Учитель истории

00:00, 31 января 2014г, Общество 3777


Учитель истории Фото №1

– А почему Курья, да еще и Черная? – спрашиваю своего собеседника в предвкушении пусть и небольшой, но
исторической тайны.
– Ну это просто и понятно, – улыбается Геннадий Иванов, директор Чернокурьинской средней школы, что в Мамонтовском районе. – Курья согласно словарю Даля заводь, старое русло, разливной приток, который не заслужил отдельного названия. Другими словами, ручей или небольшая речушка. А Черная – потому что донные отложения здесь черные. Идешь по такому ручью – и за ступнями ног черные клубы ила в воде...

– А как давно в этих местах жили люди? – спрашиваю я и как бы на короткое время забываю про свою нынешнюю профессию и вспоминаю, что сам когда-то давным-давно был учеником.

– Черная Курья стоит на берегах озера Горького, образовавшегося здесь еще со времен ледникового периода. На нем есть острова, где расположены археологические памятники Степного Алтая. Так вот самая древняя стоянка, которую нам удалось обнаружить, относится ко времени верхнего палеолита. Это период 40 – 10 тысяч лет назад, – рассказывает Геннадий Егорович.

– И исследования этой стоянки и ряда других в районе Барнаула и Рубцовска не подтвердили предположений некоторых ученых, что в ту пору не существовало условий для жизни человека в этих местах. А потом здесь были найдены стоянки древнего человека более поздних эпох – мезолита, неолита и так далее. Кстати, со времен неолита эта земля была достаточно плотно освоена людьми.

– А какие условия нужны были тогда, чтобы в этих местах жил человек?

– Известно, что в те стародавние времена ледник, пришедший с севера, перекрыл естественный сток пра-Оби и она развернула свое течение на запад, к Иртышу. А нынешние ленточные боры появились на старых руслах тех водных потоков. Образовалось и большое озеро-море. Значительная часть территории была недоступна человеку. Ну и в степной зоне нет выходов наружу камня, из которого люди делали многие предметы. То есть можно предположить, что появление в степи древних охотников, мигрирующих за стадами животных, было явлением временным. Ведь нужно было пополнять запасы камня для изготовления топоров, ножей, наконечников стрел и так далее. Поэтому не случайна и одна из наших с учениками находок – небольшой клад камней, заготовок для крупных орудий.

Существуют определенные критерии для выбора места жительства, – пояснил Иванов. – Со временем жилища переместились на опушки бора, на границу со степью. Кроме этого обязательно рядом должна быть какая-то речушка, протока, впадающая в большую воду, а также низинка, которую можно использовать в летнее время для выпаса скота. Это были «обязательные требования» к местожительству, начиная с эпохи раннего бронзового века и заканчивая первыми русскими поселениями. Потому что выбор критериев для места поселения был одинаков. И обязательно рядом курья – протока, заливчик. В Черной Курье это уже полувысохший ручеек. А еще во время Великой Отечественной войны это была достаточно глубокая речка. Кстати, среди названий населенных пунктов есть Белокуриха и просто Курья, коих на картах превеликое множество.

Позднее, спасаясь от пыльных бурь и снежных буранов, деревни перебрались в низинки. Кстати, печально, но факт: от тех населенных пунктов, которые строились без учета всех этих факторов, по указанию сверху, сегодня на географических картах почти не осталось следа. Видно, и вправду с природой и историческими знаниями не поспоришь.

Знакомство

…Впервые о директоре МБОУ «Чернокурьинская средняя общеобразовательная школа» Мамонтовского района Геннадии Егоровиче Иванове я услышал в мае прошлого года. В тот день губернатор Алтайского края Александр Карлин вручал государственные и краевые награды. На лацкан пиджака сельского учителя была приколота медаль «За заслуги перед обществом». В представлении к награде говорилось: «С самого начала своей педагогической деятельности и по сегодняшний день Геннадий Егорович занимается краеведческой работой, является руководителем школьных археологических экспедиций, работающих на раскопках древних поселений. Он автор монографии «Свод памятников истории и культуры Мамонтовского района» и 80 научных статей по археологии, краеведению и методике преподавания истории. Под его руководством школа дважды получила грант на проведение археологических работ в рамках программы «Культура Алтайского края на 2007-2010 годы», где одержала победу в соперничестве с вузами, выиграв гранты на раскоп двух поселений бронзового века. Ученики Геннадия Егоровича неоднократно становились победителями программы «Будущее Алтая», лауреатами Всероссийских конкурсов «Юность науки», «Первые шаги». В 2007 году стал победителем в номинации «Лучший учитель». А в 2009-м – лауреатом премии губернатора Алтайского края имени С.П. Титова. Депутат районного совета народных депутатов.

О себе

– Я родом из Черной Курьи, – рассказывает Геннадий Иванов. – Сюда в годы столыпинской аграрной реформы пришел мой дед из Курской губернии. Селился не абы где, предварительно обойдя ходоком (а какой тогда был здесь другой «транспорт»?) весь Барнаульский уезд. Деревня наша – старожильческая, основана в 1802 году. Рядом озера и ленточный бор. А так как дед был рыбаком и охотником, лучшего места для поселения и искать больше не стоило. Земли здесь было поболе, чем в Курской губернии, поэтому он пришел не один, а с родственниками. Одним из первых трактористов, а потом бригадиром стал в Черной Курье мой отец. А я выбрал для себя учительскую стезю, получив образование в Новосибирском госуниверситете на гуманитарном факультете.

Тяга к археологии появилась у моего собеседника еще в детстве. Обучаясь в шестом классе, он нашел несколько древних поселений и могильники. Тогда написал письмо в краеведческий музей. «Ответила мне археолог Эльвина Михайловна Медникова. Она нашла время и сама посмотрела открытые мной исторические памятники. Тогда я и определился с главным в моей жизни увлечением. А обучаясь в восьмом классе, попал на лекции по археологии знаменитого профессора Барнаульского пединститута Алексея Уманского», – вспоминает мой собеседник.

А после службы в армии, так совпало по времени, в Черной Курье образовался совхоз. И появилась средняя, а не восьмилетняя, как было до того момента, школа. Четыре года наш герой проработал здесь учителем истории, обществознания, а параллельно преподавал начальную военную подготовку. Ну и действительно, кому это преподавать, как не молодому парню, недавно отслужившему армию? А с 1982 года по сей день Геннадий Егорович – директор школы.

О школе

Сегодня эта школа называется малокомплектной. Здесь обучаются 73 ученика. Демографические процессы, характерные для всей страны, не обошли стороной и это село. А ведь были времена, когда обучалось более двухсот школьников. Хотя с будущего учебного года в первый класс здесь пойдут четырнадцать учеников. Здешние педагоги считают, что увеличение рождаемости – прямой результат реализации приоритетных национальных проектов. Для сравнения, сегодня в 10-м и 4-м классах в Черной Курье по четыре человека.

История – это ведь не только взгляд или мнение очевидца, но и факты, которые со временем могут становиться и артефактами. Поэтому, рассказывая о человеке, невозможно не сказать о том пространстве, которое этот человек создает вокруг себя.

Чернокурьинская школа в последние годы участвовала во всевозможных проектах, которые дали возможность значительно укрепить материальную базу. Полученный в 2007 году в рамках национального проекта в образовании миллион рублей позволил оснастить учебное заведение компьютерным классом. В школе работает тренажерный зал. Во всех кабинетах была заменена мебель, обновлено учебное оборудование.

С 1981 года школа трудами ее директора по мере необходимости получает открытый лист на проведение археологических работ. Он выдается Институтом археологии Российской академии наук. У этого учебного заведения хорошие контакты с историческим факультетом Алтайского классического университета. На ее базе шесть лет подряд работала краевая летняя археологическая школа. На этой земле трудились ученики из шести школ Барнаула, Петропавловского, Троицкого, Михайловского районов. Они раскапывали те поселения, что в свое время, еще сам будучи школьником, открыл Геннадий Иванов. Так что после перечисления всех регалий и успехов называть это учебное заведение малокомплектным как-то не очень и удобно.

Говорят, что школа сильна учителями. Поэтому на базе Чернокурьинский средней школы в конце прошлого года проводился «круглый стол» учителей начальных классов. А Марина и Евгений Мауэр, Светлана Богачева, Елена Деминова в свое время даже организовали клуб молодых учителей, участие в котором принимали представители учебных заведений из ряда соседних районов.

Справедливо и то, что сильна школа учениками. Выпускница Ольга Кубикова учится сегодня в МГУ. Специальность? Ну конечно же, история! Она в 2009-2010 годах была лауреатом премии президента РФ по поддержке талантливой молодежи, лауреатом Всероссийского конкурса «Первые шаги», дважды награждена медалью Эвариста Галуа, победитель краевого конкурса для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая», Всероссийского конкурса «Шаг в будущее», Всероссийского заочного конкурса «Юность. Наука. Культура». Не меньше регалий и у выпускников прошлых лет Михаила Зиновьева и Елены Писаревой. Есть в этом заслуга директора и всего учительского коллектива? Да кто бы спорил?! Вот вам и маленькая, малокомплектная!

Археология

Одной из самых интересных археологических находок, сделанных на мамонтовской земле, Геннадий Иванов считает захоронение возле села Шипуновка. Но сделана она была не экспедицией, а, как это часто бывает, случайно. Причем эта находка до сих пор обсуждается историками. Буквально в день нашего разговора мой собеседник получил материалы одной из международных научно-практических конференций, посвященных Евразии. В них – статья доктора исторических наук из Кемерово Игоря Ковтуна «Каменные жезлы с фигурными и зооморфными навершиями эпохи бронзы». Там, в частности, анализ и шипуновских находок.

– Это было одно из полуразрушенных погребений эпохи бронзы, – рассказывает Геннадий Иванов. – Могильник был не курганный а грунтовый. И расположен на территории несанк-ционированного песчаного карьера. Хотя и тот могильник стоял на государственном учете, но много ли у нас люди обращают внимания на такие тонкости? В общем, люди приехали за песком для строительства дома. Пока бульдозер занимался погрузкой, водитель грузовика увидел какие-то торчащие из песка вещи. Вначале подумал, что это вилы от стогомета. Но, подойдя поближе, разглядел каменный жезл с навершием в виде дикого коня – тарпана. Рядом – другой жезл с головой барана. А неподалеку – еще два с фигурным навершием и головой змеи. Судя по всему, это было погребение какого-то статусного человека, возможно, вождя или жреца. Ведь жезлы вряд ли использовались для каких-то хозяйственных целей, а применялись, скорее всего, в древних ритуалах. Находки показали тогдашнему председателю сельского совета, который раньше был в селе учителем. Тот попросил себе парочку жезлов на память. А одним из оставшихся какое-то время толкли вареную картошку для кормления поросят, а другой был и вовсе брошен за ненадобностью. Когда Геннадий Иванов увидел эти предметы, то понял, что вещи уникальные (в начале двухтысячных годов произведшие настоящую сенсацию). Рядом был и сосуд, по которому удалось установить дату. Сегодня можно с уверенностью сказать, что эти жезлы принадлежат к бронзовому веку, к так называемой елунинской культуре. Уникальность находки заключается еще и в том, что ранее в захоронениях сразу четыре таких жезла никогда не находили.

Ко времени той эпохи относится и еще одна находка, найденная одной из археологических экспедиций, организованных Ивановым. Это кинжал с затейливым орнаментом. На рукояти и лезвии можно отчетливо увидеть изображение льва и грифона, а также листья каких-то растений. Понятно, что такой предмет был в ту пору тоже недешев, а значит, мог принадлежать какому-то пусть и невеликому, но вождю.

На перекрёстках истории

– Сейчас я закончил еще один очень большой проект – книгу по истории, – рассказывает Геннадий Егорович. – Рабочее ее название «Алтайская деревня на перекрестках истории. Летопись Мамонтовского района». Рукопись готова. Жду начала издательского конкурса, который проводит краевое управление по культуре. Рассчитываю победить в номинации «Краеведение». Книжка заканчивается 2000 годом. Почему? Судить о сегодняшних событиях с исторической точки зрения можно только спустя какое-то время. Такая наука – история.

А сколько еще интересных историй о жителях Черной Курьи времен столыпинской реформы, революционные годы! Сегодня к Геннадию Иванову обращаются те, следы родственников которых затерялись в тяжелые времена первой половины двадцатого века. И история неожиданно вскрывает перед глазами пытливого исследователя очередной свой неведомый или основательно забытый пласт. Но нельзя объять необъятное. За разговорами с интересным человеком очень быстро пролетает время, нужно возвращаться в редакцию. Геннадий Егорович провожает меня до автомобиля. По дороге заговорил о семье. Жена Валентина Михайловна раньше работала технологом общепита, дети – Елена и Олег живут в Барнауле. Из увлечений – разведение пчел. Поэтому у него всегда есть вкусный, ароматный мед. Ну а главные увлечения – это, конечно же, археология и школа, которую возглавляет уже более тридцати лет. А ведь и правда, что не так уж важно, малокомплектная школа или большая городская. Куда важнее, кто твои учителя. И каким историям учат.

Фоторепортаж