Кредит исчерпан, а зима всё ближе…

Новоалтайские тепловые сети по-прежнему не рассчитываются с долгами

00:00, 10 августа 2013г, Общество 2442


Кредит исчерпан, а зима всё ближе… Фото №1

«Алтайская правда» уже сообщала читателям о непростой ситуации, сложившейся между МУП «Новоалтайские тепловые сети» и ОАО «Алтайвагон» (материал «Очень долгие долги» в номере газеты от 11 июня 2013 г). Напомним: договор на поставку теплоэнергии между «Алтайвагоном» и «НТС» заключён в 2009 г. И уже тогда муниципальное унитарное предприятие впервые перестало платить за поставленное тепло.

Суть вопроса

Дополнительное соглашение, по которому теплосетям предоставлялась возможность погашать задолженность в рассрочку, не было исполнено. Неплатежи, перемежаемые судебными разбирательствами и заключением новых соглашений, привели к тому, что терпение поставщиков тепла и горячей воды, похоже, окончательно лопнуло. Новоалтайск рискует войти в зиму с холодными батареями.

В феврале этого года документы для принудительного исполнения очередного решения суда были переданы в Новоалтайский межрайонный отдел судебных приставов. Как мы уже рассказывали читателям, в результате за три месяца с коммунальщиков было взыскано всего около 1,9 млн. рублей. Кроме того, тепловые сети в результате могли лишиться своей техники и недвижимости – в счёт погашения долгов. Это стало бы полным крахом коммунального предприятия.

Вагоностроители, понимая, чем грозит всему Новоалтайску развитие событий, в очередной раз поступили адекватно, начав искать устраивающий всех выход из ситуации.

Пути решения

В финансовый конфликт наконец официально вмешалась третья сила – администрация Новоалтайска. 14 июня между «Алтайвагоном», теплосетями и городскими властями было подписано трёхстороннее соглашение, согласно которому долги пятилетней давности должны были быть погашены без ущерба для жителей города.

Согласно графику платежей, установленному трёхсторонним соглашением, МУП «Новоалтайские тепловые сети» в июне 2013 года обязано было выплатить 3 млн. 048 тыс. 434 рубля. Эта сумма постоянная и идёт в счёт погашения долгов прошлых лет.

Текущие платежи за май этого года составили 3 млн. 941 тыс. 302 рубля – за потребление тепловой энергии, а также 632 тыс. 073 рубля – за теплоноситель. Итого 4 млн. 573 тыс. 375 рублей.

Деньги должны были быть внесены до 20 числа. За два дня до «часа икс» ОАО «Алтайвагон» направило письмо-напоминалку в адрес МУП «Новоалтайские тепловые сети» и городской администрации. Мол, уважаемая администрация, в соответствии с трёхсторонним соглашением осуществите, пожалуйста, контроль над своевременностью перечисления указанных в соглашении денежных средств в наш адрес. А вы, друзья-сетевики, будьте любезны, внесите необходимую сумму – 7 млн. 621 тыс. 809 рублей.

Все ходы записаны!

В июне в пользу ОАО «Алтайвагон» было переведено в общей сложности 6 млн. 869 тыс. 341 рубль. Остальную сумму – 752 тыс. 468 рублей – наскрести к положенному времени не удалось.

Кстати, одной из причин своих неплатежей кредиторам МУП «НТС» называет неплательщиков из числа жителей Новоалтайска. Мол, злостно нарушают порядок расчёта, в результате чего и образуются столь катастрофические для бюджета муниципального предприятия финансовые дыры.

Однако, как выясняется, из перечисленных теплосетями 6,8 млн. рублей большая часть – 4 млн. 067 тыс. 885 рублей – поступила от… жителей Новоалтайска через систему «Город», то есть от тех самых страшных «неплательщиков», которые якобы вгоняют в долги муниципалов.

Если учесть, что суммарная задолженность по текущим платежам в мае составила 4 млн. 573 тыс. 375 рублей (смотри выше), то становится понятно: руководство «Новоалтайских тепловых сетей», мягко говоря, лукавит, когда указывает на граждан как на главных виновников.

Кстати, читатель, запомни эту цифру – 4 млн. 067 тыс. 885 рублей. Она нам еще пригодится!

Как снежный ком

Вагоностроители до начала июля напрасно прождали продолжения полагающихся финансовых поступлений. В результате ровно месяц назад – 8 июля – на свет появилось еще одно последнее китайское предупреждение о своевременности погашения задолженности и оплаты текущего потребления тепловой энергии.

В документе вагоностроители потребовали в срок не позднее 7 календарных дней с момента получения настоящего уведомления произвести оплату задолженности – 3 млн. 553 тыс. 924 рубля. И напомнили о необходимости до 20 числа осуществить текущие платежи за июнь в размере 2 млн. 701 тыс. 146 рублей. Ну и платежи в рамках трёхстороннего соглашения (а это, помните, 3 млн. 048 тыс. 434 рубля ежемесячно?) никто не отменял.

Итого – в июле МУП «НТС» должно было оплатить в общей сложности уже 9 млн. 303 тыс. 505 рублей. Долги имеют свойство расти как снежный ком.

Вот оно как…

А что же по поводу сгустившихся над теплоснабжением Новоалтайска грозовых туч думает руководство МУП «НТС»? Наверняка переживает – кто бы тут не волновался-то?! Зима ведь не за горами. Однако считает, что условие об оплате фиксированного платежа трехстороннего соглашения в июне 2013 года тепловые сети исполнили, о чём и сообщает в письме от 29 июля 2013 года, адресованном генеральному директору ОАО «Алтайвагон» Борису Короткову.

Если честно, автор этих строк был сильно удивлён такой лихой фигурой высшего эпистолярно-бухгалтерского пилотажа. В письме, заверенном директором МУП «НТС» Леонидом Штефаном, напоминается, что в июне в пользу ОАО «Алтайвагон» с помощью службы судебных приставов была перечислена сумма 2 млн. 801 тыс. 456 рублей. Тогда же в адрес ОАО «Алтайвагон» в июне поступили денежные средства в размере 4 млн. 067 тыс. 885 рублей. Итого за июнь 2013 года в счет погашения задолженности были выплачены денежные средства в сумме 6 млн. 869 тыс. 341 рубль.

Мало того, далее в письме, направленном вагоностроителям, значится следующее: «Таким образом, разница между обязательством по трёхстороннему соглашению в июне 2013 года и фактической оплатой составляет 3 820 907 рублей 38 копеек. На основании изложенного прошу Вас 3 820 907 рублей 38 копеек зачесть в июле 2013 года в счет оплаты текущего платежа за июнь 2013 года».

Стоп-стоп-стоп… Какие-то подозрительно знакомые цифры. Ну-ка, ну-ка посмотрим: 4 миллиона 67 тысяч… О, так это же текущие коммунальные платежи за май, которые через систему «Город» произвели жители Новоалтайска! Простите, какое отношение эти деньги имеют к погашению долгов по трёхстороннему соглашению?!

Жизнь в долг

Вы понимаете, что получается? МУП «НТС» собирает плату с жителей города и пускает её на погашение долгов пятилетней давности, не расплачиваясь по нынешним счетам.

В июле ситуация нисколько не улучшилась. По факту через службу судебных приставов «Алтайвагон» получил от тепловых сетей… 1 млн. 198 тыс. рублей. И всё. Если учесть, что общие долги муниципального предприятия перед вагоностроителями составляют более 82 млн. рублей, то вера в их возврат при существующих темпах как-то угасает.

Между тем сегодня для флагмана алтайской промышленности эти 82 миллиона совсем не будут лишними – ситуация в экономике совсем не простая. А «Алтайвагон» вынужден отрывать средства от основного производства на покрытие чужих финансовых дыр. Вот этих, к примеру, миллионов могло бы хватить на ремонт или реконструкцию нескольких цехов. Или на приобретение современного оборудования, которое необходимо в некоторых производствах. Или на завершение строительных работ в здании, где должно было разместиться новое вагоносборочное производство.

Разумеется, никому не хочется обострять отношения до такой степени, когда безболезненное решение проблемы станет уже окончательно невозможным. Но воля ваша, мне кажется, что, покрывая за свой счёт долги МУП «НТС», вагоностроители выступают в качестве какой-то исключительно благотворительной организации. Ну не должно так быть!

Автор этих строк, конечно же, не экономист. И уж тем более не управленец. Но, быть может, пора к решению данной проблемы подключить специалистов высокого уровня? Ведь проблема перестаёт быть финансовым спором двух хозяйствующих субъектов и начинает переходить из сугубо экономической плоскости в социальную, когда заложниками ситуации одновременно становятся и крупное промышленное предприятие, и жители не последнего города в крае.

Денис СТРЕЛЬЦОВ.

Фоторепортаж