Как для лисы дом построили,или О том, как малыши читают сказки нашего детства

00:00, 08 марта 2014г, Культура 3613


Как для лисы дом построили,или О том, как малыши читают сказки нашего детства Фото №1

Продолжая акцию «Читай, Алтай!», мы пришли в группу «Колокольчики» детского сада № 226. Чтение здесь занятие любимое и традиционное. Пока малыши больше всего любят сказки о животных. Это неудивительно: трехлеткам ближе маленькие зайчик и собачка, сказочные хитрая лиса и доверчивый волк, увалень медведь и бравый петух. Поэтому, знакомя своих воспитанников с книгами, которые читали в детстве их мамы и бабушки, педагог Ольга Матвеева выбрала «Заюшкину избушку» – самый полный вариант широко известной русской сказки.

Стульчики в рядочек. На них буквально замерли маленькие непоседы. Девочки и мальчики в ожидании сказки. Они уже знают: сейчас перед ними развернется целый спектакль,
разыгранный их воображением и поддержанный мастерским чтением их любимой воспитательницы. Она всегда очень выразительно читает по ролям каждую книгу, ведь возраст ее воспитанников еще таков, что если даже самую интересную в мире сказку читать монотонным голосом, удержать их внимание будет невозможно. Вот и приходится говорить то тонким, жалобным голоском зайчика, то басом медведя, то хитрым плутовки лисы:

– Пусти меня, заюшка, на крылечко.

– Нет, не пущу: зачем дразнилась?

А сказка-то знакомая, знают ребятишки, что выгонит лиса зайца. «Не пускай, не пускай ее, миленький», – предостерегают. Пустил-таки заяц лису, а она выгнала его из избушки. Переживают ребятишки, сердятся: «Вот какая лиса нехорошая!» А сказка между тем дальше продолжается. На помощь зайцу пришли собаки. Вся группа дружно помогает Ольге Алексеевне тявкать – вдруг испугается лиса и убежит из избушки?! Но нет, не убежала, сама собак напугала. И по-волчьи выли детишки, и по-медвежьи рычали – не помогло. Зато когда до петушка дело дошло, обрадовались, встрепенулись – все же помнят, что это он лису выгнал.

– Кукареку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи! – кричат.

Испугалась лиса и жалобным голосом Ольги Алексеевны говорит: «Шубу надеваю». Не верят ей ребятишки, снова кричат и лису гонят.

– Испугалась лиса и убежала, а петушок с зайчиком стали жить-поживать да добра наживать, – заканчивает сказку воспитатель.

«Вот и хорошо, – радуются детишки, – так ей и надо!» И тут кто-то робким голосом произнес:

– А лиса-то бедная! Домика у нее теперь нет, жить-то ей негде!

Новые переживания у ребятишек. Жалко лису бездомную. Во главе с воспитателем стали думать, что же теперь делать. Решили ребятишки лису с
зайцем помирить (только чтобы обязательно поцеловались, тогда-то уж точно помирятся). Тут же построились парами и начали рассказывать, как надо правильно мириться:

– Я дрозд, ты дрозд, у меня нос, и у тебя нос, у меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга!

А дом для лисы всей группой построили из всех конструкторов и кубиков, которые были в игровой комнате. Целый дворец получился. Ребятишки решили, что жить одной лисе в нем будет скучно, и появились в доме новые жители – плюшевые кошечки и собачки, мишки и даже заяц обнаружился. «Вот какой теремок получился!» – радуются.

Пока стройка дома для лисы идет полным ходом, разговариваем с воспитателем:

– Книги имеют особое значение для детей. Потому что художественное слово сопровождает человека на протяжении всей жизни. Начинаем мы с потешек. Дети запоминают, а соответственно, у них развиваются память, словарный запас. Как и в каждом детском саду, у нас выделено специальное время, когда мы изучаем и русские народные сказки, и произведения зарубежных писателей, и стихи. Все это является частью занятий. Но происходит и во внеигровое время. Часто читаем перед тихим часом. Это стало уже ритуалом. Причем чем дети старше, тем длиннее можно брать произведения и устраивать некую интригу, читая частями. Обязательно перед тем, как начинать дочитывать, мы вспоминаем, на чем остановились. То есть дети снова вспоминают, что было в книге, проживают заново какую-то сказочную ситуацию. Дети нашей группы не очень любят иностранные сказки. Я считаю, что это прежде всего идет из семьи. Им дома читают наши, русские сказки. Через них ребята сопереживают героям. Вот сегодня после того, как прочитали «Заюшкину избушку», вспомнили, кто приходил зайцу помогал, как именно лису выгонял. Когда медведю помогали, заодно отработали звук «р». Чтение сказки плавно перешло в игру. Посмотрите, сейчас кто-то продолжает строительство, кто-то рассматривает книги. Между прочим, у нас даже в нашей обычной жизни книги повсюду. К примеру, шалят они, я говорю: «Сейчас как выскочу, как выпрыгну!..» Они понимают: вроде и поругала, а в то же время всем смешно и весело. Дети, довольные, вспоминают сказку, из которой эти строчки. Недавно Милана Мараренко обиделась на меня и говорит: «Сейчас как топну я ногою, позову своих солдат!..» Сразу понятно, что книги и дома читают, – смеется Ольга Матвеева.

Шла я из садика в редакцию и думала. С самого детства сказки учат нас многому: жить дружно, прощать не очень хорошие поступки. Хорошо бы, если все дети, а впоследствии и взрослые читали много разных и добрых книг. Может, тогда недопонимание и обиды, кажущиеся непреодолимыми, будут разрешаться повторением простой детской потешки: «Я дрозд, ты дрозд…»

* * *

Напомним: проект «Читай, Алтай!» по решению совета Общественной палаты Алтайского края станет основным её мероприятием в Год культуры. В комплекс мероприятий включены конференции и выставки, дискуссионные площадки и встречи с писателями. В проекте активно участвует «Алтайская правда».

Фоторепортаж