ИГРОТЕКА 64+

00:00, 18 июня 2010г, Спорт 2510


ИГРОТЕКА 64+ Фото №1

Инженер «Алтайских коммунальных систем» Юрий Алексеев – давний поклонник шахматной композиции.

На первых порах неоднократно завоевывал первые места в конкурсах составления задач, которые в свое время проводила наша «Игротека». Затем вышел на международную арену, на чемпионате мира за 2003 – 2006 гг. занял в двухходовом разделе пятое место среди российских композиторов. В нынешнем открытом чемпионате Москвы был вторым в тематическом конкурсе. В общей сложности сочинил более ста задач, девять из них отмечены призами. Он отлично владеет современной тематикой со всякими там переменами игры. И вместе с тем в его произведениях всегда красивые вступительные ходы - как и в задачах старинных.

Помозгуйте-ка над интересной двухходовкой Юрия.

Мат в два хода

 

 

 

Их было одиннадцать

70 лет назад состоялся первый чемпионат края

Июнь 1940 года. Уже идет Вторая мировая… А рядом со сводками с ее фронтов в «Алтайской правде» печатались репортажи с турнира, в котором впервые выявлялся лучший шахматист Алтайского края (образованного за три года до этого). Кульминацией первого чемпионата стала, писал безымянный автор тех репортажей (кто именно из журналистов «Алтайской правды» – уже вряд ли узнаем), «интересная встреча в 9 туре претендентов на звание чемпиона края по шахматам Костромина (Камень) – Косарева (Барнаул). Игра изобиловала острыми моментами, инициатива несколько раз переходила от одного к другому. Тов. Косарев решил атаковать противника, но Костромин точной игрой отразил нападение. В результате Косарев потерял одну фигуру. Шахматную партию выиграл тов. Костромин. Таким образом, независимо от результатов 10 тура, первенство в турнире заслуженно останется за Костроминым!»

Из 11 участников один только Костромин, работник Каменского райвоенкомата, имел II категорию, вскоре ему присвоят первую (которая тогда соответствовала как минимум нынешнему разряду кандидата в мастера). Первокатегорником станет впоследствии и второй призер Илья Косарев, плановик Барнаульского торга. К интеллигентской прослойке принадлежали и другие участники того, можно сказать, исторического чемпионата А.Тверяков (крайплан) и Г. Приозерский – кстати, первый председатель краевой шахматной федерации, называвшейся тогда комиссией (краевой земельный отдел). А вот Николай Страхов был рабочим от станка, представлял железнодорожное депо…

В послевоенные годы никто из героев первого чемпионата в турнирах уже не блистал. Им на смену пришли новые, гораздо более одаренные игроки. Алтай шахматный набирал силу!

Табло первого чемпионата края, июнь 1940 г. 1. Костромин – 9,5 из 11. 2. Косарев – 7. 3. Юдин – 6,5. 4 – 6 места поделили барнаульцы Тверяков, Страхов и чемпион Бийска Ивановский – по 6. 7. Чувакин (Бийск) – 4,5. 8. Прозерский – 4. 9. Квирикадзе – 3. 10. Пальмин – (с. Усть-Пристань) – 2,5. 11. Байнов (Горно-Алтайск) – 0.

Незабываемый день

В 60-е годы прошлого века ваш покорный слуга, пребывая в отроческом возрасте, самозабвенно гонял футбольный мяч вместе со сверстниками во дворах Ближних Черемушек краевого центра. Каждый большой двор окрест мог тогда выставить очень приличную команду. Барнаул тех лет считался самым футбольным городом всей необъятной Сибири (наверное, с Уралом в придачу). Мы, барнаульская пацанва, мечтали хотя бы разок попасть на игру тогдашних всеобщих любимцев – команды «Темп». Но это была почти фантастика, в домашних матчах «темповцев», ведомых необычайно популярным тандемом нападающих Борис Брыкин – Анатолий Федулов, стадион всегда был под завязку, вплоть до того, что люди стояли сплошной массой в проходах между трибунами. И вот как-то в одно очень жаркое утро, истомившись в длиннющей очереди в кассу на «Динамо», я прогулочным шагом спустился по Ленинскому проспекту до Старого базара и забрел в прохладу Центрального парка. И вижу такую картину: за длинным столом с шахматными досками в эти самые доски уткнулись человек 25 разного возраста, а по другую сторону стола медленно передвигается сухощавый пожилой человек в летнем костюме. Простое скуластое лицо, бобрик черных, как смоль, волос… «Сеанс одновременной игры!» – догадался я. И тут же присоединился к большой толпе болельщиков, вплотную расположившихся за спинами участников сеанса, противостоявших, как мне охотно объяснил один из болельщиков, «самому» Василию Лепихину. Я постеснялся спросить о шахматном звании Лепихина, но и так было видно, что играет он в страшную силу, побеждая своих соперников одного за другим. Когда сеанс закончился, Лепихину принесли стул, на стол водрузили старенькие шахматные часы, и он, не отдохнув ни минутки, принялся гонять блиц (партии-пятиминутки). Как я понимал, против него раз за разом садились какие-то неслабые шахматисты, но он их всех чесал в хвост и гриву, почти не задумываясь над ходами. Фигуры и пешки он не передвигал – элегантно бросал на доску, и они каким-то непостижимым образом тут же прилипали к ней. Сколько тогда Лепихин сыграл партий – 100? 200?! Я вернулся домой уже под вечер, голодный и переполненный впечатлениями от необыкновенной игры Лепихина в тот обыкновенный день в старом парке.

Потом, уже став шахматным обозревателем «Алтайки», я, конечно, многое узнал о славном шахматном пути Василия Васильевича, сильнейшего в Сибири послевоенной. Он становился победителем одного из четвертьфиналов чемпионата СССР, побеждал сильнейших советских гроссмейстеров и мастеров. Его уважала вся шахматная элита страны. Как-то в 70-е, будучи в Москве, я зашел в редакцию журнала «Шахматы в СССР». Узнав, что я с Алтая, один из ведущих сотрудников журнала – известный мастер и теоретик Владимир Лепешкин поинтересовался: «Как там поживает ваш Лепихин?» Я сказал, что Василий Васильевич умер в 1968 году.

– Жаль, – вздохнул Владимир, – отличный был шахматист и очень хороший человек.

Люди, факты, рекорды

В 1941 году в крае можно было по пальцам пересчитать шахматистов первой и второй категорий. В 1984-м ведущий «Игротеки» издал совместно с мастером спорта СССР, ныне покойным Р.Куром шахматную книгу «Игра без эндшпиля». В ней приводилась такая цифирь: мастеров спорта на Алтае было в ту пору всего 2 (еще и С. Сазонтьев из Бийска), кандидатов в мастера – 45 (это вместе с входившей в состав края Горно-Алтайской АО), шахматистов первого разряда – 275, массовых – 1250. Ныне в шахматном авангарде края – 7 мастеров (3 – международных, 4 – мастера ФИДЕ), 60 – КМС. Количество перворазрядников исчисляется сотнями, вряд ли убыло шахматистов массовых разрядов, ведь в большинстве городов и районов по-прежнему проводятся свои чемпионаты и турниры «Белой ладьи».

 

*   *   *

В 2008-м барнаульский кандидат в мастера Сергей Хабаров в 8-й раз стал чемпионом края и таким образом повторил рекордное достижение Василия Лепихина. Сергей продолжает играть в краевых чемпионатах, так что может это достижение еще и превзойти. Шесть раз становился чемпионом края Рувим Кур, пять – мастер-международник Владимир Суторихин, четыре – мастер ФИДЕ Виктор Гемпель.

В 1970-м инженер крайсельхоз-управления Владимир Хильков выиграл чемпионат края со стопроцентным результатом – 12 очков из 12! В 2009-м барнаульский кандидат в мастера Виталий Бояринцев едва не показал стопроцентный результат, стал чемпионом края, вырубив 8,5 из 9.

 

*   *   *

Первый краевой чемпионат среди женщин состоялся в 1950 году, победительницей стала библиотекарь из Бийска Анастасия Назаренко. Она заступила на чемпионскую вахту надолго, удерживала звание сильнейшей до 1970 года, одалживая его лишь дважды – Александре Кротовой (1953 г.) и Виктории Петровой (1960 г.).

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж