клеща. Но эффективность его снижается, если человек в своей жизни часто пользуется инъекциями иммуноглобулина. Был в практике страховой компании случай, когда гражданин в течение ряда лет обращался по страховке за инъекцией, а от вакцинации отказывался. В итоге при очередном обращении после укуса клеща иммуноглобулин не сработал и человек получил энцефалит в тяжелейшей форме. Его еле-еле спасли.

Материалы подготовила Ольга Польщикова

Фоторепортаж