ЗА ТРИ ГОДА - ВДВОЕ

ТАРИФЫ БУДУТ РАСТИ БЫСТРЕЕ ИНФЛЯЦИИ

00:00, 05 марта 2010г, Экономика 3042


ЗА ТРИ ГОДА - ВДВОЕ Фото №1

Об общих тенденциях развития экономики страны на ближайшие три года рассказал участникам зимней зерновой конференции в Белокурихе Андрей Клепач, замминистра экономического развития РФ. Журналист "АП" дополнительно пообщался с высокопоставленным чиновником в кулуарах форума, чтобы уточнить его позицию по некоторым вопросам государственного регулирования экономики.

Правительство уже объявило, что наша экономика выходит из состояния спада. После острой фазы кризиса, начиная с третьего квартала 2009 года, валовой внутренний продукт (ВВП) - важнейший показатель экономической активности начал увеличиваться по сравнению с нижней точкой кризиса. В третьем квартале он вырос, по предварительным данным, примерно на 1,1%, а в четвертом - больше, чем на три процента. Хотя это не значит, что кризисная полоса в целом закончилась.

Пока, отмечает Андрей Клепач, оживление экономики носит достаточно хрупкий, неустойчивый характер. Главный фактор положительной динамики - оживление экспорта сырья. Что в свою очередь обусловлено улучшением ситуации на мировых рынках и ростом цен. Второй значимый аспект - восстановление запасов продукции на предприятиях. Этот фактор создает условия для дальнейшего роста экономики.

Конечный же спрос (инвестиционный, потребительский) начал оживать только в конце прошлого года. Если убрать сезонный фактор, то рост инвестиций за четвертый квартал по сравнению с третьим составил 0,3%.

 

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА

Большинство экономистов уверены, что для выхода из кризиса нужно активизировать спрос. Но, как это сделать, мало кто знает точно. Андрей Клепач говорит, что у правительства для этого есть определенный набор мер. Например, принято решение поднять пенсии. При появлении дополнительных доходов бюджета возможно повышение зарплаты бюджетников и военных к концу года. Это стимулирует потребительский спрос.

В этом году увеличен примерно на 10% гособоронзаказ. Спрос, связанный с государственными инвестициями и научными разработками, несколько сокращается против 2009 года, чтобы не раздувать дефицит бюджета. Но определены приоритетные направления, по которым государство увеличивает финансирование: гражданский авиакомплекс, космонавтику, судостроение и некоторые другие.

Государство подготовило программу развития автопрома, но это не означает, что оно будет напрямую тратить бюджетные деньги. Речь идет о том, чтобы кредитами и госгарантиями поддержать проекты бизнеса, которые он сам готов развивать.

Большие средства выделяются на поддержку семейного спроса, через ипотечные программы, через фонд реформирования ЖКХ. В то же время сокращены средства на развитие транспортной инфраструктуры по сравнению с 2009-м, но выделяется не меньше, чем в 2008 г.

Финансирование сельского хозяйства на 2010 год осталось на прошлогоднем уровне, если не учитывать деньги, которые были потрачены на дополнительную капитализацию Россельхозбанка и Росагролизинга. На 2011 год пока сокращения не планируется. Но дело не столько в величине государственных вливаний в отрасль, сколько в результативности их расходования, в частности, в урегулировании тарифов на железнодорожные перевозки (о чем речь пойдет ниже).

 

НАДЕЖДА НА НЕФТЬ

Прогнозы на ближайшие три года носят уверенно оптимистичный характер. Предпосылками для этого служат достаточно высокие мировые цены на нефть: все ожидают 70 долларов за баррель и выше. Международные эксперты надеются на рост мировой экономики на уровне четырех процентов в 2010 году. Клепач считает, что он будет чуть меньше. Тем не менее ежегодный подъем мировой экономики даже на три процента даст довольно существенное расширение инвестиционного рынка и рынка продовольственных товаров. Что для России неплохо.

В этих условиях с учетом достаточно невысокой конкурентоспособности российской экономики правительственные аналитики ожидают прироста ВВП в текущем году на уровне 3-3,5 %. В следующем - примерно такой же, в 2012 году - 4-5%. А к 2017 году положительная динамика российской экономики может составлять 6%. Эти темпы выше среднемировых и тем более выше среднеевропейских.

 

БАНКАМ НУЖНЫ ВНУШЕНИЯ

В то же время финансовое состояние нашей обрабатывающей промышленности и значительной части строительного комплекса остается неудовлетворительным. Растут неплатежи, прибыль крайне низкая. То есть финансового оздоровления в полной мере не произошло.

Центробанк последние полгода снижает свою учетную ставку, предлагая коммерческим банкам более дешевые кредиты. Тем не менее в декабре зафиксировано номинальное сокращение зай-мов коммерческими банками и населению, и предприятиям. Из-за тяжелых условий кредитования шел активный возврат кредитов. Хотя декабрь - месяц не показательный.

Несмотря на накачку из бюджета деньгами государственных системообразующих банков, совокупный кредитный портфель их остался на уровне января 2009 года. А если учесть снижение курса рубля к доллару, то даже сократился.

Клепач говорит, что у банков есть потенциал для увеличения кредитного портфеля процентов на двадцать и больше.

- Наш оптимистический прогноз по наращиванию кредита примерно на 16-18% в год на самом деле не является оптимистичным в первую очередь из-за высоких рисков кредитования, - пояснил замминистра. - Ситуация с просроченной задолженностью тяжелая. И без массированных отеческих внушений со стороны государства, без инструментов, связанных с различными формами поддержки, расширения банковского кредита в промышленности и строительстве мы не ожидаем.

Андрей Клепач уточнил, что для снижения банковских рисков только госгарантий недостаточно, нужна штучная и тонкая работа и с кредитованием приоритетных групп отраслей, и с малым бизнесом. Управление рисками зависит и от того, как государство помогает реструктурировать долги.

- Думаю, должен быть перенос акцентов с поддержки самих банков на поддержку спроса, чтобы предприятия могли заработать, "расшить" свои долги. Надо, чтобы банки бегали за заемщиками, а не заемщики стояли в очереди в банках.

Правда, в сельском хозяйстве ситуация лучше благодаря Россельхозбанку. Может, и Сбербанк начнет восстанавливать свой кредитный портфель в аграрном комплексе, предположил Клепач.

 

УТРАЧИВАЕМ "КУРСОВОЙ ЗОНТИК"

Замминистра также обратил внимание на то, как влияет курс рубля на конкурентоспособность российской экономики:

- В октябрьском прогнозе мы говорили, что для оживления нашей экономики необходимо, чтобы в реальном выражении (за минусом инфляции. - Прим. ред.) валютный курс только к 2012 году вернулся к своему докризисному уровню. Согласно уточненному прогнозу Министерства экономического развития на 2010-12 годы, реальный курс вернется к своему докризисному уровню уже к концу марта - апрелю. То есть мы полностью утрачиваем "курсовой зонтик", который получили наши производители после прошлогоднего обесценивания рубля. Это делает наш экспорт зерна, и особенно продукции обрабатывающих отраслей, менее конкурентоспособными. С другой стороны, это ухудшает конкурентные возможности отечественных производителей и на внутреннем рынке. Но возврата к двухзначным темпам роста импорта, которые были до кризиса, мы не прогнозируем.

Министерство снизило свой прогноз роста инвестиций на предприятиях машиностроения с двухзначных чисел до 7-9 % в год. Поэтому будет жесткая конкуренция с зарубежными производителями оборудования, и в частности сельхозтехники, несмотря на повышенные таможенные пошлины. А для крестьян есть хорошая новость. Ожидается замещение импорта молока и мяса отечественной продукцией.

 

К ТЯЖЕЛОВЕСНОМУ РУБЛЮ ПРИСПОСОБИТЬСЯ ТРУДНО

Сейчас идет работа над подготовкой долгосрочного прогноза экономики. Пока о его финальных цифрах говорить рано, но предварительные оценки, которые есть в министерстве, показывают, что страна может развиваться достаточно быстро. В 2013-2016 годах ВВП и финальный спрос в экономике могут расти на 5,5-6 % в год; в период с 2016-2010 гг. - 4,5-5%. Это будет сопровождаться увеличением спроса на качественные продовольственные товары, в частности на мясо, уровень потребления которого в стране пока достаточно низкий.

Несмотря на укрепление рубля, которое мы наблюдали во второй половине 2009 года, сейчас есть существенные риски того, что в 2014-15 гг. из-за ухудшения торгового баланса (продавать за границу будем меньше, чем покупать) может быть новая волна снижения курса рубля. Конечно, если разница между притоком и оттоком долларов по внешнеторговым операциям не будет компенсирована притоком иностранных инвестиций.

Нашей экономике трудно приспособиться к тяжеловесному рублю, считает Андрей Клепач. А вообще надо привыкать к тому, что курс будет более изменчивым в силу той тактики, которую выбрал Центральный банк, провозгласив переход к плавающему курсу рубля.

 

НЕХОРОШАЯ ДИНАМИКА

По словам Клепача, сформированный в стране механизм регулирования тарифов практически предопределяет, что они будут расти быстрее, чем инфляция. Если сейчас средний тариф на электроэнергию около 5 центов за киловатт, то к 2012-2013 году он достигнет 9-10 центов.

По газу тоже запланирован рост. В 2010 году средняя оптовая цена голубого топлива - 91 доллар за 1000 кубометров, к 2014-15 годам она составит 170-180 долларов, при умеренных темпах роста мировых цен на газ. А если они будут расти активнее, то и внутрироссийские цены, соответственно, выше. Однако, признался замминистра, по сравнению с теми планами, которые были два года назад, все параметры роста тарифов существенно уменьшены.

Чтобы тарифы не формировались затратным способом, правительство потребовало от Газпрома и энергетиков представить программы инновационного развития, в которых показать эффективность использования средств.

- Я считаю, что в целом реформа, которую запустило правительство на энергетическом рынке страны, правильная, - заявил Клепач . - Наша основная проблема - обеспечить ее настройку. Настройка не сделана, что дает перекосы в регионах: в одном ставка тарифа за мощность растет в разы, в другом - несущественно.

Споря, что эффективнее - рыночное или административное регулирование, - замминистра привел аргумент в пользу последнего:

- В 2008-2009 годах тарифы на электроэнергию в либерализованной части рынка выросли больше, чем контролируемые государством тарифы на газ. Но совсем исключить роста тарифов на газ мы не можем, так как надо платить за сети, за новые газопроводы. Газпром имеет большой внешний долг.

Кроме энергоносителей вырастет и стоимость железнодорожных перевозок. Даже в этом году РЖД предлагает правительству повысить железнодорожные тарифы на 14 с лишним процентов, обосновывая это тем, что дополнительные средства пойдут на финансирование одобренных правительством отраслевых инвестиционных проектов. Речь идет о регулируемых тарифах, тогда как большая часть грузов перевозится частными транспортными компаниями и "дочками" РЖД по нерегулируемым государством ставкам. Тем не менее правительство пока ограничило средний рост тарифов на перевозку железнодорожных грузов на 2010 год - 12,4 процента. В следующем году предусматривается снижение темпов роста до 9,2 %, а затем до 7 %. Вероятно, на этом уровне он останется в 2013-15 гг.

- Это означает, что стоимость перевозки грузов относительно их цен будет повышаться, - пояснил Андрей Клепач. - Как решить эту проблему, пока сказать сложно. Приходится учитывать баланс интересов производителей и перевозчиков. Однако разрыв между плановыми инвестициями в железнодорожную отрасль и ее финансовыми возможностями очень большой, а заимствовать в рыночных условиях тяжело всем, даже железнодорожникам. Но это не означает, что не надо вырабатывать новую модель, устанавливать определенные ограничения для дочерних компаний РЖД по перевозке, в частности, зерна и муки.

Фоторепортаж