А музыка вечна

12:06, 28 декабря 2013г, Общество 3937


А музыка вечна Фото №1

За годы существования кафедры инструментального исполнительства в Алтайском госуниверситете подготовлены десятки музыкантов, которые пополнили творческие коллективы краевой столицы и региона. Итоги уходящего года в беседе с нашим корреспондентом подводит заслуженный деятель искусств РФ, профессор Николай Корниенко.

– Николай Александрович, как вы оцениваете уходящий год в творческом плане?

– Год оказался тяжелым. Число 13 для меня вообще нагрузочное. Я, например, родился 13 апреля и все время, что бы я ни делал, всегда сталкиваюсь с препятствиями. Сразу вспоминаю Владимира Спивакова, который говорил, что музыканту помимо таланта нужны пример и препятствие. Хороших примеров у меня много, а препятствий – на десятерых. Несколько лет назад про меня писали статью, и она называлась «Музыкальный бег с препятствиями». Очень точно. И этот год не стал исключением.

Начиная с того, что в университете нам в этом году не дали бюджетных мест на первый курс. Дальше – больше, стали переманивать лучших студентов в другие вузы: в Москву и Ханты-Мансийск, где открылся филиал академии имени Гнесиных. Вообще, ситуация такова, что само существование кафедры под угрозой. А этого нельзя допустить, потому что мы остаемся единственным высшим учебным заведением, которое готовит музыкантов-исполнителей для профессиональных творческих коллективов региона: скрипачей, пианистов, духовиков. В настоящее время как минимум треть музыкантов симфонического оркестра краевой филармонии – наши выпускники.

Мы пополняем не только симфонический оркестр, но и духовой, камерный, оркестр «Сибирь». В музыкальном училище шестнадцать преподавателей и концертмейстеров тоже наши выпускники. Теперь уже хорошо известная в крае Виктория Федяй, подготовившая замечательного парнишку-саксофониста, который занял призовое место в «Щелкунчике», – наша выпускница. А сколько их в музыкальных школах! Сейчас, например, у нас учатся (на «отлично», получают повышенные стипендии!) две скрипачки, обе преподавательницы музыкальных школ города.

Жаль, если кафедры не станет. Без подпитки музыкальные коллективы существовать не могут. Жизнь есть жизнь: кто-то ушел в декретный отпуск, кто-то вышел замуж и уехал в другой город… Возникают вакансии, которые надо заполнить. Свежие кадры, молодые силы нужны всегда. В нашем городе мы организовали кафедру не от нечего делать, а по необходимости: в музыкальной среде очень много вакансий. До сих пор многие исполнители одновременно работают в нескольких коллективах, потому что нет нужных кадров. Мы по мере сил старались заполнить эту нишу. Но сейчас нет уверенности в том, что у нас есть будущее. Губернатор Александр Карлин в курсе тех трудностей, которые мы испытываем, он пообещал посетить нашу кафедру и подробнее ознакомиться с проблемами, чтобы можно было принять какое-то взвешенное решение.

При открытии кафедры бывший тогда мэром города Владимир Баварин не скрывал, что средства на ее создание выделены для того, чтобы в творческих коллективах учреждений культуры, музыкальных школ города работали только преподаватели с высшим профессиональным образованием. И я всегда помнил об этом и старался выполнять эту задачу. Очень хотелось, чтобы и краевое управление культуры не считало нас чужими «федеральными кадрами», а признало своими, региональными, и вернулось к тому сотрудничеству, которое существовало между кафедрой и управлением культуры еще несколько лет назад. Ведь сохранились же добрые деловые отношения у нас с городским комитетом по культуре. Мы участвуем в городских мероприятиях, и они логично согласуются с нашими учебными планами. Нас приглашают к участию в музыкальных фестивалях, посвященных памятным датам в истории края и города.

Крепкие связи у нас и с краевой филармонией. Результат нашей дружбы – статус филармонического у нашего студенческого оркестра народных инструментов. Многие спрашивают, зачем нам в крае два оркестра? Но профессиональный оркестр один, это государственный оркестр «Сибирь», а наш оркестр – учебный, как и положено по государственному стандарту учебного плана, и мы не претендуем на большее. Но чтобы заинтересовать студентов, воспитать у них чувство сцены и умение взаимодействовать с публикой, понимать реакцию зрительного зала, я, как заведующий кафедрой инструментального исполнительства, как художественный руководитель и дирижер студенческого оркестра, делаю «высокую» программу, с помощью филармонии приглашаю интересных гостей-исполнителей. Это все помогает студентам освоиться в том музыкальном пространстве, в котором им предстоит потом жить и трудиться. Мы для профессионального оркестра народных инструментов «Сибирь» готовим кадры, и никто не должен нас с ним путать.

К тому же мы являемся учебной площадкой и для студентов-дирижеров, которые на выступлениях с оркестром сдают экзамены по дирижированию. Поэтому пугаться того, что в городе существует два крупных оркестра народных инструментов, не надо. У каждого свои задачи. Наша состоит в том, чтобы подготовить музыкантов таким образом, чтобы они легко влились в профессиональный коллектив и без проблем стали там работать.

Еще одним огорчением года для нашего оркестра стало неучастие в концерте памяти Михаила Апарнева. Он был не только моим учеником, но и другом, соратником, нас связывали крепкие творческие узы. Мы как две родственные души – оба влюблены в народную музыку, и я, видимо, повлиял на его творчество. Многие произведения он доверял нам исполнять впервые. Например, песню «Старый патефон», которую почему-то преподнесли на концерте как дебютное исполнение. Миша сам мне ее предложил еще в 2009 году: «Только что из-под пера!» И мы ее исполнили с солистом Сергеем Базановым на творческом вечере, посвященном 60-летию Апарнева.

– На носу Новый год, что он нам готовит, неведомо, какие планы у вас?

– В феврале состоится концерт, посвященный 130-летию великой русской певицы Надежды Васильевны Плевицкой. К сожалению, ее имя почти забыто, а наше внимание на нее обратила московская певица народная артистка России Татьяна Петрова, с которой мы давно дружим. Она будет участвовать в концерте.

В марте проведем концерт «Русская песня в творчестве композиторов», дирижировать будет моя ученица Ксения Николаева, которая сейчас работает преподавателем в музыкальной школе. В апреле подготовим программу к столетию Первой мировой войны. Интересный период в нашей истории, о котором немало выявляется любопытных исторических фактов. Например, что наш земляк известный кинорежиссер Иван Пырьев был участником той войны. Если покопаться, то можно найти много и другого неизвестного материала.

В завершение творческого сезона 1 июня, в День защиты детей, состоится традиционный концерт «Дебют», когда на сцене выступают молодые солисты, дирижеры, музыканты.

Фоторепортаж