Бомба под ёлкой

Корреспонденты «АП» проверили бдительность полицейских и пассажиров на Барнаульском железнодорожном вокзале

00:00, 16 января 2014г, Общество 2096


Бомба под ёлкой Фото №1

После трагических событий в Волгограде и серии других бесчеловечных терактов, которые то и дело сотрясают нашу страну, этот эксперимент должен был закончиться, не начавшись.

В минувший понедельник мы вместе с сотрудниками Алтайского линейного МВД России оставили под новогодней елкой в зале ожидания вокзала пакет с муляжом бомбы. «Террористом» Дедом Морозом выступил один из сотрудников полицейского управления, которого пэпээсники не знали в лицо. Он незаметно подложил бомбу под елочку и удалился. Кто первым заметит «подарок» – полицейские или пассажиры? И, самое главное, как быстро его найдут и как на него отреагируют?

Предыстория

Надо сказать, что «АП» совместно с транспортной полицией уже дважды проводила подобные проверки. Первую – 12 лет назад сразу после кровавого захвата заложников в музыкальном центре «Норд-Ост» в Москве. Тогда акция с треском провалилась. Черный пакет с множеством подозрительных механизмов и проводов, оставленный нашим человеком в ногах у пассажиров, провалялся незамеченным на вокзале около получаса. Потом его обнаружил сотрудник патрульно-постовой службы.

В тот раз, чтобы подогреть ситуацию, мы попросили милиционера повременить с расспросами свидетелей и очевидцев, а сами несколько раз по громкоговорящей связи на весь вокзал «протрубили» информацию: «Во избежание террористических актов необходимо сообщать о бесхозных вещах, находящихся в здании вокзала». Никакой реакции не последовало. «Отличились» не только пассажиры, но и работники вокзала. Дежурная достала радиотелефон и начала кому-то звонить. Она стояла в нескольких метрах от «взрывчатки» – окажись бомба настоящей, то сдетонировала бы и взорвалась.

Спустя два года – в 2004-м – террорист-смертник привел в действие взрывное устройство в московском метро: 41 человек погиб, более 250 получили ранения. По горячим следам мы снова провели проверку бдительности в том же зале ожидания. На этот раз пакет нашли через 10 минут – и снова сотрудники милиции. Пассажиры его видели, но вели себя, мягко говоря, неадекватно. Вспоминали о вчерашних терактах и хихикали. Интересно, что никто из пассажиров про милицию тогда даже не вспомнил, хотя на вокзале в тот день было очень даже многолюдно. А что теперь – десять лет спустя?

Работа на опережение

Как театр с вешалки, вокзал начинается с рамки металлоискателя. Это эффективное средство контроля, но, как показывает статистика, далеко не панацея. Ни разу в течение 2010-2013 годов рамки металлоискателей не помогли предотвратить теракт – напротив, специалисты предупреждали, что взрывать будут перед ними, как и случилось на том же вокзале в Волгограде. Кроме того, общеизвестны задокументированные факты, когда злоумышленникам удавалось рамки обходить. К примеру, в конце октября на платформе петербургской станции метро «Автово» была случайно обнаружена сумка с тротиловыми шашками весом почти килограмм. Характерно, что вестибюль этой станции оборудован рамкой металлоискателя и досмотровым помещением, где сотрудники метро выборочно досматривают пассажиров. Но 68-летний пенсионер, так называемый черный копатель, смог легко пронести сумку с тротилом и забыть ее на скамейке. Позже его личность установили благодаря камерам наблюдения и сканированию проездного билета.

Нашу рамку мы прошли без подозрений, сели в зале ожидания и стали наблюдать. День будничный – вокзал пустовал, и тем не менее несколько пассажиров, откинувшись на диванах в зале ожидания, терпеливо ожидали своего поезда. На елку никто даже не смотрел, может, надоела уже. Тем более – на пакет под ней.

– Надеются на полицейских, – комментирует сотрудник отделения по противодействию экстремизму и организованной преступной деятельности Алтайского ЛУ МВД РФ капитан полиции Александр Леньшин. – За три последних месяца прошлого года к дежурному по вокзалу обратился только один человек, заметивший подозрительную сумку. И это, я считаю, нормальная рабочая ситуация, просто сотрудники ППС работают на опережение.

Курирующие проверку полицейские рассказывают, что еще два года назад пассажиры в зале ожидания наплевательски относились к брошенным вещам: трогали их руками, двигали. Доходило до смешного. На очередной проверке полицейские оставили на вокзале сумку с муляжом бомбы, а ее втихаря пытался умыкнуть один из пассажиров. Догнали, наказывать не стали, обошлись предупреждением. Участившиеся в последнее время теракты заставили людей быть более осторожными и внимательными, в том числе друг к другу.

– Иногда я даже удивляюсь, как меняется психология людей, – продолжает Александр Леньшин. – Дело доходит до того, что пассажиры берут руководство на себя: отводят друг друга подальше от подозрительных сумок, помогают пенсионерам эвакуироваться. Так было, к примеру, две недели назад, когда сотрудники ФСБ проводили плановую закладку муляжа бомбы.

На особом контроле

…Уже первый визит сотрудников ППС в зал ожидания принес свои плоды. Прошло лишь несколько минут. Людей попросили на выход, никто ничего не понял, но все спешно и послушно ринулись уходить. Через минуту по громкоговорящей связи диктор начал поиски хозяина пакета.

– Я ничего подозрительного не заметил, – как будто оправдывается Алексей, один из находившихся в зале ожидания. – Пусть это будет мне уроком. Но, знаете, если бы я заметил пакет, обязательно бы о нем сообщил. А расслабился, наверное, потому, что на вокзале очень много людей в форме.

Действительно, создается впечатление, что постовых больше, чем пассажиров. Вот уже больше двух недель полицейские работают в усиленном режиме. Когда его снимут – неизвестно. До особых, что называется, распоряжений. Это значит, что плотность нарядов увеличена, а в праздничные дни на службу заступало и вовсе 30 процентов от всего личного состава транспортной полиции. Под особый контроль взяты привокзальная территория и все без исключения помещения вокзала, осматриваются даже места, которые опечатаны – чердаки, подвалы и электрощитовые.

По статистике, примерно раз в день стражи порядка находят на вокзале брошенные вещи. Визуально их осматривают, при необходимости вызывают кинолога с собакой. Чаще всего свой багаж теряют не террористы, а второпях или не совсем трезвые люди. В прошлом году полицейские нашли и вернули одному из пассажиров борсетку, в которой было 198 тысяч рублей.

При обнаружении взрывного устройства у полицейских разработан целый алгоритм действий. В нем 30 пунктов, которые у постовых должны просто отскакивать от зубов.

– Проверка знаний на обнаружение ВУ проводится раз в месяц, – рассказывает Александр Леньшин. – Те, кто необучаем, безжалостно увольняются. Был у нас, к примеру, случай с сотрудником ЧОПа, который до недавнего времени работал на вокзале. Обеспокоенные граждане сообщили ему, что за банкоматом нашли брошенную сумку. Охранник схватил ее, выбежал из здания вокзала и бросил в урну! Конечно, с такими «специалистами» мы незамедлительно расстаемся.

В итоге

Хотя пассажиры абсолютно никаких действий не предприняли, в целом проверка удалась. Дежурные службы сработали удовлетворительно. А удовлетворительно у силовых структур – это значит хорошо. Полицейские не кантовали пакет, не пользовались средствами связи в непосредственной близости от «бомбы». Кроме того, удалили людей на безопасное расстояние. В случае реальной опасности теракта из вокзала будут эвакуированы все службы до привокзальной площади – примерно на сто метров. На место происшествия вызываются кроме полиции сотрудники ФСБ, МЧС, БСМП и другие службы.

Хочется верить, что до реальной эвакуации дело не дойдет. И тому есть причины. На сегодняшний день железнодорожный вокзал Барнаула является, по мнению экспертов, одним из самых безопасных в стране. Он оборудован современными системами видеоконтроля, первым в Западной Сибири был подключен к программе «Безопасный город». Слабое место в системе по-прежнему мы сами, невнимательные пассажиры. По громкоговорящей связи регулярно звучат объявления об опасности террористических актов, однако, как показывает практика, чаще всего они остаются неуслышанными. Как и 10 лет назад оставленные без присмотра вещи «подбирают», как правило, полицейские или работники железной дороги.

*   *   *

Пакет поправок в антитеррористическое законодательство, расширяющий полномочия ФСБ и усиливающий контроль за Интернетом, в среду внесли в Госдуму представители всех четырех фракций.

 

Дополнительные меры по борьбе с терроризмом разработали ФСБ, МВД и Росфинмониторинг. Предложенные антитеррористические новшества в числе прочего расширяют полномочия ФСБ, ужесточают уголовную ответственность по ряду статей вплоть до пожизненного заключения, а также усложняют операции по переводу денег с помощью неперсонализированных платежных средств.

Пакет антитеррористических мер был разработан после терактов в Волгограде и состоит из трех законопроектов. В Госдуму его внесут представители всех четырех парламентских фракций: Ирина Яровая («Единая Россия»), Олег Денисенко (КПРФ), Андрей Луговой (ЛДПР), Леонид Левин («Справедливая Россия»). Один из законопроектов направлен на усиление уголовной ответственности за терроризм и мер по борьбе с ним. Документ состоит из целого комплекса инициатив. Предусматривается внесение поправки в закон о ФСБ, в соответствии с которой сотрудники данной спецслужбы получат право на личный досмотр граждан и автотранспорта.

В законопроект включены и другие инициативы. Административный кодекс предлагается дополнить новой статьей – «Финансирование терроризма». В соответствии с ней для юридических лиц вводится ответственность «за предоставление, сбор средств и оказание финансовых услуг, если они предназначены для организаций», готовивших преступления террористического характера. Ответственность такова: штраф в размере от 1 млн. руб. до 60 млн. руб. либо приостановление деятельности юрлица на срок до 90 суток.

Вводятся штрафы и за невыполнение решений «коллегиальных органов, координирующих деятельность по борьбе с терроризмом», то есть региональных антитеррористических комиссий и Национального антитеррористического комитета. Для граждан размер штрафов будет составлять от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 30 до 50 тыс., для юрлиц – 300 тыс. – 1 млн. руб.

Фоторепортаж
Блоги