«Даёшь целину!»

60 лет назад комсомол начал вручать путевки на освоение целинных и залежных земель

00:00, 13 марта 2014г, Общество 4135


«Даёшь целину!» Фото №1

С каждым, кто пожелал осваивать новые земли в Сибири или Казахстане, беседовали в горкоме комсомола, но путёвки давали не всем. Перед отправлением в городском Доме культуры был устроен бал, а на вокзале – торжественные проводы, митинг. Это было престижно – находиться в рядах будущих целинников.

«Даёшь целину!» – звучало из всех репродукторов, такими же заголовками пестрели первые страницы газет. Вся страна поднялась в едином порыве. Разрушенную и опустошённую материально после Великой Отечественной войны, лежащую в развалинах, её надо было накормить. На кого была надежда? Прежде всего на молодых, жаждущих дела на благо Родины.

– Митинги, собрания проводились в каждом коллективе, каждой студенческой группе, об этом говорили отслужившие в армии ребята, – вспоминает Любовь Васильевна Новичкова из села Смоленского. – Конечно, всё это было и на фабрике, где я работала. Могла ли я быть в стороне? Жила я тогда в городе Рославле Смоленской области, особенно пострадавшей от оккупации. Где находится Алтай, толком и не знала. Да и кто думал о трудностях и расстояниях? Что знали мы о целине? Мне в то время минуло только 18, столько же или чуть больше было и всем другим, отправляющимся в дальние края.

И вот уже железнодорожный состав, в котором находятся парни и девчата, а среди них и Любочка Герасимова (такой была её девичья фамилия), мчится навстречу невиданным в истории событиям. Поразила природа Сибири, особенно Алтая. На родной Смоленщине не было такого размаха, таких просторов. Природа поражала: чистая вода в реках, Десна казалась ручьём по сравнению с Бией, во всём окружающем были первозданность и мощь.

Цепкая память целинницы хранит воспоминания о том времени. Прибыли в Быстроистокский район, на берег Ануя. А вот их место жительства – вбитый первый колышек. С этого начинался совхоз «Быстроистокский», который позже стал «Хлеборобным». Несколько передвижных вагончиков в степи. Все стали устанавливать палатки, набивать матрасовки соломой, травой. Позднее появились трехместные, четырёхместные палатки, шалаши, завезли кровати. Таким был немудрёный быт. Пугал ли он молодёжь, пережившую вместе со взрослыми страшную войну?

Первоё время не всё было отлажено: тракторы пришли в основном до приезда новосёлов, а вот горючее, семена, прицепные орудия доставляли позже. Строительство пришлось на время отложить, потому что надо было засевать распаханную землю. Девчата стали работать прицепщицами, сеяльщицами, разнорабочими. Первое время, как рассказывает Любовь Васильевна, из-за большого наплыва людей питались одними рожками, потому что не успели завезти другие продукты. Приходилось улучшать меню парням рыбалкой и охотой. Благо тогда вокруг было много дичи и рыбы. Девственная природа была дружелюбной, поражала красотой, была щедра дарами. Но к концу посевной всё поправилось, стали завозить тушёнку, другие продукты.

Чуть отошли дела посевные, продолжилось обустройство жизни прибывших: стали строить мастерские, зерносклады, баню, столярку – всё из бутового камня. Требовалось всё сразу: школа, клуб, детсад, магазин, жилые дома. Жизнь потихоньку налаживалась. Но и когда жили в палатках, умывались и купались в Ануе, уныния же и плохого настроения не было. Молодость да и твёрдое убеждение, что так надо для страны, придавали сил. К тому же не привыкли комсомольцы той поры жаловаться, что-то требовать. На работу шли с песнями, а когда выдавалась свободная минутка, торопились в палатку-клуб, даже разувались, входя в неё, потому что пол здесь был дощатый. Даже умудрялись давать концерты, хотя переселились парни в домики только к 7 ноября. А какие тогда были морозы! Снег уже задувало в палатки.

Народу прибывало, стали приезжать из окрестных деревень и даже районов. Чего греха таить, в колхозах работали за палочки, а здесь была зарплата. К осени вырос целый посёлок. Какая радость была, когда пустили местную дизельную электростанцию, появился свой свет. В честь этого своими силами подготовили концерт. И строили, строили. Такой подъём был! Появлялись саманные дома, особенно у тех, кто привёз семьи. Умудрялись даже кирпич где-то находить. Дома выстраивались в улицы!

Мы распевали: «Едем мы, друзья, в дальние края!», частушки на злобу дня.

– Я до сих пор удивляюсь энергии, работоспособности, житейской мудрости первого директора совхоза Петра Гутовского, как умело он руководил людьми, как мог объединить их в единый коллектив. Успевал всюду. И на многие годы оставался для меня примером настоящего руководителя и человека, – рассказывает Любовь Васильевна. – Комсомол в ту пору решал серьёзные, чаще всего производственные вопросы, действительно воздействовал на молодёжь. А к решению комсомольского собрания прислушивались и руководители. Конечно, были и такие парни и девчата, которые не могли мириться с трудностями, уезжали. Но всё-таки большинство оставалось, не помышляя об отъезде.

Любовь Герасимова была не только толковой работницей. Настойчивый характер, нежелание ссылаться на трудности позволяли ей заниматься ещё и общественными делами – участвовать в выпуске стенгазет, быть библиотекарем на общественных началах.

Не имевшая среднего образования девушка очень хотела учиться, до этого просто жизненные обстоятельства не позволяли.

Экстерном окончила вечернюю школу в Верх-Ануйском, затем Всесоюзный заочный финансовый институт. Крепло производство, понадобились специалисты, имеющие современные знания, и она стала работать бухгалтером, экономистом, росла по служебной лестнице. С 1977 года живёт в селе Смоленском, где работала главным бухгалтером, главным экономистом райсельхозуправления. Всегда была в гуще общественных дел, её избирали депутатом, занималась партийной работой.

Так целина, Алтай стали её судьбой. Её девиз по жизни: «Жизнь любит сильных!» С ним она жила сама, так говорила другим, молодым, работавшим с ней, посещавшим политзанятия, которые она вела.

– Что бы ни писали о целине, – размышляет сейчас Любовь Васильевна Новичкова, заслуженный экономист РСФСР, – она дала толчок развитию сельского хозяйства в нашей стране, которое получило много техники, материальных ресурсов, таких вложений оно никогда ни до того, ни после уже не имело, на него работала наука. Хлеб был действительно получен. А каких людей мне довелось здесь встретить! Какой патриотизм! Молодёжь верила в лучшее будущее, строила его своими руками.

Галина ТАРАН. Смоленский район.

Фоторепортаж