«Сельская школа – не место ссылки!..»

Губернаторский клуб «Учителя-новаторы Алтая» скоро пополнится тремя новыми членами. Об одном из них – наш рассказ

00:00, 03 октября 2013г, Общество 1642


«Сельская школа – не место ссылки!..» Фото №1

Школа, вуз, армия – у миллионов современников случились в биографии эти ступени. Как многие представители молодежи, наш герой вернулся в родное село и начал работать учителем истории в школе. Прошло почти сорок лет с тех пор, теперь Геннадий Егорович Иванов (на фото) – директор Чернокурьинской средней школы Мамонтовского района, учитель истории и обществознания, отличник народного образования, победитель конкурса ПНПО-2007, лауреат губернаторской премии имени С.П. Титова, почетный член совета мамонтовского музея.

Этих достижений хватило бы не на одну учительскую биографию. Заметим, достижений именно на педагогическом поприще. А ведь Геннадий Иванов еще и на научной ниве преуспел: он – кандидат исторических наук, автор и соавтор двух монографий и порядка 80 научных статей по археологии, краеведению, методике обучения и воспитания.

В нашем крае порядка 4,5 тысячи объектов культурного наследия. Более половины из них – памятники археологии. Алтайские археологи даже шутят: в крае нет мест, где не имелось бы артефактов, а есть недообследованные районы… «Археология – профессия романтиков или «наука о битых черепках»?» – так назвал свой авторский курс предпрофильной подготовки в 9 классе Геннадий Иванов. Педагог многие годы организует походы и экспедиции по историческим местам края, с детьми и местными жителями участвует в картографировании археологических памятников родного района.

С 1981 года Геннадий Иванов проводит археологические изыскания по Открытым листам на право ведения раскопок и разведок – единственный среди учителей в крае. Он также единственный в крае педагог – ответственный исполнитель научных грантов Российского гуманитарного научного фонда (совместно с учеными АлтГУ). Неудивительно, что именно на базе Чернокурьинской школы действует летняя сессия краевой археолого-краеведческой школы, в работе которой участвуют школьники Барнаула, Павловского и Троицкого районов, а также студенты и аспиранты Алтайского государственного университета.

«Птенцы гнезда» Иванова побеждали во многих конкурсах, олимпиадах и викторинах всех уровней. Среди них «Шаг в будущее» и «Юность, наука, культура», «Будущее Алтая» и «Первые шаги». Ученики Иванова получали медаль Э. Галуа, губернаторские стипендии и грант президента, оканчивали престижные столичные вузы. Из школьного кружка начали свой путь в науку директор НИИ гуманитарных исследований при АлтГУ, кандидат исторических наук, археолог В. Семибратов, преподаватель АГАУ кандидат исторических наук В. Дядюшенко, директор НПЦ «Наследие» Е. Кабанова.

Накануне профессионального праздника Геннадий Иванов ответил на вопросы корреспондента «АП» о роли педагога в современном мире.

– Геннадий Егорович, какие, на ваш взгляд, качества необходимы, чтобы стать настоящим учителем?

– Желание им быть, любить и понимать детей, видеть в каждом прежде всего хорошее. Помнить, что для детей настоящий учитель – это человек особый. И нужно ежечасно эту «особость» подтверждать и ей соответствовать человечностью, обязательностью, высоким, не подвергающимся никаким сомнениям профессионализмом. Не играть в учителя, а постоянно совершенствовать свои умения быть им.

– Условия работы так изменились… Насколько необходимо меняться учителю, чтобы соответствовать современным требованиям?

– Мы живём в стремительно меняющемся мире, и наши дети иногда адаптируются к его реалиям быстрее, чем мы. Поэтому, чтобы быть настоящим учителем, нужно, конечно же, быть в курсе новейших достижений науки, которую преподаёшь. Необходимо владеть новыми методиками и технологиями, но не слепо им следовать, а подходить творчески, адаптируя к своему стилю и темпераменту. И не поддаваться повседневной рутине ремесла.

иногда по-хорошему я завидую учителям не такого уж далёкого прошлого – Степану Павловичу Титову, например. У него была возможность и детей учить по-настоящему, и мастерить музыкальные инструменты, изучать иностранные языки и осваивать новые предметы, писать стихи и картины. Именно такой учитель современен и востребован во все времена. И ведь не было речи о профессиональном выгорании, ставшем сегодня притчей во языцех!

– Что вы можете сказать о статусе педагога в современном обществе?

– Статус, увы, невысок и определяется очень низкой – относительно затрат труда, нервов, времени на постоянную профессиональную переподготовку и высочайшей ответственности за результат – зарплатой. Свою лепту, кстати, вносят и СМИ, с завидным упорством много лет формирующие образ недалёкого учителя и никуда не годной школы.

– Алтайское учительство чем-то выделяется в стране?

– Не хочу обидеть своих коллег из других регионов – учительский хлеб нигде и никогда легко не даётся, но меня восхищают массовое подвижничество, педагогическое мастерство и беззаветное служение своему делу именно алтайских учителей и руководителей школ. Как городских (Р. Коркиной, Н. Бедарева, Г. Татарниковой, А. Овсиевского), так и сельских. Среди последних хотел бы отметить прежде всего лауреатов уникальной, только на Алтае существующей премии имени С. П. Титова для сельских учителей-просветителей –
Т. Билан, А. Власова, А. Леонтьева, А. Гончарову, Е. Денисова, Н. Чайку и многих других, воспитавших и раскрывших таланты не у одного поколения учеников.

– Какими вы видите учителя и школу XXI века?

– Хотелось, чтобы у учителя сохранились те замечательные черты, которые присущи лучшим алтайским учителям прошлого и моим нынешним коллегам, а новые знания, методики и технологии позволили бы им обязательно пойти дальше нас.

Чтобы сельские школы вновь наполнились ребятнёй. Чтобы в них пришли увлечённые своим делом молодые учителя, уверенные в том, что сельская школа не место ссылки, а творческая лаборатория, в которой в полной мере раскроются их таланты и способности.

Еще чтобы российская школа вернула себе лидирующие позиции в образовательном пространстве, а учительская профессия стала вновь востребованной и почётной.

 

Светлана АЛЕКСАНДРОВА.

Фоторепортаж