«Не смогли расстаться после конкурса»

Наш регион называют краем педагогических объединений

00:00, 05 октября 2013г, Общество 2633


«Не смогли расстаться после конкурса» Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

Клуб «Учитель года Алтая» юридически существует с 2010 года, а фактически ему уже больше 20 лет. Председатель клуба Алла Абросимова, директор барнаульской школы № 118, рассказала «АП» о том, что объединяет на десятилетия педагогов, прошедших главный краевой учительский конкурс.

Однако сначала мы не могли обойти вниманием участие «Учителя года Алтая-2013» Алексея Лисина во Всероссийском финале – напомним, молодой педагог вошел в число пятнадцати лауреатов. По словам Аллы Константиновны, члены клуба не только следили за его выступлениями (такую возможность, кстати, всем желающим предоставлял официальный сайт клуба), но и активно помогали победителю регионального этапа подготовиться к волнующему московскому финалу.

– У нас уже стали традицией осенние творческие дачи, в этом году такая состоялась 15 сентября. Были приглашены те, кто уже прошел всероссийский этап, а также психологи из краевого центра «Семья Плюс». Психологическое сопровождение очень важно, конкурсант должен уметь эффективно снять усталость, – говорит Алла Абросимова.

– Подготовка очень серьезная, и у каждого она идет по-разному: кому-то нужны занятия по риторике, а кому-то консультации модельеров. Решает это сам конкурсант. Наш клуб – общественная организация, и хотя мы занимаемся подготовкой победителя в сотрудничестве с Главным управлением образования и молодежной политики, навязать свои услуги не можем. Алексей показал нам то, что подготовил для первого тура, а все остальные работали в режиме жюри предельно корректно. И было очень приятно видеть, что какие-то заготовки, которые мы вместе конструировали на творческой даче, оказались ему полезны.

– В других регионах также готовят участников?

– Где-то подготовкой победителя регионального этапа занимаются целые научные институты, где-то объединяются вообще все силы и ресурсы. На федеральном конкурсе традиционно сильна Центральная Россия: Москва, Петербург, Ульяновск, Самара. У нас в последние годы Главное управление уделяет этому большое внимание, помогает нам с организацией творческой дачи, транспортом, создает условия для взаимодействия руководителей краевого института повышения квалификации учителей и краевой педакадемии. Если у победителя регионального этапа возникает потребность, он может получить всестороннюю помощь.

– Лауреатство Алексея Лисина – это хороший результат?

– Это очень здорово! Такого успеха у нашего учительства не было 12 лет – с 2001 года, когда в суперфинал вышел Юрий Абдуллаев, правда, тогда было, кажется, не пятнадцать, а двадцать или тридцать лауреатов.

– Он совсем молодой учитель, три года стажа – и уже победитель в крае. Некоторые сомневались в его способности отстаивать честь региона.

– Мнения о победителях всегда расходятся, широкой общественности не понятны критерии выбора. Здесь должно сложиться все как паззл. Некоторые учителя побеждают на чистом профессионализме и выдержке, и это выглядит очень мощно. А Алексей победил уверенно потому, что у него были харизма, импровизация и желание двигаться дальше. Однозначного рецепта успеха не существует.

А те, кто сетует на отсутствие побед на всероссийских этапах, просто не представляют себе ситуацию. Я всегда говорю, что уровень алтайского учительства очень высок, это видно и по муниципальным конкурсам, и по краевому. Мне есть с чем сравнивать, я посмотрела все 15 мастер-классов лауреатов нынешнего конкурса и убеждена, что наши – лучшие. Но конкурс есть конкурс, он требует стойкости духа. Первые четыре испытания – это несколько бессонных ночей подряд. Мы даже не знаем, как отреагирует на такое организм. Нельзя забывать и о конкурентной борьбе: 79 лучших учителей со всей страны, самые амбициозные, и на всех лежит огромный груз ответственности. Они уже не Лисины или Ивановы, они – Алтайский край, Кемеровская область и так далее. Поэтому попадание в число 15 лучших – очень значительный шаг.

– Что же в конкурсе «Учитель года» так сплачивает его участников?

– Об этом хорошо сказал мой заместитель по клубу Николай Марухин, учитель истории Малаховской школы Косихинского района: «Мы сообщество людей, которые не захотели расходиться после конкурса». Как юридическое лицо мы существуем три года, но на самом деле сколько лет конкурсу, столько и клубу. Это люди, которым нравится общаться друг с другом, интересно то, что приносят новые конкурсанты. На нашем сайте больше тысячи только постоянных пользователей и есть возможность в условиях огромной протяженности Алтайского края общаться онлайн, обсуждать вместе актуальные вопросы. Важная часть нашей работы – выездные мастер-классы, сейчас готовимся к посещению Зонального района, а в прошлом году выезжали в Петропавловский и Целинный. То есть все члены клуба – открытые люди, готовые делиться своим опытом.

– И о чем вы рассказываете коллегам?

– Тема каждый раз новая в зависимости от того, что интересует учителей. Мы не читаем доклады, все направлено на совместную деятельность. Уже два года назад мы проводили мастер-классы по подготовке к ФГОС общего образования, которые вводятся только в 2015-м. Вообще, важно понимать, что именно в селах работает множество самородков. Работает тихо, спокойно, методично, не имея площадки для общественного признания. Это вызывает восхищение. А такие встречи и для нас, и для них служат стимулом.

Важна работа с молодыми учителями. Начинали мы вообще с того, что выезжали в Бийскую академию образования в 2010 году и общались со студентами выпускного курса. Но столкнулись с тем, что на вопрос, кто собирается пойти работать в школу, из 60 человек подняли руку только 10. Поэтому решено было сосредоточиться на тех, кто уже пришел работать в школу, чтобы они оставались, чтобы увидели, как это хорошо и интересно. В позапрошлом году в Барнауле на семинаре было всего 35 человек, в прошлом уже 127. Члены клуба за два дня провели 14 открытых мероприятий, которые потом обсуждались.

– По чьей инициативе все-таки произошло ваше официальное объединение?

– Оно было инициировано Главным управлением в юбилейный год – конкурсу «Учитель года Алтая» исполнилось 20 лет, собралось множество бывших участников, некоторые из них уже в других регионах живут. Не знаю, насколько важно существовать юридически. У нас нет счетов, мы не платим взносов. Но статус, конечно, стал выше. Что касается количества членов клуба, то мы причисляем к нему всех, кто прошел через краевой этап, а это больше тысячи человек. Но есть еще официальное членство по заявлению, и сегодня в клубе состоят 65 человек, которые участвуют в организации муниципальных этапов, ведут семинары. Каждый год остаются те, кто «заболевает насмерть» конкурсом. Так, всегда готовы включиться в наши мероприятия победитель 1999 года Николай Марухин, заместитель директора 42-й гимназии Наталья Екшибарова, заместитель директора 118-й школы Константин Ерофеев, учитель истории и заместитель по научно-методической работе Мирной школы Зонального района Ирина Морозова, Наталья Черепанова из бийской пятой школы, Нина Троян из Целинного района. Мне бы хотелось, чтобы и Алексей Лисин остался в этом движении. Но далеко не каждый победитель является членом клуба, кому-то потом хочется спокойно пожить, и это нормально.

А главная наша задача – совершенствование краевого конкурса. Сегодня мы проводим его практически в полном соответствии с российским этапом. Кстати, в свое время российский конкурс делали с алтайского. В 2014 году в нем произойдут большие изменения, и у нас уже готов проект положения обновленного «Учителя года Алтая-2014».

– Что вам в этом помогает?

– У клуба тесная связь с «Учительской газетой» – учредителем федерального конкурса. Это позволило пригласить на краевые финалы главного редактора Петра Положевца и директора московского Центра образования № 109 Евгения Ямбурга, конечно, при поддержке Главного управления.

– Что бы вы пожелали коллегам в День учителя?

– Я желаю нам всем подольше сохранять ясность ума, горящие глаза, получать радость от выбранной профессии, только тогда возможны творчество и яркое взаимодействие с детьми. И очень приятно в этот день услышать искренние поздравления. Вообще, учителей в жизни гораздо больше, чем просто школьных учителей. Так что коллегам я бы пожелала вспомнить своих наставников в широком смысле и не забыть сказать им добрые слова!

Фоторепортаж
Блоги