22 февраля | Барнаул | -8°C … -7°C | USD - 56.6537 | EUR - 69.8087

А музыка вечна

12:06, 28 декабря 2013г, Общество3047

За годы существования кафедры инструментального исполнительства в Алтайском госуниверситете подготовлены десятки музыкантов, которые пополнили творческие коллективы краевой столицы и региона. Итоги уходящего года в беседе с нашим корреспондентом подводит заслуженный деятель искусств РФ, профессор Николай Корниенко.

– Николай Александрович, как вы оцениваете уходящий год в творческом плане?

– Год оказался тяжелым. Число 13 для меня вообще нагрузочное. Я, например, родился 13 апреля и все время, что бы я ни делал, всегда сталкиваюсь с препятствиями. Сразу вспоминаю Владимира Спивакова, который говорил, что музыканту помимо таланта нужны пример и препятствие. Хороших примеров у меня много, а препятствий – на десятерых. Несколько лет назад про меня писали статью, и она называлась «Музыкальный бег с препятствиями». Очень точно. И этот год не стал исключением.

Начиная с того, что в университете нам в этом году не дали бюджетных мест на первый курс. Дальше – больше, стали переманивать лучших студентов в другие вузы: в Москву и Ханты-Мансийск, где открылся филиал академии имени Гнесиных. Вообще, ситуация такова, что само существование кафедры под угрозой. А этого нельзя допустить, потому что мы остаемся единственным высшим учебным заведением, которое готовит музыкантов-исполнителей для профессиональных творческих коллективов региона: скрипачей, пианистов, духовиков. В настоящее время как минимум треть музыкантов симфонического оркестра краевой филармонии – наши выпускники.

Мы пополняем не только симфонический оркестр, но и духовой, камерный, оркестр «Сибирь». В музыкальном училище шестнадцать преподавателей и концертмейстеров тоже наши выпускники. Теперь уже хорошо известная в крае Виктория Федяй, подготовившая замечательного парнишку-саксофониста, который занял призовое место в «Щелкунчике», – наша выпускница. А сколько их в музыкальных школах! Сейчас, например, у нас учатся (на «отлично», получают повышенные стипендии!) две скрипачки, обе преподавательницы музыкальных школ города.

Жаль, если кафедры не станет. Без подпитки музыкальные коллективы существовать не могут. Жизнь есть жизнь: кто-то ушел в декретный отпуск, кто-то вышел замуж и уехал в другой город… Возникают вакансии, которые надо заполнить. Свежие кадры, молодые силы нужны всегда. В нашем городе мы организовали кафедру не от нечего делать, а по необходимости: в музыкальной среде очень много вакансий. До сих пор многие исполнители одновременно работают в нескольких коллективах, потому что нет нужных кадров. Мы по мере сил старались заполнить эту нишу. Но сейчас нет уверенности в том, что у нас есть будущее. Губернатор Александр Карлин в курсе тех трудностей, которые мы испытываем, он пообещал посетить нашу кафедру и подробнее ознакомиться с проблемами, чтобы можно было принять какое-то взвешенное решение.

При открытии кафедры бывший тогда мэром города Владимир Баварин не скрывал, что средства на ее создание выделены для того, чтобы в творческих коллективах учреждений культуры, музыкальных школ города работали только преподаватели с высшим профессиональным образованием. И я всегда помнил об этом и старался выполнять эту задачу. Очень хотелось, чтобы и краевое управление культуры не считало нас чужими «федеральными кадрами», а признало своими, региональными, и вернулось к тому сотрудничеству, которое существовало между кафедрой и управлением культуры еще несколько лет назад. Ведь сохранились же добрые деловые отношения у нас с городским комитетом по культуре. Мы участвуем в городских мероприятиях, и они логично согласуются с нашими учебными планами. Нас приглашают к участию в музыкальных фестивалях, посвященных памятным датам в истории края и города.

Крепкие связи у нас и с краевой филармонией. Результат нашей дружбы – статус филармонического у нашего студенческого оркестра народных инструментов. Многие спрашивают, зачем нам в крае два оркестра? Но профессиональный оркестр один, это государственный оркестр «Сибирь», а наш оркестр – учебный, как и положено по государственному стандарту учебного плана, и мы не претендуем на большее. Но чтобы заинтересовать студентов, воспитать у них чувство сцены и умение взаимодействовать с публикой, понимать реакцию зрительного зала, я, как заведующий кафедрой инструментального исполнительства, как художественный руководитель и дирижер студенческого оркестра, делаю «высокую» программу, с помощью филармонии приглашаю интересных гостей-исполнителей. Это все помогает студентам освоиться в том музыкальном пространстве, в котором им предстоит потом жить и трудиться. Мы для профессионального оркестра народных инструментов «Сибирь» готовим кадры, и никто не должен нас с ним путать.

К тому же мы являемся учебной площадкой и для студентов-дирижеров, которые на выступлениях с оркестром сдают экзамены по дирижированию. Поэтому пугаться того, что в городе существует два крупных оркестра народных инструментов, не надо. У каждого свои задачи. Наша состоит в том, чтобы подготовить музыкантов таким образом, чтобы они легко влились в профессиональный коллектив и без проблем стали там работать.

Еще одним огорчением года для нашего оркестра стало неучастие в концерте памяти Михаила Апарнева. Он был не только моим учеником, но и другом, соратником, нас связывали крепкие творческие узы. Мы как две родственные души – оба влюблены в народную музыку, и я, видимо, повлиял на его творчество. Многие произведения он доверял нам исполнять впервые. Например, песню «Старый патефон», которую почему-то преподнесли на концерте как дебютное исполнение. Миша сам мне ее предложил еще в 2009 году: «Только что из-под пера!» И мы ее исполнили с солистом Сергеем Базановым на творческом вечере, посвященном 60-летию Апарнева.

– На носу Новый год, что он нам готовит, неведомо, какие планы у вас?

– В феврале состоится концерт, посвященный 130-летию великой русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой. К сожалению, ее имя почти забыто, а наше внимание на нее обратила московская певица народная артистка России Татьяна Петрова, с которой мы давно дружим. Она будет участвовать в концерте.

В марте проведем концерт «Русская песня в творчестве композиторов», дирижировать будет моя ученица Ксения Николаева, которая сейчас работает преподавателем в музыкальной школе. В апреле подготовим программу к столетию Первой мировой войны. Интересный период в нашей истории, о котором немало выявляется любопытных исторических фактов. Например, что наш земляк известный кинорежиссер Иван Пырьев был участником той войны. Если покопаться, то можно найти много и другого неизвестного материала.

В завершение творческого сезона 1 июня, в День защиты детей, состоится традиционный концерт «Дебют», когда на сцене выступают молодые солисты, дирижеры, музыканты.

Отправить сообщение об ошибке


Будете ли вы соблюдать Великий пост?


Архив опросов
Блоги

Не зевай на пустой улице

ШУМИЛОВ Евгений