«Он был неимоверный трудяга»

30 марта на Алтае почтили память Валерия Золотухина, жизнь которого оборвалась ровно год назад после тяжелой болезни

00:00, 03 апреля 2014г, Культура 2100


«Он был неимоверный трудяга» Фото №1

Помянуть великого артиста и нашего замечательного земляка приехали на Алтай из Москвы его близкие – гражданская жена Ирина Линдт и самый младший из сыновей Ваня. 29 марта они приехали в Быстрый Исток, посидели у могилки.

Вечером друзья Валерия Золотухина и его коллеги по Театру на Таганке Валерий Черняев и Любовь Чиркова сыграли для жителей Быстрого Истока музыкальный спектакль-концерт «Я, Есенин Сергей», придуманный и срежиссированный в 2011 году Валерием Золотухиным.

А на следующий день с утра в построенной стараниями и на средства Валерия Золотухина церкви Покрова Пресвятой Богородицы епископ Барнаульский и Алтайский Сергий отслужил панихиду. Со всей округи помянуть Валерия Сергеевича съехалось огромное количество людей. В этот же день, 30 марта, родные и друзья Золотухина выехали в Барнаул. Вечер памяти артиста состоялся в стенах Молодежного театра. Для Золотухина эти стены были не просто местом работы – в 1957 году, когда это был еще Дом культуры меланжевого комбината (ДК БМК), юный Валерий Золотухин впервые вышел на эту сцену на краевом смотре художественной самодеятельности.

В 2011 году, по окончании реконструкции, театр 21 июня справил здесь и новоселье, и день рождения Валерия Золотухина, который с 2002 года являлся художественным руководителем МТА. А в апреле 2014 года в театр к гробу Золотухина почти десять часов шли люди.

Губернатор края Александр Карлин, которого связывали с Валерием Золотухиным очень теплые, уважительные отношения, в своей речи на вечере в МТА сказал:

– Валерий Сергеевич демонстрировал всем нам самые высокие стандарты отношения к своей малой родине – сыновнюю любовь, уважение, почитание. Он стремился сделать нашу жизнь лучше и любил повторять: «Надо успеть сделать как можно больше для своей Родины» – это был принцип, которым он руководствовался… Я убежден в том, что сделанное Валерием Сергеевичем нельзя измерить никакими категориями. Он сумел изменить наши души, был для нас образцом во многом. Ему удалось создать целую галерею ярких образов. Валерий Сергеевич любил играть роли простого человека из народа, и эти образы удивительно глубоки, талантливы, искренни и поэтому любимы зрителем.

На вечере в Молодежном театре были показаны отрывки из разных спектаклей, в которых участвовал Валерий Сергеевич на барнаульской сцене. Ирина Линдт спела несколько романсов и народных песен, в том числе любимую Золотухиным «Помню, я еще молодушкой была». Во втором отделении Валерий Черняев и Любовь Чиркова сыграли для собравшихся спектакль «Я, Высоцкий Владимир».

– Валерий Сергеевич подтолкнул нас к этой мысли после выхода книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Он сам отбирал стихи для этого спектакля и сам срежиссировал его, – рассказал Валерий Черняев. – Он потом написал на афише: «Валерию Черняеву и его Любаньке – моим друзьям сердечным, сделавшим лучший спектакль по Владимиру и Влади, как сказал бы Эрдман – «самый дорогой венок на могилу великого поэта и нашего современника Владимира Высоцкого. Храни вас Бог, друзья мои!».

То, что Валерий Золотухин был художественным руководителем театра, факт известный. Но вот как именно удалось заманить на этот пост его, известного на весь бывший СССР, много игравшего в Театре на Таганке и снимавшегося в кино, – об этом знают немногие.

– Началось все со сбора денег на храм, – рассказывает Татьяна Козицина, в 1997-2013 годах директор Молодежного театра. – Золотухин приезжал на Алтай, наш заместитель директора по зрителю Людмила Семенихина организовывала ему гастроли по районам, и мы давали ему транспорт – «уазик» с дырками в днище, через который в салон на ходу набивалась пыль, у нас другого не было…

И вот в одной из таких поездок Козицина предложила Золотухину зайти в театр.

– Он пришел – и с порога запел песню «Ходют кони…». И громко так… – вспоминает Козицина.

А еще через какое-то время, в поездке по районам, она предложила Золотухину сыграть у них в театре спектакль.

– Он говорит: «Ты, слушай, сумасшедшая…» Но вскоре он начал репетировать Луку из пьесы «На дне»… – смеется сейчас сквозь слезы Татьяна Козицина. – Вот так, понемногу, мы его и заманили. Я иногда думаю – как он вообще все это сделал тут? Театр, новое здание, «золотухинский» курс в АлтГАКИ, несколько спектаклей играл – это ведь сколько сил надо было…

– Два дня он вот тут, в Быстром Истоке, думал, прежде чем решился дать согласие стать художественным руководителем Молодежного театра, – рассказывает Виктор Кирьянов, земляк и ближайший друг Валерия Золотухина. – И когда ему предложили возглавить Театр на Таганке, он тоже был в Быстром Истоке. Ему звонят из Москвы. Ирина Линдт тут же была. Говорит ему: «Зачем тебе это?» А он: «А кто кроме меня?» Он всегда вот так и жил – кто кроме меня?

Вслед за обязанностями худ-рука театра Золотухин скоро взвалил на себя и художественное руководство курсом студентов Алтайской академии культуры и искусств. И в этом деле он тоже не был свадебным генералом – работал со студентами всерьез, был им и отцом, и Мастером. Геннадий Старков, один из преподавателей «золотухинского» курса АлтГАКИ, рассказывает:

– Главное, что запомнилось, – он был неимоверный трудяга. Когда я видел его за кулисами, это был ужасно усталый человек. Но стоило ему выйти на сцену или к студентам – и он становился другим! Такой был в нем запас жизненной энергии, так преображался человек… Когда он работал над Городничим, я видел, как он менял свой образ, чтобы быть созвучным Хлестакову. На примере Золотухина студенты видели, что такое быть актером – умение мобилизоваться, высочайший профессионализм…

В Молодежном театре он сыграл в спекталях «На дне», «Праздники детства», огромную роль Городничего в спектакле «Ревизор». Последней его работой была роль Судьи в спектакле «С любимыми не расставайтесь». Возможно, во время премьеры в ноябре 2013 года Золотухин уже знал, что болен, но никак не показывал вида. Он был очень мужественный человек и всю жизнь прожил, превозмогая боль, недуги, из принципа делая то, на что еще и не каждый здоровый отважится.

А в самом конце вечера на сцену снова вышел Ваня Золотухин. И спел почти отцовским голосом его знаменитую песню «Ходют кони над рекою…». Многие в зале не скрывали слез. И все казалось, что сейчас Валерий Сергеевич выйдет из-за кулисы и споет свою бумбарашевскую песню: «Ничего, ничего, ничего! Сабля, пули, штыки – все равно…»

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж