"ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР" НАД СЕНТЕЛЕКОМ

00:00, 17 июня 2010г, Общество 4690


"ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР" НАД СЕНТЕЛЕКОМ Фото №1

Лариса и Сергей Пастуховы живут в местах удивительной красоты. Улицы их родного Сентелека вольно разбежались по берегам одноименной горной реки, стремительно несущей свои кристально чистые воды в Чарыш.

Леса, реки, горы...

Здешняя земля поражает путешественника разнообразием ландшафта: горы, поросшие густыми лесами, перемежаются скальными выступами и глубокими ущельями, чарующими своей загадочной дикостью, горные озера кажутся бездонными, а с заоблачных высот, где и снега-то не тают круглый год, начинают свой бег быстрые и шумные, светлые и холодные реки…

По красоте их родной Чарышский район может посоперничать со многими прославленными уголками земли. Неслучайно его частенько и по праву именуют не иначе как сибирская Швейцария.

– Да нам сама матушка-природа диктует – занимайся сельским туризмом!

Вот так категорично заявляет мне Лариса, встречая на пороге своего "Постоялого двора". Сергей в отъезде, но он как бы незримо присутствует при нашем разговоре, так как хозяйка то и дело повторяет:

– Все это сделано Сережкиными руками.

Гостевой дом Пастуховых находится в центре села, занимая очень выгодную позицию – от него ручейками убегают вниз к Сентелеку сельские улицы. Обзор с подворья просто великолепный!

– Согласитесь, люди устают от долгой жизни в больших городах, – знакомя с домом, рассказывает Лариса. – Они потому и едут к нам, чтобы хоть чуточку отдохнуть от суеты мегаполиса, понаблюдать за спокойной, размеренной жизнью селян… И если хотите – подумать о вечном. Заявляю об этом ответственно, – смеется хозяйка, – как бывшая горожанка.

Бывшая горожанка

Но ею Лариса была до встречи с Сергеем. А познакомились они в Барнауле, где оба учились в институте культуры, по окончании которого и выбрали местом дальнейшего жительства Сентелек.

– Привез меня Сережа в свое родовое гнездо и не отпускает, – улыбается Лариса, разливая чай. – А скорее всего, держит меня эта благословенная земля, оберегает от шумного города. Я ведь здесь теперь своя, сентелекская…

Чаевничаем на простенькой, но уютной веранде. Кругом плетни из ивняка, горки из камня, старый яблоневый сад, весь в цвету… Внизу банька, которая хоть и невелика размерами, но берет отменным жаром, что и нужно заядлому парильщику…

– Лариса, с чего вы начинали? – спрашиваю после третьей чашки чудесного чая на травах.

– Знаете, мне, как бывшей горожанке, влюбленной в здешние места, просто захотелось поделиться всей этой красотой и покоем с затюканными городом людьми, – смеется хозяйка. – Думаете, для чего мы посреди двора поставили эту старую телегу? Да просто лежа или сидя на ней удобно наблюдать за тихим, размеренным течением деревенской жизни вокруг.

Вот хозяйка пошла доить корову, на соседней улице старики собрались на заваленке и ведут свои неспешные, но мудрые от долгой жизни беседы, чуть повернешь голову и видишь, как по переулку к речным омутам промчался табунок голоногой и голопузой ребятни – будет она там плескаться до гусиной кожи на теле.

Так что это не просто старая телега, а отличная смотровая площадка, которая очень полюбилась нашим гостям. Кто знает, может, в этом спокойном лицезрении истоков жизни и есть смысл сельского туризма.

Рыбак и охотник

А начинали мы, как большинство предпринимателей, с торговли. Может, это и выгодно, но для нас скучно. Поэтому вскоре взяли клочок земли на берегу Чарыша.

Это инициатива Сергея, он – заядлый рыбак и сторонник активного и оздоровительного отдыха. Местечко наше называется Ауловский плес, но, по рассказам старожилов, прежде оно звалось Улово, так как уловистая здесь рыбалка, всех чарышских рыбаков притягивает…

В Сережину вотчину с его рыбацкими кострами, конными и пешими походами я не лезу, мне больше по душе спокойная жизнь моего "Постоялого двора".

Не буду обманывать, это я сейчас вижу далеко вперед развитие нашего маленького бизнеса, а поначалу оторопь брала… Тогда-то я по-настоящему и оценила, как важна даже не материальная, а просто моральная поддержка властей. Здорово нас тогда и советом, и отеческим наставлением поддержал глава района Владимир Кириллович Миловоротов. Придет, бывало, походит по участку, а на следующий день звонит: а я бы вот так сделал, или в газете заставит дельную статью о сельском туризме прочитать. Да и сама не ленилась, искала нужную литературу. А со временем у нас свой сайт появился в Интернете. Изготовили и простенькие буклеты.

– Ими-то и заманиваете гостей со всех волостей, – шучу я.

– А что, на простои не жалуемся. Едут к нам со всей Сибири. Иркутяне были, красноярцы, а в прошлом году отдыхала семья аж из Краснодара…

– Южане-то как прослышали? – удивляюсь я.

– Тут сарафанное радио сработало. Барнаульские друзья расхвалили наши красоты.

После чаепития долго брожу по-деревенски незамысловатому подворью, пытаясь понять, что же влечет сюда избалованного цивилизацией горожанина? И, как бы угадывая мой вопрос, Лариса начинает рассказывать, как в прошлом ноябре отдыхала у них женщина из Барнаула.

Подальше от "ящика"

– Она ведь почти отказалась от наших услуг, печку сама топила и не только в доме, но и в бане. А потом хвалилась мне, что получила от этой работы огромное удовольствие.

Много ли надо истерзанному цивилизацией человеку, изрядно помятому в транспортной толчее, уставшему от деловой суетности и многочасового, порой бестолкового сидения у "телеящика"…

И, оказывается, это так здорово – набрать с поленницы беремя дров и звучно рассыпать их у печки, а потом неспешно колдовать возле нее, стараясь разжечь с первой спички… И как же завораживает пламя, стремительно разбегающееся по поленьям, а с первым теплом от разгоревшейся печки, кажется, начинает оттаивать и сама душа…

– Не в этом ли и весь смысл отдыха на нашем подворье, что он ненавязчив, – как бы подтверждает мои мысли Лариса. - Человек здесь хоть на время отпуска волен сам располагать собой и своим временем и от этого получать огромное удовольствие.

– И что же, день и ночь лежать на вашей знаменитой телеге? – неуклюже шучу я.

– Ни в коем случае, бока отлежать можно, – смешливо строжится Лариса. – Нет же, конечно, к услугам отдыхающих у нас много пеших и конных прогулок, но на какую из них отправиться, они выбирают сами.

А посмотреть вокруг есть на что. В соседнем селе Покровка вам покажут красавцев маралов, гуляющих на воле, в глубину веков приведут вас стелы на знаменитом Царском кургане, где, как утверждают старожилы, если сосредоточить волю, можно пообщаться со скифскими вождями, похороненными здесь.

А по окрестностям Сентелека в середине июня пламенеют огромные поляны жарков, и порой кажется, что скоро наступят на заснеженные вершины гор, от их подножия берут начало говорливо-певучие ручьи и речки, которые слушать можно часами…

На людях и для людей

За разговорами пролетели полдня. Лариса увлеченно рассказывала о том, что нового в ближайшее время появится на подворье – это еще один дом, который Сергей рубит сам, и фитоверанда, где можно принять целебные травяные ванны, и многое другое, что поможет уставшему горожанину обрести покой, набраться сил на еще один год суетной жизни.

Но за все эти часы я не услышал от Ларисы ни полслова жалобы. Хотя проблем у хрупкой хозяйки гостеприимного дома над речкой Сентелек достаточно. Дело только становится на ноги, прибыль невелика, да и та вся уходит на развитие, а еще по кредитам рассчитываться надо…

– Зато мы на людях и для людей стараемся, – не унывает Лариса. – Это же здорово, с вашей помощью о Сентелеке теперь пол-России знает. Если можно, передайте через газету, что наша туристическая группа "SentelekTour" готова принять гостей в любое время года.

 

 

Валерий СЛОБОДЧИКОВ

Фоторепортаж