«Жизнь во имя искусства». Чем запомнилась Лариса Снитко

19:30, 08 февраля 2018г, Культура 2297


1
1

Вчера в Художественном музее открылась выставка «Жизнь во имя искусства», посвященная 90-летию со дня рождения Ларисы Снитко – одной из первых профессиональных искусствоведов Алтая. Эта дата стала поводом показать настоящие сокровища, причем многие из них зрители еще никогда не видели.

Для музея, последние пять лет занимающего небольшой особнячок на улице Горького, это действительно огромная выставка. Экспозиция занимает все залы и коридоры, включая даже помещение гардероба. В зале русского искусства (а там Серов! Крамской! Чистяков! Коровин!) картины висят в три ряда. Но важнее другое: все эти произведения были собраны для музея Ларисой Иосифовной Снитко за какие-то 16 лет работы. И это лишь малая часть того, что ей удалось добыть для наших зрителей. Заместитель директора ГХМАК по науке Наталья Царёва признается: «Мы и сами пока не можем охватить и осознать в полном объеме ее наследие».

Дружить с художниками

– Обычно любители искусства знают, что некая известная работа принадлежит музею. Но как она сюда попала? Все эти вещи оказались здесь, пока Лариса Иосифовна была председателем закупочной комиссии, весьма влиятельным человеком, – рассказывает Наталья Царева. – Она писала письма в Министерство культуры с просьбой передать нам определенную работу. Ездила в столичные города и посещала мастерские больших художников, чтобы уговорить их продать работу именно нам, а не в Новосибирск, Кемерово или Омск.

Со Снитко начались первые этнографические экспедиции музея: старший научный сотрудник Нина Гончарик вспоминает, как в конце 60-х Лариса Иосифовна поехала буквально на попутках с рюкзаком за роскошным старинным полотенцем, которое увидела на картине художницы Майи Ковешниковой «Изба Прова из Уймона». Бывало и наоборот: Лариса Иосифовна привезла из Новосибирска деревянную фигурку сарлыка некогда известного алтайского скульптора Ярымки Мечешева, современника Григория Гуркина. Ковешникова пришла в восторг – и написала натюрморт «Сарлык и корни», удостоенный наград на больших выставках.

Дружба с художниками – важное условие пополнения музейной коллекции:

– Вот работа Федора Торхова 1978 года, называется «Март в верховьях Большого Яломана». Он вернулся с этюдов и сразу пригласил нас в мастерскую. А уже в мае пейзаж был приобретен в фонды, – рассказывает Нина Гончарик.

Интуитивно чувствуя потенциал молодых авторов, Лариса Иосифовна купила работу третьекурсника Академии художеств (ныне заслуженного художника) Ильбека Хайрулинова «Девочка из Улагана». И несколько вещей в те годы еще самодеятельного автора Вениамина Сидоренко, ныне одного из важнейших петербургских скульп­торов, чьи произведения хранятся в Эрмитаже и Русском музее. На этой выставке показаны его ранние работы «Жили-были дед да баба», «Наша мама» и «Баба с коромыслом».

Николай Иванов.Алтайское лето (1963)

Выставка как репетиция

Возможно, это было чутье от природы, говорит Нина Гончарик. Будучи филологом по первому образованию, Лариса Снитко вначале учила детей, была завучем вечерней школы, преподавала в институте усовершенствования учителей. А параллельно посещала известную изостудию Алексея Иевлева при заводе «Трансмаш» и увлеклась темой первых художников Алтая. Именно она, уже учась на искусствоведа и работая в музее, вернула в историю отечественного искусства имена Григория Гуркина, Андрея Никулина, Алексея Борисова. И собранным ею первым художникам Алтая в этой экспозиции отдан целый зал.

Эта выставка впервые представит зрителям две акварели Михаила Курзина, до сих пор хранившиеся в папках, а теперь оформленные в хорошие безбликовые стекла, и подлинный рисунок Кипренского «Портрет Ланского» (первая половина XIX века). А еще четыре акварели Артура Фонвизина, среди которых – великолепный портрет Майи Плисецкой, рисунки главного советского анималиста Василия Ватагина и пейзажи полярника Игоря Рубана, поступившие в музей в 60-е, но так пока никем и не виденные. Некоторые работы только вернулись с реставрации. Для музея, который когда-то должен переехать в новое здание, это, по сути, репетиция будущей постоянной экспозиции.

– Я думаю, справедливо будет сказать, что Лариса Снитко в те годы во многом сформировала лицо музея, – говорит Наталья Царева. – Но даже уйдя преподавать в институт культуры, она не ушла из музея до конца, продолжая добывать для нас все новые произведения. Она всех нас заразила страстью к собирательству. Поехать в столицу на учебу или стажировку и вернуться с пустыми руками было немыслимо! Ее ученик искусствовед Михаил Шишин, который давно не работает в музее, до сих пор шутит: «Эшелоны идут на восток и везут нам работы». И сам из каждой поездки привозит нам если уж не работу, то хотя бы ценную книгу.

Фото С. ПИРОГОВА.

Фоторепортаж