Выработан комплекс мер

00:00, 12 ноября 2013г, Общество 1670


Выработан комплекс мер Фото №1

29 октября под председательством Генерального прокурора РФ Юрия Чайки состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на тему: «О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины». В мероприятии приняли участие должностные лица администрации президента Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, начальники подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.

С основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. Он отметил, что по итогам заседания президиума Государственного совета в апреле текущего года президент Российской Федерации поручил органам прокуратуры проведение масштабных проверок исполнения законов в сфере лесных правоотношений. Перед прокурорами поставлены задачи реализации всех имеющихся средств по устранению нарушений законности и укреплению правопорядка в лесном комплексе.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что состояние законности в этой области является неудовлетворительным, – сообщает официальный сайт Генпрокуратуры. Федеральным агентством лесного хозяйства не принято необходимых мер к проведению государственной инвентаризации лесов и постановке земель лесного фонда на кадастровый учет. В регионах не осуществляется надлежащим образом лесоустройство. В лесовосстановлении нуждается 31 млн. га земель лесного фонда, однако из-за отсутствия практически во всех субъектах Российской Федерации страховых фондов семян лесных растений лесовосстановление обеспечено только на 2,4 млн. га.

Имеющиеся средства космического и дистанционного мониторинга за достоверностью сведений региональных органов власти о количестве и качестве земельных участков, включая достоверность сведений о незаконных рубках древесины, площади лесов, пострадавших от лесных пожаров и иных катаклизмов, не используются. Не возмещается причиненный лесному фонду ущерб: в 2012 г. его размер превысил 10 млрд. рублей, а взысканная с виновных лиц сумма составила всего 430 млн. рублей. В некоторых регионах не принимаются необходимые меры по взысканию задолженности по плате за пользование лесами, размер которой достигает 8 миллиардов руб.

Александр Буксман подчеркнул, что всего по итогам проведенных в 2012 г. – 1 полугодии 2013 г. проверок исполнения законов при использовании, охране лесов и обороте древесины прокурорами выявлено более 70 тыс. нарушений, на незаконные правовые акты принесено 2,3 тыс. протестов, внесено свыше 12 тыс. представлений, в суды предъявлено 9 тыс. заявлений. По требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено более 1,2 тыс. уголовных дел.

В завершение мероприятия его участники выработали комплекс мер по декриминализации лесной отрасли, направленных на повышение эффективности, а также совершенствование надзорной деятельности за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины.

В заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ принял участие сенатор от Алтайского края Сергей Белоусов и дал по этому поводу свои комментарии: «Несмотря на то, что лесная отрасль Алтайского края в последнее время не однажды становилась предметом критики общественных организаций, региональных СМИ, некоторый сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что положение дел в лесной отрасли нашего региона если и не безоблачное, то и не столь критичное.

В аналитических материалах, предложенных участникам заседания коллегии, не единожды отмечалась продуктивная деятельность Алтайской прокуратуры по осуществлению соответствующего надзора. Все это вполне укладывается в концепцию наведения порядка в лесной отрасли края, в рамках которой был не только вскрыт перечень нарушений, но и предпринят ряд кадровых решений.

Тональность обсуждаемых проблем, приведенные примеры нарушений при разработке лесохозяйственных регламентов, проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов в разных регионах говорят о том, что в решении вопросов лесной отрасли необходимо учитывать мнение общественных организаций.

Работники леса должны твёрдо усвоить, что в лесу они больше не единственные хозяева. Вся их деятельность станет достаточно прозрачной как для охотпользователей, владельцев и арендаторов сельхозугодий, так и для прокуратуры, общественных организаций, которые в свою очередь призваны представлять и защищать интересы сборщиков грибов, ягод, растений и других заинтересованных граждан. Вероятно для более продуктивной совместной деятельности по гуманному использованию такого ресурса, как лес, потребуется корректировка законодательства для конкретизации прав и обязанностей всех участников процесса, в том числе и общественников.

Лес – это общественное достояние, а потому такая работа в ближайшее время будет активизирована. Не скрою, что не все усилия в этом направлении находят поддержку на разных уровнях власти. Так, с большим трудом приходится продвигать необходимость придания особого статуса поселениям, исторически связанным с лесами. Важно наделить такие поселения особыми правами по сохранению не только исторически сложившегося жизненного уклада, но и сбережению природного экологического микроклимата. Это же относится и к городским лесам, которые в рамках формального исполнения инструкций зачастую превращаются в реденькие рощи.

В решении коллегии отражено, в частности, проведение проверок в порядке контроля за устранением ранее выявленных нарушений. Также будет усилен надзор за органами дознания и следствия, с уделением особого внимания качеству доследственных проверок и законности принятия процессуальных решений по уголовным делам о преступлениях в сфере лесопользования. Всё это уже есть конкретный инструмент наведения порядка в отрасли для надзорных органов. В то же время прокуратура, как надзорный орган, должна быть обеспечена современным законодательством, учитывающим новые реалии.

В значительной мере этому будет способствовать Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об усилении ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ), одобренный Советом Федерации 16 октября 2013 г.

Нужно отметить и положительные стороны в лесной отрасли края. В первую очередь это организованная на очень высоком уровне охрана леса от пожаров. Так, в 2012 году в течение пожароопасного сезона на землях лесного фонда РФ на территории Алтайского края ликвидировано 1118 лесных пожаров на общей площади 5003 га. Оперативность тушения лесных пожаров составила более 92 процентов. Важным достижением стал запуск в эксплуатацию уникального для России объекта – Лесного селекционно-семеноводческого комплекса. Вместе с тем работа в этом направлении может быть продуктивной только в условиях сотрудничества всех заинтересованных сторон».

Фоторепортаж