«…Потому что я здесь живу»

Директор ООО «КФК «Стиль» Владимир Манн считает, что его односельчане должны пользоваться теми же социальными благами, что и горожане

00:00, 03 октября 2013г, Общество 1960


«…Потому что я здесь живу» Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

И эта позиция подкрепляется поступками. Руководитель предприятия, не забывая о благополучии своих работников, регулярно выделяет средства на ремонт местного клуба, потратился на обустройство сельского парка, памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, очистку дорог. Но деньги на всё это не валятся с неба, а зарабатываются тяжелым крестьянским трудом.

И себе, и людям

В поселке Поспелихинском Поспелихинского района идет строительство. Две бригады рабочих ползают по крышам домов с молотками, завершая кровельные работы.

– В начале ноября планируем сдать жилой двухквартирный дом для работников хозяйства, – рассказывает Владимир Владимирович. – Половина достанется девушке из Барнаула, которая будет работать в Доме культуры. Вторую квартиру выделили молодоженам: он – водитель, она – лаборант.

По правую сторону от нас красуется новый зерносклад.

– В этом году сделали, – хвалится Манн. – К концу сентября строители обещают закончить крышу на оздоровительном комплексе. В нем будут сауна, бассейн, зал для занятий фитнесом и силовыми упражнениями, бильярдный и теннисный столы. Работники предприятия смогут заниматься и отдыхать здесь бесплатно.

Заканчиваем строительство двух животноводческих дворов.

Запустили асфальтовый заводик, чтобы была возможность делать дороги в хозяйстве, а до зимы за свой счет планируется восстановить одну из проезжих частей в селе.

– Наш культурно-досуговый центр – лучший в районе, – с гордостью говорит Владимир Манн. – Регулярно выделяем средства на ремонт. И в нынешнем году потратили на нужды сельской культуры порядка ста тысяч рублей. На эти деньги заменили деревянные двери и пожарные окна на пластиковые, шторы купили для сцены, зеркала для хореографического класса.

Директор КДЦ Надежда Поломошнова подтверждает:

– Что тут говорить, видите сами, как у нас стало хорошо.

Хозяйка проводит гостей по разным помещениям. Заходим в комнату, предназначенную для игры в домино и шахматы. Пенсионеры любят эти игры.

– Стулья бы нам тут заменить, – просит директор клуба.

Стулья действительно в комнате стоят изношенные.

– А почему вы просите только у Манна, другие фермеры не помогают?

– Другие открещиваются. Никто не хочет тратить свои деньги на социальную сферу, а в «Стиле» всегда идут нам навстречу, рады помочь.

Чтобы наши дети не болтались где попало, в прошлом году решили возле конторы разбить для них парк. Работа проведена огромная. Пришлось огородить, выровнять площадку, выкорчевать старые кусты, а на их место посадить деревья, разбить цветники, заасфальтировать дорожки, построить малые формы, установить фонари. Зато теперь здесь постоянно играют ребятишки да и взрослые любят проводить в нем время, особенно мамаши катать детей в колясках. В парке постоянно трудятся три женщины-садовника, получая зарплату в «Стиле».

В мае этого года запустили физиотерапевтический кабинет. Много сил ушло на то, чтобы получить лицензию, да и на оборудование потратили около миллиона рублей. Только термомассажная кушетка обошлась в сто тысяч. Зато можно как следует помять мышцы механизаторам в свободное время.

– Мечтаем еще приобрести соляную шахту. Полезная штука для тех, кто страдает гайморитом или бронхитом, – рассказывает Владимир Манн, заводя журналистов в лечебницу.

Медсестра физиокабинета Олеся Черноиванова – девушка приветливая. Встречает гостей на пороге и увлеченно рассказывает:

– Лечим все заболевания: костно-мышечный аппарат, опорно-двигательный, нервную систему, болезни внутренних органов. Человек приходит к нам с направлением от врача, а мы выполняем его назначения.

В принципе физиокабинет могут посещать все жители села. Но работники хозяйства и владельцы паев, переданных хозяйству, обслуживаются бесплатно, остальные – за небольшую сумму (30-50 рублей за сеанс). Ежедневно человек 15 здесь поправляют здоровье.

В прошлом году Манн договорился с главврачом районной больницы, чтобы в поселке постоянно работал медик с высшим образованием. Выделили ему квартиру. Приехала женщина, но через месяц засобиралась восвояси. Теперь, чтобы обследоваться и оформить больничный лист, надо опять ехать в Поспелиху. Все очень расстроились.

Манн сам занимается спортом и помогает местным спортивным командам приобрести форму, выделяет средства на поездки на соревнования.

– Нам бы еще стадион в селе построить, – мечтает директор, – но своими деньгами этот объект не осилить, нужна поддержка краевого бюджета.

– Для чего вы так много вкладываете в социальное развитие села? – интересуюсь у руководителя предприятия.

– Я здесь живу и не собираюсь уезжать. И хочу, чтобы условия жизни у нас были не хуже, чем в городе. Почему наши дети не имеют права поплавать в бассейне?

– В соседнем селе мне говорили, что женщины мало рожают, а вся молодежь уезжает в город.

– А у нас остаются, а кто уехал, возвращается. У меня сын здесь живет.

– Мы раньше думали, что стоит обеспечить молодых людей новой техникой, дать им жилье – и кадровая проблема решится, – вступает в разговор замглавы администрации района Игорь Башмаков, – но этого не произошло. Людей интересует, какое образование может получить его ребенок, чем он будет заниматься вечерами. Молодежь будет бежать в город, пока нет нормальной социальной инфраструктуры. В поселке Поспелихинском она создается. ООО «Стиль», пожалуй, это единственное сельхозпредприятие в районе, которое столько вкладывает средств в будущее села.

Обидно, что даже на территории поселкового совета рядом с Манном живут и работают еще несколько фермеров. Но они не спешат делиться.

– Я планирую асфальтировать улицу, чистить ее зимой, а он на своем «Крузаке» будет по ней ездить и надо мной смеяться, – негодует Владимир Владимирович.

Бурёнкам – свет, подсолнечнику – гербициды

Но деньги, которые ООО «Стиль» вкладывает в социалку, не с неба валятся, а достаются тяжелым крестьянским трудом.

В хозяйстве Манна трудится 200 человек. Обрабатывают почти 13 тыс. га земли, кормят 500 дойных коров да еще столько же бычков и телок.

Растениеводство более прибыльно, чем животноводство, поэтому расширять дойное стадо Манн не спешит. Хотя, последнее время начал откармливать бычков, которых раньше продавал населению. С одной стороны, дело это малорентабельное, с другой – всегда позволяет иметь живую копейку. Отвез 25 голов на мясокомбинат – вот и миллион в кармане.

Дайте земли, просит он у районных властей. Но фонд перераспределения давно поделен между фермерами и сельхозкооперативами. Теперь осталось только отбирать у населения паи, если те больше трех лет не обрабатываются. Дело хлопотное для местных властей. Да и попробуй из разрозненных наделов сформировать такую делянку, чтобы имело экономический смысл ее обрабатывать. Так что о расширении растениеводства директору «Стиля» приходится только мечтать.

Пока нет настоящей цены, Манн весь урожай спрячет, благо своих складов хватает да и сушильным оборудованием обеспечены полностью. Хранить на элеваторах уже никто из крепких хозяев не хочет, потом назад не заберешь, а если заберешь, то половину, остальное за хранение заплатишь.

На следующий год планирует сделать крытую площадку на сеновале, чтобы сено лучше сохранялось.

Кредиты старается не брать. Жить по средствам. По итогам прошлого сезона только 36 млн. руб. в «Стиле» истратили на новую технику. На эти деньги взяли кормоуборочный комбайн, посевной комплекс и четыре грузовика. Импортную технику стараются не покупать: дорога в обслуживании, считает Манн.

Игорь Башмаков, напротив, уверен, что будущее – за «Джон Дирами», «Макдонами» и прочими высокопроизводительными машинами, а от «Кировцев» хозяйства будут постепенно уходить.

Начинается разговор о подсолнечнике. Культура, как известно, сверхприбыльная и потому в особом почете у крестьян. Но многие опасаются наращивать ее площади из-за стойкой уверенности, что семечка вытягивает из земли всё полезное, а потому требуется несколько лет для восстановления ее плодородия. Но у Манна в последнее время складывается по этому поводу другое мнение. После подсолнечника урожай даже больше. И объясняет он этот феномен особенностью стебля. После уборки урожая в полую стерню набивается снег, затекает дождь, что способствует сохранению влаги. Но никакое влагозадержание не поможет, если не обработать жнивье гербицидами и хорошенько не удобрить.

В этом году влаги в почве хватает и даже запасы останутся на следующий год, добавляет Игорь Башмаков. Но такие года, как нынешний, – редкость. Обычно в Поспелихинском районе летом засуха, поэтому и стараются местные растениеводы применять технологии, которые максимально сохраняют влагу в почве: это и мульчирование, и отказ от вспашки почвы. Некоторые уже отказываются от паров – метод затратный, а почва после вспашки быстро теряет влагу.

В кабинете у директора висит в рамочке благодарственное письмо от одной известной в России перерабатывающей компании за сдачу 20 тысяч тонн молока. У переработчиков за молоко идет жесткая борьба, и поэтому у крестьян есть возможность маневра. Если одни платят мало или не вовремя, то можно уйти к другим, более порядочным, лишь бы качество было на высоте. А с этим проблем в ООО «Стиль» нет. Мало того, что продуктивность высокая (по 5 тонн на корову в год), так еще все молоко продают первым и высшим сортом. Оно идет только на производство детского питания. Хотя для этого пришлось потратиться на холодильное и лабораторное оборудование, обновить молокопроводы, емкости для хранения.

За 200 километров с сахарного завода возят патоку. Она повышает надои.

Игорь Башмаков уверяет, что повышает надои зимой в том числе лучшая освещенность. Поэтому крыши нескольких ферм в верхней точке разобрали и на этом месте установили арку, забрав ее сотовым поликарбонатом. За счет прозрачной крыши экономится электричество: доярки даже в короткие зимние дни обходятся без искусственного освещения.

– Где-то подсмотрели? – показываю директору на арку.

– Конечно. Мы всюду смотрим, перенимаем лучшее. Прошло то время, когда жили по-плохому. Я хочу жить по-хорошему.

Фоторепортаж