ОТДАМ В ХОРОШИЕ РУКИ

ЗАЧЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ ПЕРЕДАЮТ ЧАСТЬ СВОИХ ФУНКЦИЙ НА СТОРОНУ

00:00, 25 июня 2010г, Экономика 2502


ОТДАМ В ХОРОШИЕ РУКИ Фото №1

На днях нечаянно подслушал разговор двух дам. Одна из них, судя по всему, руководитель средней руки в бюджетной организации, рассказывала другой, что к ним пришла бумага сверху с просьбой изучить возможность передачи некоторых непрофильных функций сторонним организациям. «Называется этот прием «аутсорсинг», – объясняла дама подруге.

Две логики

Продолжение разговора огорчило.

– Допустим, мы могли бы уволить наших сторожей, а вместо них заключить договор с охранной фирмой. Говорят, это позволяет немного сэкономить бюджетных денег, так как охранники со стороны обходятся дешевле. Но мы посидели, подумали и написали ответ, в котором ключевыми словами были «нецелесообразно» и «несвоевременно».

Что ж, другого решения трудно было ожидать, и оно лишний раз укрепило мое мнение о чиновничестве как классе, живущем по своим «законам»: они думают, что сегодня им предложат сторожа пригласить со стороны, завтра – бухгалтера, а послезавтра и в подчинении никого не останется. Видимо, многие российские мелкие начальники по-другому не могут воспринимать реформы, требуются приказы сверху, каленое железо и прочие петровские штуки. А вот предприниматель мыслит другими категориями, потому что он сам себе начальник и принимает решение, руководствуясь экономической целесообразностью.

Неслучайно в бизнесе аутсорсинг давно в ходу. Так что же это за зверь такой? Если кратко, то речь идет о передаче сторонней фирме какой-то «своей» деятельности. Тема аутсорсинга практически любой неключевой функции в организации сегодня весьма актуальна на Западе. Достаточно сказать, что, по данным некоторых западных экспертов, ведение бухгалтерского учета в Европе передают 86% компаний малого и среднего бизнеса, в США – 92%, в Израиле – 96%. Еще специализированные компании управляют автопарками, поездками, кадрами, логистикой, даже сборочными производствами. Годными для аутсорсинга считаются функции зрелые, то есть те, в которых не прогнозируется инновация, способная дать компании стратегическое преимущество. Поэтому многие и идут на аутсорсинг, чтобы сосредоточиться на своей основной деятельности, а не заниматься управлением столовыми, уборщиками, отчислениями в пенсионные фонды, вылавливанием компьютерных вирусов.

Чтобы достичь успехов на рынке, можно пойти двумя путями: где-то отвоевывать, но большей частью формировать свои рыночные ниши либо идти путем снижения издержек и таким образом поднимать эффективность бизнеса. Аутсорсинг позволяет двигаться по двум этим направлениям.

 

Все включено

Алтайский банк Сбербанка России начал использовать IT-аутсорсинг с 2003 года. По словам директора управления технических средств и телекоммуникаций банка Анатолия Петухова, наиболее значимым договором здесь является аутсорсинг радиоэлектронных средств (радиостанций), больших отказоустойчивых серверов и систем хранения, копировально-множительных аппаратов. На этот вид услуг банк ежегодно тратит миллионы рублей. При этом объем переданной на обслуживание техники составляет около 10% от всего его количества.

Важно, что выбор фирмы (аутсорсера), которая будет оказывать услугу, происходит посредством открытого конкурса. В частности, по бренду «Xerox» уже несколько лет конкурс выигрывает НТЦ «Галэкс». Договор предусматривает полное обслуживание копировальных аппаратов в местах их установки по принципу «все включено», то есть все затраты, которые понесет аутсорсер для обеспечения нормального функционирования техники. В договоре более 200 точек обслуживания на территории Алтайского края и Республики Алтай. Время реагирования – от одного до 24 часов в зависимости от расстояния населенного пункта от Барнаула без корректировки на другие условия, в том числе погоду, что накладывает определенные риски для аутсорсера.

 

Без механика

– К транспорту отношение у руководителей предприятий нерациональное. Он еще с советских времен воспринимался как вспомогательный вид деятельности, затраты относились на общезаводские и терялись в себестоимости, размазываясь на весь объем продукции. А если их собрать в кучу, посчитать, то они окажутся довольно существенными, – рассуждает Алексей Григорьев, коммерческий директор ОАО «Авто-энергосервис».

Это предприятие образовано в 2005 году. В самостоятельное дочернее его преобразовали с целью сокращения накладных затрат
«Алтайэнерго».

Для нового предприятия транспортные услуги стали основным видом деятельности. А работа по рациональному использованию транспорта и снижению издержек, связанных с ремонтом и обслуживанием техники, – одной из важных задач руководства.

Основной заказчик гарантировал загрузку транспорта не более чем на 70%, а остальную выручку ОАО «Автоэнергосервис» для сохранения гарантированной прибыли вынужден обеспечивать за счет поиска других заказчиков. Эти постоянные заказчики у ОАО «Автоэнергосервис» уже есть: несколько заводов ЖБИ, мебельная фабрика, строительно-монтажная компания Сибири, «Омскэлектросетьремонт», «Сибирьсетьремонт».

– Чтобы обеспечить бесперебойную работу техники наших клиентов, приходится оперативно реагировать на поступающие заявки, что привело к созданию единой диспетчерской службы по работе с заказчиком, – говорит Алексей Григорьев. – Сейчас занялись грузоперевозками, чтобы нарастить объемы и получать дополнительную прибыль. Планируем закупать седельные тягачи под нужды конкретных заказчиков.

Небольшая фирма имеет автопарк в четыре-пять машин, но для их обслуживания надо содержать механика, медика, ремонтную базу, гараж. Для грузоподъемных механизмов требуются освидетельствование, специфический ремонт. В «Автоэнергосервисе»для этого есть квалифицированные механики, много подъемных кранов, ремонт и обслуживание обходится дешевле, как и ГСМ, ведь приобретение идет оптом. Все это позволяет предлагать клиентам услуги дешевле в среднем по году процентов на двадцать, чем он потратил бы, имея технику в собственности.

Если у предприятия есть небольшой автопарк, то оно тоже может искать заказы на стороне для простаивающих машин, но это будут разовые заказы. Гораздо выгоднее сдать свою технику в долгосрочную аренду или в лизинг специализированному предприятию с условием, что оно обеспечит всю потребность арендодателя, когда бы это ни потребовалось.

Фоторепортаж
Блоги