Первый год в условиях ВТО

00:00, 20 февраля 2014г, Общество 2404


Первый год в условиях ВТО Фото №1

О работе комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию в 2013 году рассказывает председатель комитета Сергей СЕРОВ

– Сергей Николаевич, каковы основные направления работы комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию в области АПК?

– Главным направлением работы комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС остается создание нормативно-правовой базы АПК, позволяющей производителям и переработчикам сельхозпродукции эффективно работать, решать текущие проблемы, способствовать дальнейшему развитию сельских территорий.

В прошедшем году комитетом проведено семнадцать заседаний, в том числе с выездами в районы и сельские поселения. Одна из особенностей работы нашего комитета – это активное участие в его работе членов Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий при Алтайском краевом Законодательном Собрании, куда входят руководители крупнейших сельхозпредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств, ученые-аграрии.

Основными темами, которые рассматривались на встречах и заседаниях, были вопросы ценообразования на молоко, зерно, технические культуры, оптимизация структуры посевных площадей, подготовка к посевной кампании, обеспеченность хозяйств семенным материалом, проведение уборки урожая в хозяйствах края, кредитование сельхозпредприятий, перспективы восстановления свеклосахарного производства, развитие пчеловодства, использование лесов и эффективность использования пашни, максимального размера участка для ведения личного подсобного хозяйства, исполнение бюджета края по АПК за 2013 год и ряд других значимых для АПК вопросов. Как и для других комитетов, главным для нас был вопрос о краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

– Как вы оцениваете первый год работы АПК края в условиях ВТО и как изменилась государственная поддержка сельскому хозяйству?

– Меры государственной поддержки в 2013 году по своим объемам были беспрецедентными. Из краевого и федерального бюджетов на поддержку сельского хозяйства было выделено более 6,4 миллиарда рублей. Из федерального бюджета алтайские аграрии получили 5 млрд. рублей, финансирование из краевого бюджета составило почти 1,4 млрд. рублей. Основной объем средств – 2,2 млрд. рублей поступили на счета сельхозтоваропроизводителей до начала проведения весенних полевых работ, что сыграло важную роль в подготовке крестьян к сельскохозяйственному сезону. В целом это почти в 4 раза больше по сравнению с прошлым годом.

Погектарные субсидии в регионе получили 2,5 тыс. сельхозтоваропроизводителей на сумму более 2 млрд. рублей. С 2013 года часть мер по поддержке растениеводства (компенсация стоимости средства химизации, реализация горюче-смазочных материалов по льготным ценам) трансформирована в субсидии на 1 га посевной площади.

В Алтайском крае при определении размеров погектарных субсидий максимально использован дифференцированный подход, учитывающий разницу в климатических условиях производства, а также необходимость оказания дополнительной поддержки хозяйствам, пострадавшим от засухи, ведущим молочное и мясное скотоводство, занимающимся выращиванием сахарной свеклы.

Прошедший год был очень сложным для сельского хозяйства края. Затяжные дожди усложняли проведение уборки. Несмотря на это, валовый сбор зерна в бункерном весе составил 5,2 млн. тонн. Это четвертый результат в России после Краснодарского, Ставропольского краёв и Ростовской области. В нашем регионе произвели 44% гречихи от всего российского объема. Алтайский край в очередной раз подтвердил, что он является одним из ведущих регионов Российской Федерации, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.

Впечатляющих результатов добились свекловоды края. Урожайность сахарной свеклы составила 369 ц/га. Это самый высокий результат за всю историю развития свекловодства в крае. Общий сбор сахарной свёклы – 648 тыс. тонн.

Своевременному и качественному проведению всего комплекса сельскохозяйственных работ способствовали технические возможности наших хозяйств. За последние 6 лет в обновление парка сельскохозяйственной техники хозяйствами края было инвестировано свыше 33,5 млрд. рублей. Только в 2013 году было приобретено техники на сумму свыше 4,5 млрд. рублей.

В 2013 году машинно-тракторные парки хозяйств Алтайского края пополнились более чем 830 единицами сельхозтехники. Комбайнов было приобретено в 1,8 раза больше, чем в 2012 году. Тактика наращивания мощности уборочных единиц сыграла положительную роль в уборочный период.

По итогам 2013 года Алтайский край по-прежнему занимает четвертое место в рейтинге субъектов Российской Федерации по поголовью крупного рогатого скота и входит в тройку лидеров по объемам производства молока. Заготовленный полуторагодовой запас кормов сегодня позволяет животноводам края получать от коровы почти на литр молока больше, чем в прошлом году.

В целом по итогам года в крае продолжается рост поголовья специализированного мясного скота, свиней и овец. Производство молока составило 1,354 тыс. тонн, скота и птицы на убой 330 тыс. тонн. Рост производства мяса в крае обеспечивается высокими темпами развития таких отраслей, как свиноводство и птицеводство.

Залогом дальнейшего развития животноводства в крае является модернизация производства. За три года в рамках губернаторской программы «100+100» построено и реконструировано более 350 животноводческих комплексов и ферм, созданы рабочие места для 800 сельских тружеников.

По итогам года стоимость произведенной валовой продукции сельского хозяйства оценивается в пределах 118 млрд. рублей. В сравнении с прошлым годом отмечается рост чистой прибыли, объем которой составил не менее 4,5 млрд. рублей.

– Прошлый год был объявлен Годом охраны окружающей среды. Какие меры были приняты комитетом по улучшению экологической ситуации в крае?

– Для улучшения состояния окружающей среды и снижения влияния на здоровье населения края неблагоприятных экологических факторов было предусмотрено финансирование программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2013 – 2015 годы. Общий объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета на 2013 – 2015 годы составит 30462 тыс. рублей.

Комитетом в течение прошлого года проведено два заседания по вопросам использования сельхозпроизводителями края инновационных технологий возделывания земли с целью сохранения и восполнения плодородия гумусного слоя почв и предотвращения ветровых эрозий. Уже сегодня инновационные технологии, базирующиеся на высокопроизводительной технике с использованием космической навигации и элементов точечного земледелия, применяются при возделывании более 2 млн. гектаров пашни.

Продолжалась работа над законом, регламентирующим безопасное обращение с пестицидами и ядохимикатами.

Актуальной остается борьба с браконьерством в крае. На заседаниях комитета дважды рассматривали выполнение закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Результатом таких мероприятий является активизация работы Алтайкрайохотуправления, Главного управления МВД России по Алтайскому краю, иных государственных структур и общественных организаций.

Из-за низкой обеспеченности общедоступных охотничьих угодий инспекторами, для усиления роли районных охотобществ и охотпользователей, сохранения и воспроизводства объектов животного мира мы внесли изменения в закон Алтайского края «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». Тем самым минимальная площадь общедоступных охотничьих угодий уменьшилась с 30 до 20% от общей площади охотничьих угодий края.

В прошедшем году по инициативе комитета была запрещена весенняя охота на водоплавающую птицу, что послужило увеличению её численности.

На улучшение ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников, биотермических ям в районах края с последующей их передачей на баланс муниципалитетов из краевого бюджета на два года выделено 37 миллионов рублей, из которых 21 миллион рублей – в 2013 году.

Вопросы сохранения уникальных лесов Алтайского края в 2013 году были рассмотрены на 4 выездных заседаниях комитета в Хабарском, Тюменцевском, Третьяковском и Змеиногорском районах. Нам удалось решить вопросы о проведении лесопатологических обследований в лесах, расположенных на территории этих районов, и необходимости оперативной очистки лесов от ветровала, валежника, сухостоя и порубочных остатков.

– Какие нормативные документы приняты для разрешения проблемных вопросов сельских территорий?

На федеральном и краевом уровнях создана законодательная база для перевода невостребованных паевых земель в собственность муниципальных образований. Комитетом проведены выездные семинары по обучению органов местного самоуправления процедуре перевода земель. Активно ведут работу Алейский, Алтайский, Баевский, Благовещенский, Зональный, Курьинский, Мамонтовский, Первомайский, Поспелихинский, Рубцовский, Тальменский, Топчихинский, Усть-Пристанский и ряд других районов по регистрации права собственности сельских поселений на невостребованные земельные доли. Использование переданных в собственность сельских поселений невостребованных паевых земель увеличивает финансовые поступления в местный бюджет.

В связи с обращениями администраций муниципальных образований был проработан и принят на сессии АКЗС закон «О внесении изменений в закон Алтайского края «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» в части увеличения размера участка с 0,5 до 0, 75 гектара. Это ещё одна мера поддержки развития личных подсобных хозяйств, которые производят более половины продукции животноводства в Алтайском крае.

Выездные заседания комитета в районы края по вопросу применения норм закона «О регулировании лесных отношений» были проведены в связи с часто поступающими в комитет обращениями граждан о порядке заготовки и цене на древесину для собственных нужд. Нам удалось, я считаю, устранить препятствия для реализации прав граждан на заготовку древесины и снижение цен. Это позволило в полной мере обеспечить население Алтайского края деловой древесиной для строительства нового жилья и дровами и, кроме того, дало возможность заготовки валежника и сухостоя.

Главной стратегической задачей комитета остается развитие социальной сферы села. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 утверждена новая федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Она является логическим продолжением программы «Социальное развитие села до 2013 года», благодаря которой в новые дома переселились больше 5 тысяч сельских семей. И в этом году наш комитет совместно с Советом по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий продолжит контроль за выполнением столь важной социальной программы.

Подготовила Анна ЯКУШЕВА.

Фоторепортаж