Кривозеркалье

Немного о «принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур» в Барнауле…

00:00, 05 апреля 2014г, Общество 3201


Кривозеркалье Фото №1

В «Алтайскую правду» обратился Александр Кусиков, 72-летний барнаульский пенсионер, ветеран труда. Как выяснилось, он не может заключить договор на аренду участка земли под своим железным гаражом. Хотя прежде – с 1994 года – заключение такого договора проблемы не составляло.

20 лет спустя

– В 1994 году наша семья получила место под гараж на том основании, что жена – инвалид первой группы. Я оплатил согласование, работники отдела по архитектуре Октябрьского района сделали топографическую схему, администрация дала разрешение. Сначала арендную плату не брали. С 1996 года помимо разрешения появился еще договор аренды, очень простой, на 11 месяцев, так как договор на срок менее года не требует государственной регистрации, – рассказывает Александр Кусиков.

Однако в октябре 2013 года эта схема дала сбой. Пенсионер пришел в администрацию продлевать договор, сдал документы и стал ждать, когда его вызовут, чтобы забрать договор. Спустя три месяца, не дождавшись вызова, пришел сам, и тут ему сказали: «А вам отказано!»

Чиновники сослались на Памятку по предоставлению земельных участков для размещения нестационарных объектов, которая является выпиской из принятого 14 декабря 2012 года Барнаульской городской думой решения № 23 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности».

По этим правилам пенсионеру теперь надлежало получить и приложить к своим документам «топографическую основу в масштабе 1:500 с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории». Красные линии, если кто не знает, должны показать, не проходят ли по этому месту какие-нибудь подземные коммуникации (водоводы, кабели и т.п.).

– В 1994 году на месте моего гаража была мусорная свалка. Потом я поставил гараж, с тех пор там под землей ничего не появилось, – говорит Александр Кусиков. – Я об этом знаю, в администрации об этом знают, в архитектуре об этом знают. Зачем красные линии?

 

Время и деньги

Александр Кусиков, как человек энергичный и любопытный, сходил в те учреждения, где должны были оформить топосхему, и выяснил, что её оформление должно было стоить ему 500 рублей, а нанесение красных линий – еще 200 рублей. То есть 700 рублей на предварительном этапе, а прежде сама аренда стоила 500 рублей в год и из них Кусикову и таким, как он, половина суммы компенсировалась как ветерану через Главсоцзащиту. То есть затраты обещали вырасти вдвое.

И ведь топосхема имеется – и у пенсионера, и в администрации. Как раз в масштабе 1:500. Еще в самом начале, в 90-е годы, ее оформили и Александр Григорьевич трижды за эти годы ее оплачивал. Зачем им еще одна? Просто чтобы получить с пенсионеров немного денег?

Интересен и вопрос времени: получив заявление, администрация 14 дней «готовит к публикации информацию о земельном участке» (пункт 7.9), затем публикует ее «в официальном печатном издании». Для чего публикует? Об этом говорится в пункте 7.10 – оказывается, для того чтобы выяснить, нет ли еще у кого интереса к этому участку? На прояснение этого вопроса отводится месяц. Если никто не объявился, то администрация в течение семи дней уведомляет пенсионера, что ему повезло, и (пункт 7.13) в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении участка. Еще неделя отводится на заключение договора. Итого больше двух месяцев. А до этого ведь надо оформить топосхему с красными линиями – на это смело можно отвести как минимум две недели.

«А если претенденты объявятся?» – спросите вы. А в этом случае, как решили наши барнаульские депутаты, проводятся торги. В полном масштабе, такие, будто речь идет не о 18 кв. метрах, а о земельном участке под строительство небоскреба. На подготовку торгов отводится еще 14 дней, а потом надо внести залог, а на аукционе торговаться. Сколько в результате будет стоить аренда?

 

Ответ без ответа

Так как железных гаражей в городе много, то очевидно, что новые правила аренды – проблема не одного Александра Кусикова. Решив выяснить, на каком основании и зачем усложнена процедура, мы обратились с запросом в Барнаульскую городскую думу и получили на него ответ.

Полностью он приведен ниже. Мы же обратим внимание прежде всего вот на что: в ответе ничего не говорится ни об описании места, ни о схеме 1:500, ни про красные линии. Вообще ничего. На каком основании с граждан требуют эту схему, для чего – молчок. Видимо, депутаты и сами не очень понимают, зачем им эти схемы и красные линии. Зато в ответе много внимания уделено процедуре проведения аукциона.

При этом депутаты и их уважаемый председатель немного, мягко говоря, передергивают. Так, необходимость подготовить для публикации информацию о земельном участке (пункт 7.9 Порядка) они обосновывают пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса. Именно пунктом 1.

Между тем статья 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством» в самом начале говорит об обязанности (!) органов местного самоуправления «обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации». То есть законодатели рассматривают публикацию как мероприятие информационное, а не торгово-коммерческое: муниципалитет решает, какие участки он готов раздать гражданам и фирмам, извещает их через СМИ, а потом граждане идут и на каких-то условиях эти участки арендуют. Особо отмечу, что в статье 34 Земельного кодекса ни про какие торги и аукционы речи нет вообще.

Так что предусмотренная данной статье публикация сведений о земельных участках никакой связи с аукционами и торгами не имеет.

Более того, пункты 7.9 и 7.10 нарушают сам контекст 34 статьи Земельного кодекса. Почему-то оказывается, что это не муниципалитет должен предложить горожанам участки, а наоборот, дождавшись, когда гражданин придет и сообщит о наличии какого-то участка, муниципалитет радостно проводит на этот участок торги! На наш взгляд, муниципальные депутаты поставили 34 статью Земельного кодекса, мягко говоря, с ног на голову.

Упрощенно говоря, для предоставления участков в аренду предусмотрены два порядка: когда участки предлагаются сверху (заявочный порядок, когда муниципалитет публикует список участков и проводит торги между претендентами) и когда их запрашивают снизу (заявительный порядок, когда граждане приносят свои заявления в муницпальные органы и уже на основании этих заявлений получают участки в аренду). Порядок предоставления земельного участка по заявлению гражданина описан в пунктах 2, 3, 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса и никаких торгов не предусматривает. Таким образом, самодеятельность наших городских депутатов, смешавших в одном документе две процедуры – предоставления участка в аренду и проведения торгов, – впрямую противоречит закону.

 

Кому выгодно?

Предусмотренную Земельным кодексом процедуру оформления участков в аренду Барнаульская городская дума, мягко говоря, «усовершенствовала» явно не в пользу горожан. Но тогда в чью?

Можно предположить, что таким образом предполагается обеспечить работой муниципальных землеустроителей и архитекторов. Одновременно можно предположить, что цель акции – лишить граждан всяких, даже временных, прав на земельные участки, чтобы потом на вроде бы законных основаниях сносить такие гаражи в любой момент по просьбе или заявке тех граждан, которые по каким-то причинам ближе к сердцу городских депутатов и чиновников.

Это в Барнауле обычная практика: стоит себе гараж на каком-то месте, его хозяин платит небольшую аренду, но вдруг это место кому-то приглянулось и у хозяина гаража под разными предлогами перестают брать арендную плату. А потом приезжает кран и гаражи грузят по грузовикам и куда-нибудь увозят. Хозяин гаража может при этом бегать вокруг, показывать свои бумаги о том, что гараж здесь с незапамятных времен – в ответ ему будет сказано: «А где договор аренды на этот год?» Гражданин объясняет, что вот он же пытался оформить, но документы не приняли, а гараж его тем временем грузят и увозят. Повторюсь, это обычная практика в Барнауле. Так расчищались участки под большинство точечных застроек в Барнауле. У нее бывают вариации: буквально 23 марта в Барнауле состоялся митинг жильцов дома № 171 на улице Гущина. Находящиеся возле дома погреба и гаражи обнесли забором, и в ближайшее время начнется строительство гостиницы.

Согласно закону органы местного самоуправления «обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков». В случае Александра Кусикова и жильцов дома № 171 на улице Гущина, как мне кажется, ни о каких принципах справедливости, эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедур речи не идет. Похоже, многие вопросы решаются кулуарно, в интересах разных группировок и частных лиц при полном попустительстве городской прокуратуры, с постоянным ущемлением или нарушением прав горожан. И история с гаражом Александра Кусикова – это просто капля, в которой, как в зеркале, отразился барнаульский кривозеркальный мир.

*   *   *

Ответ Барнаульской городской думы на запрос «Алтайской правды»

«На Ваш запрос по порядку предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 № 23 (ред. от 28.08.2013), сообщаю следующее.

Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, и заблаговременную публикацию такой информации.

В указанной статье установлена последовательность совершения действий уполномоченных органов по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Во исполнение данных положений земельного законодательства Барнаульской городской Думой было принято решение от 14.12.2012 N 23 (ред. от 28.08.2013) «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» (далее – решение БГД № 23).

Интересующие Вас пункты 7.9. – 7.10 решения БГД № 23 приняты в соответствии с абзацем 4 п.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, предусматривающим обязанность органов местного самоуправления заблаговременно опубликовать информацию о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам.

Пункт 7.13 решения принят в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которому орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Пункты 7.14 – 7.20 решения БГД № 23, устанавливающие процедуру проведения аукциона для заключения договора аренды земельного участка, приняты для реализации принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (п.1 ст. 34 ЗК РФ). Использование механизма торгов, прежде всего в форме аукциона, обеспечивает создание равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков, способствует определению справедливой рыночной цены. Помимо этого позволит исключить злоупотребление со стороны лиц, занимающихся распределением земельных участков.

По общему правилу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством. Поэтому договоры аренды земельного участка совершаются по нормам гражданского законодательства. В указанных случаях применяются общие правила гл. 28 ГК РФ, определяющие порядок его заключения (в том числе посредством торгов), а также специальные нормы ГК РФ о аренде (гл. 34) в части, применимой к совершению данных сделок с земельными участками.

Таким образом, процедура предоставления земельных участков в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края установлена в соответствии с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, в частности Федеральным законом от 28.07.2012 № 133-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», и иные акты.

Кроме того, проект решения БГД № 23 прошел оценку на соответствие законодательству в органах прокуратуры города, Счетной палате.

Учитывая изложенное, решение Барнаульской городской Думы от 14.12.2012 № 23 (ред. от 28.08.2013) «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности» принято в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

Глава города Л.Н. Зубович».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж