«В каждой Фрекен Бок дремлет Венера»

Многим актёрам барнаульских театров повезло сыграть женские роли

00:00, 08 марта 2014г, Культура 5425


«В каждой Фрекен Бок дремлет Венера» Фото №1

И сама для себя женщина, пожалуй, не объяснит, почему столько удовольствия приносят ей кино и спектакли, в которых актеры-мужчины перевоплощаются в образы дам. Странноватый этот типаж популярен столько времени, сколько существует и сам театр.

...А девкой был бы краше

С точки зрения женщины, любопытство вызывает уже сам факт их втискивания в утягивающие колготки с лайкрой, балансировки с их смещенным мужским центром тяжести на шпильках, попыток спрятать под слоем грима то, с чем не справилась наука эпиляции. Глядя на то, как виртуозно они все это делают, понимаешь: прав был Сократ, уверявший, что лучшая женщина – это переодетый мужчина. Вот только зачем им все это?

«Я прыгал со шкафа»

В середине семидесятых, за тридцать лет до эры новых русских бабок, народ валом валил на Веронику Маврикиевну и Авдотью Никитичну (дуэт комиков Вадима Тонкова и Бориса Владимирова). А в барнаульском ТЮЗе (нынешний МТА) с аншлагом шел «Малыш и Карлсон». Зритель шел на бесподобную Фрекен Бок в исполнении актера Виктора Захарова. В нужных местах – поролоновая «толщиночка», карикатурный парик, придававшие домоправительнице стройности каблуки – все это в созданном Виктором Степановичем образе было. И в таком виде он даже прыгал со шкафа – трюк, который вряд ли бы повторила женщина. Но для Захарова такие метаморфозы – целая философская система:

– Женщина, перевоплощаясь в мужчину, прежде всего не его играет, а мужскую роль. Так, Сара Бернар, играя Гамлета, обтянутая черным трико, нарочито подчеркивала свою женственность. В московской постановке «Король Лир» Роза Хайруллина в роли главного героя, рассчитывая на ажиотаж, вытягивает смысловую сторону роли. Если же за дело берется мужчина, он не роль даже лепит, а характер. Знаменитый мультфильм сделал свое дело – над Фрекен Бок витает образ озвучившей ее Фаины Раневской. Зритель ждал ее интонаций, и легкий этот повтор мы дали. Получилась сильная, крупная женщина с низким, властным голосом.

– А зачем мужчине переодеваться во Фрекен Бок, если можно просто найти женский типаж а-ля Нонна Мордюкова, например?

– Мягкость и нежность всегда есть в женщине, и они обязательно проявятся в роли. А если надо создать образ карикатурный? Актер-мужчина обязательно сотрет эти нюансы, оставит чистый персонаж. Но женщина к тому же хочет быть красивой всегда, подсознательно. Ее жалко подвергать осмеянию, если так нужно по сюжету. А Фрекен – Захарова можно было пинать, ставить ей подножки – зритель смеялся искренне, от души. Главное, когда опускался занавес, надо было не забывать выгнать из себя эту особу…

Поздравление от Фрекен Бок:

– Как домоправительница, которая все время убирает и стряпает, желаю женщинам Алтайского края в их стремлении быть хорошими хозяйками, готовить вкусные обеды и украшать быт дорогих ей людей, не переходить грань. Пусть почаще в вас просыпается женщина, привлекательная для мужчины, звезда, мечта и Венера, выходящая из пены, прекрасная, вдохновляющая, приносящая счастье.

«Капусту» не предлагать

Ведущего актера краевого театра драмы Эдуарда Тимошенко мы знаем по самым разноплановым ролям – от шекспировского Гамлета до бесбашенного Стенли Поуни из «Слишком женатого таксиста». Когда началась работа над спектаклем «Сон в летнюю ночь», актер с радостью согласился играть роль, по сути, двойную. Место действия – Древние Афины, здесь разыгрывают театральную историю двух влюбленных. Дудке, починщику раздувальных мехов, достается роль Фисбы – женская. По сюжету брутальный Дудка против такого кастинга: «Не заставляйте меня ее играть, у меня борода». На самом деле актеру, ну в смысле Тимошенко, было интересно играть Дудку, играющего Фисбу:

– Я – человек с юмором и не мог отказаться от такой роли. Есть классика жанра переодевания, и нет смысла перечислять актеров, игравших женские образы. Правда, мало пьес, в которых у артиста есть возможность оправдать свое перевоплощение на сцене. Зато очень много «капусты» низкого пошиба. И я не могу быть объективным в оценке работы коллег, потому что сам актер. Все равно найду, к чему придраться, а образ, тысячу раз сыгранный до меня, сделаю по-своему. Взять Калягина в «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он ведь не просто переодевается. Он влюбляется и в присутствии любимой вынужден находиться в женском платье, подыгрывая ситуации, в которой оказался.

Моя роль в «Сне в летнюю ночь» тоже утрированная, почти без слов, но все понимают, что Фисба – это мужчина в женском платье. На одном из спектаклей у нас побывал заместитель губернатора. Когда актеры вышли на поклон, он вынес огромную корзину цветов и громко сказал: «Это для самой обаятельной женщины, для Фисбы». Я подал ему руку по-женски, и он включился в игру, поцеловал ее. Зал взорвался. Нам крайне редко дарят подарки и цветы. А особенно мужчине, который играл мужчину, игравшего женщину.

Поздравление от Фисбы:

– Всем, кто замужем или еще нет, полной чаши любви и благополучия в доме. Пусть чаши мужчины и женщины будут одинаково полными и уравновешенными, и тогда они будут друг друга любить и дополнять. Во все времена, в Древней Греции или в нынешнем мире, нет ничего для человека более значимого, чем любовь, мир, гармония, здоровье. Любите и будьте любимы! Будет любовь – будет все!

«По самому больному месту»

Приступая к работе над пьесой Евгения Шварца «Приключения Гогенштауфена», труппа ломала голову, кто же он такой. Предположили, что условно можно перевести эту фамилию как «высокостоящий», тем более в Средние века правила влиятельная, но позже обветшавшая династия южно-германских королей Гогенштауфен. Бабушку – общественницу Бойбабченко, из тех, которых легче выдвинуть, чем задвинуть, сыграл артист МТА Виктор Синицин. Самым главным для него было чтобы не узнавали. Вчера – белогвардейский офицер, сегодня – переодетый сыщик из «Бременских музыкантов». Награда – зрительское удивление: «И это все – один человек?» В случае с Бойбабченко задачу влезть в старческое недовольство жизнью актер решил, списав образ с Фаины Раневской, учтя и смещенный женский центр тяжести, и особенности походки 60-летней женщины с больными ногами. Вторая задача – наполнить образ благодарностью ко всем бабушкам мира – оказалась, по признанию актера, сложнее:

– Мне интересны персонажи, противоположные моей натуре. Эту роль я посвятил своей бабуле Марфе Андреевне, очень боевой, умудрявшейся выслеживать нас, сорванцов, в какой бы укромный уголок дворика детства мы ни забивались. Двор был полон соблазнов, и всевидящая баба Марфа не стеснялась кричать с балкона на весь двор: «Витя-я-а, слезь с гаража!» Образ совковой бабульки дополнили короткие чулки и рейтузы образца СССР. Ноги у меня, как у всех мужчин, волосаты. И когда Бойбабченко по сюжету забиралась на станок повыше, режиссер хватался за сердце, не выдерживал: «Витя, я человек бывалый, но смотреть на это выше моих сил…»

Поздравление от Бойбабченко:

– Дорогие женщины! Поздравляю вас с Международным женским днем 8 Марта. Как большая поклонница Клары Цеткин, я очень и очень счастлива, что в этот праздничный день вы все собрались послушать меня. Должна сообщить вам, что сегодня, несмотря на тяжелую международную обстановку и происки всяческих империалистических элементов, мы, женщины, должны сплотиться и дать бой этим грубым мужчинам. Давайте объединимся и ударим по самому их большому и больному месту. По тарелке с борщом! Пусть в наш праздник посидят голодными. А мы накрасим губы, выйдем с флагами на улицу и будем есть торты и пирожные. С праздником, дорогие женщины, счастья вам, ура!

«Я такая шалунья!»

Спектакль «Здравствуйте, я ваша тетя!» – долгожитель репертуара театра музыкальной комедии. Четверть века роль Бабса Баберлея играл заслуженный артист России Юрий Кашин в тандеме с Дмитрием Ивановым (Чарли). С 2005 года роль Бабса (он же – донна Роза д, Альвадорес, он же – вдова дона Педро из Бразилии, где много-много диких обезьян) перешла по режиссерской задумке к Дмитрию Алексеевичу.

– За десятилетия спектакль оброс красивыми фишечками, и мы решили их оставить. Я учился в классе седьмом, когда впервые увидел телепостановку с Калягиным в главной роли, еще не зная, что самому доведется играть донну Розу. Тогда это было ново, интересно и смешно. Опыт женских ролей у меня к тому моменту уже был, в конце 80-х вышел «В джазе только девушки», там я играл Жозефину. Для меня было главным, чтобы все это не выглядело пошлым, ведь нынешние комедии с переодеваниями на каждом канале уже не смешны и даже неприятны нарочитые, ничем не оправданные кривлянья. В нашем спектакле все обосновано невероятным стечением обстоятельств, когда хочешь не хочешь, а надо выручать друзей. И зритель нынешний – он ведь на пошлость не покупается, ему дороже добрая шутка, точность в прорисовке женских привычек.

Поздравление от донны Розы д, Альвадорес:

– Ах, милые сибирячки, 8 Марта – это что-то! Южноамериканская кровь, что во мне течет, не дает мне стареть. Ведь большую часть жизни я прожила в знойной тропической Бразилии, где растут кокосы, ананасы и бананы и много-много диких обезьян. Вам, дорогие мои, желаю неувядающей красоты, свежести. Любите так, как любят у нас в Бразилии, откуда был родом мой муж, дон Педро.

Справка «АП»
Чарли Чаплин был первым в кинематографе, решившимся перевоплотиться для съемок фильма «Женщина», удивительно, что популярность его началась именно с этой роли. А потом пошло-поехало. Тони Кертис и Джек Леммон (Дафна и Джозефина, «В джазе только девушки»), Джон Траволта (Эдна Терн-блед, «Лак для волос»), Эдди Мерфи (мама Кламп и бабушка Дженсен, «Чокнутый профессор»), Дастин Хоффман (Дороти Майкл, «Тутси»), Робин Вильямс («Мисс Дайтфайр), Георгий Милляр (Баба-яга в советских киносказках), Александр Калягин (донна Роза, «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Олег Табаков (мисс Эндрю, «Мери Поппинс, до свидания!») и т.д.

Фоторепортаж