Перешли к вопросу «что делать?»

Учителя-словесники планируют навести порядок в преподавании русского языка

00:00, 05 декабря 2013г, Общество 1723


Перешли к вопросу «что делать?» Фото №1

Недавно в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы, в котором приняли участие почти 250 педагогов из 82 регионов. Алтайский край представляла Ирина Филиппова – заместитель директора барнаульской школы № 59 и руководитель профессионального объединения учителей-филологов Октябрьского района Барнаула.

Сообщения о том, что новая ассоциация, созданная по инициативе администрации президента, «должна помочь учителям создать единую методологию преподавания русского языка и литературы», вызвали в профессиональном сообществе недоумение и подозрения, что все закончится единым учебником по русскому языку или литературе. Впрочем, в беседе с Ириной Олеговной выяснилось, что объединившиеся учителя ставят перед собой совсем другие задачи.

– Это уже не первая попытка создать некую общественную организацию учителей-филологов, – рассказывает Ирина Филиппова. – Не думаю, что предыдущие не удались только потому, что у них не было поддержки администрации президента. Просто сейчас вопрос филологического и литературного образования действительно стоит очень остро.

Учредительный съезд проходил интересно и поднял важные вопросы современного лингвистического образования, говорит педагог, так что многие из делегатов в итоге наверняка присоединятся к ассоциации. Был принят проект устава и выбран координационный совет, в который вошел, например, учитель русского языка и литературы московской школы № 1400 Роман Дощинский, имеющий большой опыт работы в Ассоциации учителей русского языка и литературы Московской области. В совет, кстати, вошли учителя из всех федеральных округов. Сейчас ассоциация проходит стандартную процедуру регистрации, позже в регионах будут созданы ее отделения.

– Со стороны может показаться: вот собрали нас чиновники – и мы проголосовали. Но на самом деле удалось обсудить очень важные вопросы, – говорит Ирина Олеговна. – Всеобщая безграмотность ведь ни для кого не секрет, как и нежелание детей, и особенно подростков, читать. Отвращение к произведениям школьной программы тоже факт. Да, есть и положительные тенденции, связанные с одаренными детьми, которые сегодня могут проявить себя в предметных олимпиадах или любительских театрах, печатаются в творческих журналах, участвуют в конкурсах и конференциях. Но если говорить о состоянии национального языка, об общем уровне грамотности и понимания литературы, то ситуация очень тревожная. И ее горячо обсуждали на съезде.

– Есть и более оптимистичный взгляд на эту проблему…

– Действительно, можно разделять точку зрения тех моих коллег, которые проводят параллели с началом 18 века. Тогда происходила реорганизация языка и многие говорили, что он гибнет. И все же сегодня с внедрением информационных технологий происходят совершенно особые процессы, и они не всегда позитивны. Вот эти-то тревожные тенденции и отмечались в первый день съезда. Выступали люди, которые видят эту ситуацию с разных сторон – не только учителя, но и, например, редактор «Литературной газеты» известный писатель Юрий Поляков. Он считает, если в образовании внедряются новые стандарты, то нужны, вероятно, и небольшие изменения в программах. Да, классика остается классикой, но есть ведь и современная литература! Еще выступал замечательный критик Игорь Волгин, ведущий очень интересной программы «Игра в бисер» на канале «Культура», он высказал свою точку зрения по этим острым вопросам.

– Значит, простые учителя не остались один на один с глобальной проблемой?

– Конечно, нет! Съезд дал возможность познакомиться и обсудить ситуацию с настоящей методической элитой, с людьми, книги которых мы привыкли читать. Присутствовали известнейшие методисты из Московского государственного педагогического университета и Московского института открытого образования. Еще мне удалось побывать на секции, где обсуждалось нормативно-правовое обеспечение работы учителя. Новый закон об образовании, с одной стороны, дает школам большие права, а с другой – предъявляет очень высокие требования, и некоторые нормы закона пока требуют разъяснения. Кроме методистов и ученых выступали представители Министерства образования и науки, которые рассказывали об экспертизе современных учебников русского языка и литературы.

– Прошел слух, что предполагается создание единого учебника по аналогии с историей.

– Нет, об этом речь не шла. Другое дело, что сегодня в федеральном списке учебников, рекомендованных для литературного чтения и русского языка, более 250 изданий! Это дает учителю свободу выбора, но затрудняет положение детей и родителей. Люди сейчас активно мигрируют из региона в регион, но при этом школьники, по идее, должны находиться в едином образовательном пространстве. Кроме того, по закону школы сегодня обязаны обеспечивать детей учебниками, и поскольку они приобретаются на бюджетные средства, к их выбору нужно подходить строго. В министерстве это понимают, и с 2015 года подход к отбору рекомендованной учебной литературы ужесточится. Учебники будут проходить четыре экспертизы, в том числе общественную, и как раз этим займется наша ассоциация. Прямо на съезде учителям предлагали записаться в творческую группу общественной экспертизы.

Кстати, не будет и никакой единой методологии преподавания, о которой сообщили некоторые издания! Предполагается создать единое методическое пространство, которое поможет в работе учителю-словеснику. Ведь иногда так случается, что педагогам в обычных школах некогда придумывать или разы-скивать какие-то методические новинки, но скоро у ассоциации появится свой сайт, где будут публиковаться нормативные документы и методические пособия.

– Что еще обсуждалось в рамках секций?

– Учителя делились своим методическим опытом на секции «Содержание преподавания русского языка и литературы». Знаете, существует много оригинальных методик и учебников, но они не всегда годятся для массовой школы. А большинство педагогов работает именно там – и в маленьких поселках, и в областных центрах. А на другой секции обсуждали профессиональный статус учителя, причем речь шла не только о зарплате. Еще одна интересная тема – сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. Коллеги были очень довольны обсуждением, какие-то новые идеи и подсказки – это всегда полезно!

Приятно было общаться с коллегами, многие из них – настоящие подвижники, проработавшие в школе десятки лет. Но у них не погасли глаза, и они ко всему относятся достаточно критично. Но главное, от вопроса «кто виноват?» мы смогли перейти к вопросу «что делать?».

Основная работа ассоциации будет идти через сайт, который нам обещали сделать уже через несколько недель. Там будут обсуждаться самые разные проблемы, иногда достаточно узкие (вроде правовой защиты педагогов), но очень важные! Предполагается издательская и мониторинговая деятельность. Все это ни в коем случае не означает, что мы решили маршировать в ногу, это лишь попытка навести порядок, который мы растеряли за 90-е годы.

– И все же, что делать для борьбы с безграмотностью?

– Думаю, нужно создать в обществе ситуацию нетерпимости к безграмотности. Учитель в школе ругает ребенка за ошибки и ставит ему двойки, но как только человек вырастает, его уже ничто не останавливает. А должно быть ощущение, что быть безграмотным – стыдно и неправильно. И главное, что всему можно научиться! Сейчас это понимают только по-настоящему заинтересованные люди, и не всегда они являются профессиональными филологами. Например, несколько лет назад ко мне обратились руководители одной юридической фирмы с просьбой провести ликбез для сотрудников. И хотя сегодня ошибки в тексте может исправить компьютер, юристы задавали много вопросов. А еще я думаю, что молодые люди, вероятно, будут читать совсем другую литературу и это нормально. Главное, чтобы они читали!

Фоторепортаж