Большая экскурсия

00:00, 30 августа 2013г, Общество 2645


Большая экскурсия Фото №1

«Алтайская правда» уже сообщала о форуме лесоводов Сибирского федерального округа. Сегодня рассказываем о поездке наших гостей на сосновые клоновые плантации в Озерском лесничестве (Тальменский район) и в лесосеменной центр в Бобровке Первомайского района.

Всё по науке

Признаюсь, что такого количества людей с блокнотами, планшетами, фотокамерами здесь еще не видела. Приехали профессионалы лесоводы. Заметно, с каким вниманием знакомятся с информацией на аншлаге объекта, где сосредоточены данные в цифрах и годах.

Эксперимент начат впервые в России. Проводится уже несколько лет. Руководит испытанием доктор сельскохозяйственных наук, директор Западно-Сибирского филиала Института леса им. В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН Вячеслав Тараканов. Вячеслав Вениаминович зарекомендовал себя лучшим селекционером сосны в Сибири, он курирует объекты Единого генетико-селекционного комплекса Алтайского края.

Кто-то спрашивает, мол, а где тот самый Тараканов? Да вот и он – скромный, доброжелательный, в простой рубашке, негромким голосом приглашает подойти поближе.

Говорит о том, что этот объект по сосне – крупнейший в Сибири, все работы здесь проводятся в тесном содружестве с наукой. «Наверное, ни в одном научно-исследовательском институте не занимались сосной столько ученых, как здесь», – отмечает он.

Рассказывает о технологии получения посадок и других очень сложных вещах, которые воспринимаются знающей аудиторией с огромным вниманием. Когда подводит к семейственной клоновой плантации и говорит, что здесь была ошибочная схема, посадка с последующим изреживанием, будто прозреваю. Так ведь эта экскурсия на самом-то деле из прошлого, через настоящее – в будущее. Он-то был здесь первопроходцем вместе с коллегами, нашими земляками, когда закладывалась основа, база для работы – вот эти деревья, которым десятки лет от роду.

Вячеслав Вениаминович шаг за шагом ведет лесоводов по долгому эксперименту, он показывает здесь, на этих соснах, на что надо обратить внимание. Он делится проблемами, с которыми столкнулись, рассказывает, как их решали, предупреждает, как их можно избежать, что именно учесть. Например, столкнулись вот с чем: высокие деревья. Как собирать шишку? Здесь уже возьму на себя смелость объяснить читателям то, что экскурсанты-лесоводы знают как дважды два. Заготовка шишки обычно ведется с обрубленных ветвей, а эти сосны – на вес золота, они же в своем роде уникальны. На каждой разве что ветви не сосчитаны. Так что пришлось самим придумывать, как сделать, чтобы сосны росли не ввысь, а вширь. Научились и шишки собирать.

- Самые простые приспособления – деревянная лестница, крючок. Коллеги из Бердска (Новосибирская область) придумали тележку. Надо опыт перенять, – говорит он.

Кстати, от наших озерских лесников слышала, что на этом объекте есть подъемники, это для удобства сборщиков. Проводится инструктаж, люди, которые занимаются сбором шишки, понимают, с какими ценными деревьями имеют дело, никому в голову не придет срубать ветки.

Перешли к маточной плантации. При словах Вячеслава Тараканова «здесь нет случайных деревьев» все подвинулись поближе.

Маточная плантация создана для того, чтобы, по выражению ученого, не «зарезать» плюсовые деревья.

- Ведь если с них 2-3 раза заготавливать черенки (для создания клонов), мы обессилим эти деревья. А с маточных плантаций можно легко настричь черенков без ущерба для уникальных сосен.

Предупредил, что надо закладывать дублирующие посадки. И это – из печального опыта. Лесные пожары уносят и опытные участки, огонь не разбирает, на какие деревья идет стеной. Да уж, тяжела ты, шапка селекционера-генетика. Поистине кропотливый труд.

О чистоте эксперимента

Вячеслав Тараканов постоянно подчеркивал, что неточность недопустима, что ложкой дегтя можно испортить бочку меда. Например, показал привитое дерево, но место срастания расположено высоко. А у сосны, что рядом, место прививки не видно. Объяснил, при каких условиях и как лучше создавать плантации, что необходимо учесть при этом, какая должна быть последовательность в работе. Предупредил, что весь мир переходит на технологии плантационного семеноводства, а это совсем иные технологии. Разъяснил, как у нас обстоят дела, и прочитал еще одну блестящую лекцию. О том, что годовые кольца деревьев, как отпечатки пальцев у человека, индивидуальны, и о том, как собираются удешевить дорогое удовольствие – паспортизацию клонов и так далее.

Подумалось, надо же, в зубах навязла нынче фраза про тайны – профессиональные, коммерческие. А здесь ученый просто-напросто делится наработками, рассекречивает результаты, полученные им самим и такими же, как он, подвижниками, щедро делится с коллегами-практиками. И все для того, чтобы опыт ушел за пределы Алтайского края до самых дальних уголков Сибири, будущее которой немыслимо без сильных лесов. Как никогда остро встает вопрос о сильном потомстве наших лесов, устойчивых к заболеваниям и насекомым-вредителям, да и не только. Важно, чтобы сосны, например, были мощными, ровными, стройными, чтобы их древесина была качественной. А такие деревья есть в наших борах, называются они плюсовыми.

Разговаривала я с лесоводами других регионов здесь, на объекте. Какое впечатление? Кто разводил руками в знак восхищения, кто сложно перечислял плюсы и минусы ведения лесного хозяйства в их родных местах.

Инженер лесовосстановления Ингодинского лесхоза, что в Забайкальском крае, Елена Стрелкова сказала просто:

- Рада, что есть такой регион – Алтайский край, где проводится колоссально важная работа в тесном содружестве большой академической науки с практическим лесоводством. И ведь начало положено еще тридцать лет тому назад, когда была создана крепкая база для эксперимента. Значит, смотрели в будущее тогда лесоводы.

На борьбу с пожарами

Экскурсия продолжилась в Бобровке. Директор ООО «Бобровский лесокомбинат» Денис Шубин, вооружившись мегафоном, повел гостей на очень важный объект – пожарно-химическую станцию. Слышу, как тихо говорят где-то рядом со мной: «Какой молодой!» Верно. Денис Шубин – первый из российских студентов, кто экстерном окончил лесной вуз. Рано защитил кандидатскую диссертацию, работал без отрыва от производства над докторской, а возглавил предприятие в свои двадцать с небольшим. Сейчас Денису Андреевичу 26 лет. Конечно, всего этого он не говорил во время экскурсии, как и того, что он – потомственный лесовод, вырос здесь и не понаслышке знает, как страшны для людей, природы, труднодоступных для техники водоохранных боров лесные пожары. Однако все это не только чувствовалось, было видно. Даже по тому, как рассказывал об особенностях лесов Приобья, высокой их горимости, о том, что дождливое лето забило все высокой травой, создалась опасная ситуация. Независимо от погоды ведется круглосуточное наблюдение за борами. Задействован мощный противопожарный комплекс, есть возможность в боевую линейку поставить порядка 60 человек. Радиостанции, звуковещательные устройства. Есть катер, мощная техника. Для людей на этом объекте созданы условия: оборудована всем необходимым комната отдыха.

В длинный ряд выстроилась внушительная техника. Водители были рядом с пожарными автомобилями. Знакомимся: Олег Усольцев и Максим Семыкин.

- Все пожары гибельны для природы, – говорит Олег Михайлович, – приходится выезжать и в поселок. Чужих пожаров не бывает.

И это интересно

А теперь путешествие по Алтайскому селекционно-семеноводческому центру. Для «Алтайской правды» это, можно сказать, родной объект – его историю мы отслеживаем с момента появления первых документов о решении его организации и начала строительства. Необходимо связать воедино его появление с той Озерской плантацией сосен-клонов, с плюсовыми деревьями и другими объектами Единого генетического селекционного комплекса края. Именно реальная возможность иметь улучшенные семена и стала убедительным аргументом для организации именно в нашем крае селекционного центра, который пока единственный за Уралом. Экскурсию здесь провел директор центра – известный в крае лесовод Виктор Бубенщиков. Пришлось ответить ему на множество вопросов гостей. Куда поступают шишки, где камеры для хранения семян, какой режим работы теплиц, что позволяет ускорить выход сеянцев с закрытой корневой системой?

Генетики готовы

Следующая экскурсия. Директор Центра защиты леса Алтайского края Александр Бондарев и начальник отдела этого центра Людмила Кальченко готовы к приему гостей. В генетической лаборатории все на своих местах. Подхожу к девушке, она тоже в белом халате. Знакомимся: инженер отдела лесной генетики центра защиты леса Ксения Зацепина. Окончила Новосибирский аграрный университет по специальности «Селекция и генетика сельскохозяйственных культур». Сегодня она аспирантка, работает над темой «Популяционная и молекулярная генетика сосны обыкновенной». Научный руководитель – Вячеслав Тараканов. Кстати, под его руководством работала над своей диссертацией и Людмила Кальченко.

Итак, готовы рассказывать. Однако народ остановился у открытых дверей. Приветливо здороваются, а за порог никто не решается переступить. В чем дело? А гости улыбаются, спрашивают: «Бахилы надо надевать?» Заметно уважение к лесной науке, к самому месту, отведенному для генетических исследований.

Людмила Ивановна сделала экскурс в историю. Первая отраслевая лаборатория ДНК растений организована в России в 2008 году. В 2010-м открыт филиал в Красноярском крае, в 2013-м – в нашем крае и Воронежской области.

В лесном семеноводстве применяются методы определения ядерной ДНК для уточнения схем смешения клонов на лесосеменных плантациях и архивах клонов. Цель – оценка перспективы их дальнейшей эксплуатации или реконструкции, а также составление генетических паспортов плюсовых деревьев.

Недавно точно сказал о значении лаборатории Вячеслав Тараканов. С её помощью будет создан банк данных генома основных лесообразующих пород Западной Сибири и Урала. Селекционеры смогут выявлять потомство лучших по породным качествам деревьев, тем самым приближаясь к главному открытию лесной науки – получению сортовых семян. Благодаря экспресс-анализу можно будет идентифицировать происхождение незаконно срубленной древесины.

Применение методов ДНК-маркирования позволяет определять наличие любой инфекции на самых ранних стадиях развития, источник инфекции, истинные границы очага поражения, расы насекомых-вредителей и так далее.

Фоторепортаж