Алтайская идея

О самоидентификации жителей региона

00:00, 14 февраля 2014г, Общество 2355


Алтайская идея Фото №1

Алтайский край с его степной и предгорной частью – самый большой кусок плодородной земли за Уралом. Здесь растут редкие для Западной Сибири твердые сорта пшеницы, активно расширяются виноградные плантации, выращиваются эндемичные растения. Здесь уже более трех веков формируется особая консервативная аграрная самоидентификация. Мироощущение жителя Алтайского края во многом существует в традиционном русском укладе.

Русский дух

Интересно, что понятия «русский дух», «русская идея» формировались в начале ХХ века в особых условиях. Философские понятия «соборность», «софийность», «эсхатологизм» формализовывались в аграрной России. По материалам Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года только 13,4 процента жителей были горожанами, остальные – аграрии с традициями русского общежития.

В первой половине ХХ века благодаря сталинскому переселению многие жители сел потянулись в города. Эта тенденция сохраняется и в ХХI веке.

По Всеобщей переписи 2010 года городское население России составляет 73,7 процента, сельское – 26,3 процента. За век полностью изменилась социально-экономическая карта государства. То, что являлось органичным в уютном аграрном мире, совершенно не работает в мегаполисах, где даже соседи по площадке остаются незнакомыми чужими людьми.

В отличие от большинства российских территорий Алтайский край и сегодня остаётся аграрным регионом. По данным Росстата 2013 года, сельское население в нём составляет около 45 процентов. Следствием этого становится аграрный традиционализм, так как четверть городского населения края составляют переселенцы из сел в первом поколении. Такое процентное соотношение позволяет уверенно утверждать, что некоторая часть жителей Алтайского края – носители традиционной русской духовности и русской идеи. В пользу этого говорит и национальный состав, который на протяжении трёх веков формировался как переселенческий.

 

Герои

Сегодня на территории края проживают 93,9 процента русских людей. Культурными героями края, людьми-брендами стали Василий Шукшин, Герман Титов, Роберт Рождественский, Михаил Калашников, Валерий Золотухин. Все они родились в селе и во многом несли следы этой традиционной культуры. Более того, это люди, которые смогли на фундаменте традиционных ценностей достичь мировой известности и значимости.

Знаковыми фигурами кино, вышедшими с Алтая, стали Алексей Булдаков, Александр Панкратов-Черный, Нина Усатова и другие. Все они в полной мере реализовали себя как герои «деревенского текста».

Валерий Золотухин для массового зрителя не Моцарт в швейцеровской экранизации «Маленьких трагедий» Пушкина, а в первую очередь Бумбараш и герой фильма «Пакет». Самый популярный герой Василия Шукшина в кино Егор Прокудин не только имеет деревенские корни, но и находит гармонию, снова вернувшись в деревню. В этом контексте алтайское село не воспринимается как нечто отсталое и устаревшее, скорее это некая цитадель традиционных ценностей.

 

Центр культуры

Максимальный расцвет региона приходил вместе с судьбоносными решениями государственных мужей.

Первый прорыв пришёл вместе с горными инженерами. Акинфий Демидов начал горнозаводское дело, а имперский центр спустя три десятилетия направил лучшие кадры – горных инженеров на создание сереброплавильного производства. Рудники и горные заводы стали определять экономическую, политическую и культурную жизнь края. В итоге здесь был создан самый культурный для того времени регион Сибири.

Известный российский путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский так отзывался об Алтае: «Общество, всё однородное, состояло из очень хорошо образованных и культурных горных офицеров и их семейств... Жили они весело и даже роскошно, но в их пирах не было той грубости, которой отличались оргии членов Главного управления Западной Сибири в Омске. Эстетические наклонности горных офицеров проявлялись не только в убранстве их комнат и изящной одежде их дам, но и в знакомстве как с научной, так и художественной литературой и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже своё собственное здание. Одним словом, Барнаул был в то время, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами, оставляя прозвище Спарты за Омском».

Именно здесь планировал после каторги остаться Фёдор Достоевский.

Многочисленные европейские исследователи стремились попасть в эту культурную Мекку. Алтайский горный округ в это время становится главным валютным резервом государства и центром прикладной науки. Здесь Петр Фролов изобрел русский рельсовый транспорт для перевозки руды, а Иван Ползунов построил первую в мире паровую машину непрерывного действия.

 

Новые импульсы

С затуханием сереброплавильного производства на сломе эпох приходит новое призвание – территория приобретает статус центра купечества. И здесь единственный раз не задействован явный столичный административный ресурс.

Интересно, что параллели вековой давности работают и сегодня. В октябре 2013 года журнал Forbes опубликовал рейтинг торговых городов. И спустя век Барнаул стал вторым после Краснодара по количеству торговых площадей – на каждую тысячу населения у нас приходится 880 квадратных метров торговых площадей. Кроме того, в сфере сетевой торговли край – первый в Сибири.

А в начале ХХ века купеческий центр смещается в город Бийск, из которого по Чуйскому тракту отправляются многочисленные караваны в Центральную Азию. Бийские купцы, для того чтобы сохранить некоторые коммерческие тайны, часто общаются между собой в людных компаниях на монгольском языке. Из Барнаула весь судоходный сезон отправляются баржи с зерном, медом, маслом и сыром в Центральную Россию и европейские столицы. Журнал «Алтайский крестьянин» публикует на последней странице погоду в Берлине и Амстердаме, где находятся торговые склады алтайских купцов. Разу-меется, цены на продовольствие в этот период остаются одними из самых низких в Сибири.

Третий взлёт экономики Алтайского края вынужденный. Уже в 1941 году на территорию края эвакуируют предприятия, которые начинают работать с колес. Именно в этот период закладывается промышленное будущее региона. Алтай принял более ста эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Многие из них продолжают функционировать и сегодня.

Наконец, четвёртая волна также приходит из центра России. Хрущёвское решение об освоении целинных и залежных земель снова сделало край агропромышленным центром. Большая часть Степного Алтая была превращена в сельскохозяйственные угодья. Для обеспечения аграриев техникой строились заводы.

 

В традициях просвещённого консерватизма

Три из этих четырёх больших проектов, кардинально изменивших экономику и отчасти ментальность местных жителей, были спущены сверху. Но они бы канули в Лету, если бы не внутренняя готовность населения.

Интересно, что на Алтае не было крепостных крестьян. Большинство столичных городов Сибири начиналось с крепостей и острогов. Такими стали Томск, Кузнецк, Бийск и другие. Существенное отличие Барнаула состоит в том, что он возник как заводской поселок, что не могло не отразиться на характере коренных жителей. Формирование алтайского социума способствовало конфессиональной и этнической терпимости местного населения.

В аналитическом докладе директора Института социологии РАН Михаила Горшкова «Российская идентичность в социологическом измерении» подчёркивается, что последнее десятилетие в российском обществе сохраняется вектор движения от модернизма к традиционализму. А в алтайском социуме эта тенденция всегда была стабильной.

Сергей МАНСКОВ.
Использован материал журнала «Родина».

*   *   *

Светлое и чистое

 

Елена ОГНЕВА, заместитель директора ГМИЛИКА:

 

– Алтай в отличие от Сибири в целом никогда не воспринимался как край ссыльных и каторжан. Он просто таковым никогда не был. Заметим, что обращение «сибиряк» на Алтае услышишь не часто. Алтай нечто особенное – светлое, звонкое, чистое, вольное. Являясь с 1747 года царской вотчиной, Алтай занимал особое положение: здесь не было каторги и массовой ссылки. В очень ограниченном количестве поселялись политические ссыльные, как правило, люди высокообразованные, вносившие посильную лепту в развитие местной науки и культуры.

На Алтае пускали корни люди другой породы, люди, которые в своё время пришли сюда развивать горное дело, поднимать плодородные земли. Может, не всегда от хорошей жизни, но они преодолевали в тяготах и лишениях долгий путь «за Камень, встречь солнцу» ради обретения возможности свободно жить своим трудом. Ничего и ни от кого не ждали. Надеялись на себя и на Бога. От этого и сохранили уклад жизни и его нравственные основы, выверенные столетиями как самые жизнеспособные, обеспечивающие самосохранение как отдельно человека, так и народа в целом. Оттого и сохранили, как говорил Шукшин, «хорошие, надёжные души».

 

Осознать себя

 

Юрий ГОНЧАРОВ, доктор исторических наук, профессор АлтГУ:

 

– Действительно, Алтай на протяжении своей истории являлся особенным регионом Сибири и страны в целом. Чего стоит тот факт, что Барнаул единственный из дореволюционных сибирских городов был основан не государством, а частным предпринимателем. Неизгладимый след оставил и кабинетский период, когда на доходы от алтайского серебра закупались коллекции Эрмитажа, а изделиями алтайских камнерезов украшались дворцы Петербурга (не случайно на современном гербе края «Царица ваз»). Давняя традиция культурных связей с Петербургом существует и в наши дни.

В то же время нельзя забывать и о том, что из сибирских регионов именно на Алтае было наибольшее число лично зависимых приписных крестьян (450 тысяч в 1863 году), а говоря о «самом культурном уголке», нужно помнить, что уровень грамотности в конце XIX в. был одним из самых низких среди русских губерний империи.

Специфика исторического развития Алтая во многом определила особенности менталитета и идентичности жителей края, среди которых, конечно же, можно назвать и традиционность, и консерватизм, в этом я с автором согласен. Однако называть консерватизм наших земляков просвещенным, на мой взгляд, значит несколько приукрашивать действительность. Если говорить об алтайской идее, то это, безусловно, хороший способ в наши дни раскрутить бренд Алтая, привлечь внимание к региону, развивать туризм. Главное же в статье Сергея Манскова – это идея о том, что необходимо помнить наше прошлое, изучать историю и пытаться осознать самих себя.

Фоторепортаж