Жизнь – проект интересный!

21:00, 17 ноября 2017г, Образование 1637


1
1

Учитель географии Новоярковской средней школы Юлия Цыганкова стала победителем краевого профильного конкурса среди учителей, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017 году. Опыт педагога в проектной деятельности, которую Юлия Геннадьевна в работе с детьми системно применяет уже много лет, получил достойную оценку.

«Швея из меня не вышла»

– Если честно, то в детстве я мечтала стать учителем технологии, – вспоминает с улыбкой Юлия Цыганкова. – Родом я из поселка Толстовского. Там мне учительница труда Татьяна Николаевна Головачева и привила эту любовь. После школы даже пыталась поступать в Новосибирский техникум легкой промышленности. И в Каменское педучилище пошла на «начальные классы» тоже только потому, что там была параллельная специализация «Учитель технологии 7 – 11 классов». Но поняла со временем – с моим темпераментом, неусидчивостью швеи из меня не получится.

Трудовую деятельность Юлия Геннадьевна начала в 1998 году учителем начальных классов Плотниковской школы. Однако через год она сменила профиль. В жизни молодой учительницы открылась новая страница – география.

– Все мои тетки по отцовской и материнской линии – учителя, одна из них меня и увлекла романтикой географии, – смеется моя собеседница. 

Юлия Цыганкова в 1999 году поступила в Горно-Алтайский госуниверситет. Пока училась заочно, успела перевестись в Попереченскую среднюю школу учителем географии, поработать там по совместительству еще и старшей вожатой, выйти замуж за новоярковца и перебраться в Новоярковскую среднюю школу. Еще во время ее учебы в семье Цыганковых родился первенец – сын.

Учиться и учить

В Новоярках Юлия Цыганкова с февраля 2002 года. За 15 лет работы в школе этого села она побывала в разных профессиональных ипостасях: учителя географии, учителя начальных классов, старшей вожатой, заместителя директора по воспитательной работе, короткое время – завуча по информатизации. Очень интересно ей, по ее словам, в роли организатора. Юлия Геннадьевна энергичная, инициативная, ярко выраженный холерик и настоящий генератор идей. Но самым ярким впечатлением, повлиявшим на направление ее педагогической деятельности, стало знакомство с проектированием.

– Еще будучи старшей вожатой, я проходила курсы по теме «Социальное проектирование», – рассказывает Юлия Геннадьевна. – Для меня стало настоящим открытием, что все можно целенаправленно спроектировать, спланировать и воплотить. Меня зацепило. Я сама этому с увлечением училась и других мечтала приобщить. Первым проектом стала наша с моими четвероклашками коллективная работа «Так рождается хлеб». Полгода мы с ребятами и их родителями трудились. Проводили мероприятия, выращивали колоски, сами пекли что-то, на экскурсии ходили. Почти у всех детей родственники заняты в полеводстве, они к нам приходили, рассказывали, как хлеб растят. Итогом был большой праздник, пришедшийся как раз на конец уборочной кампании. Это была большая совместная работа. И главная ее цель даже не в постижении самой темы, а в том, чтобы дети осознали, что любая деятельность человека – это проект. Задумка, план и его реализация. Будь то земледелие или наш с ними труд. Даже выполнение домашнего задания – мини-проект. Сама наша жизнь – проект. Научить ребят ставить цель, планировать ход действий и реализовывать последовательно – вот чему педагог должен научить каждого ребенка.

Позже Юлия Цыганкова органично вплела проектно-исследовательский метод в преподавание географии. Это интереснее и легче было сделать в рамках краеведения, когда дети изучают свой край, родное село, район. Первый серьезный проект в этом направлении создал ее ученик, тогда еще восьмиклассник, из поселка Филипповского Сергей Новиков.

– В ту пору в маленьком поселке Филипповском закрывали малокомплектную школу, – с грустью вспоминает учитель. – Все село тяжело переживало этот момент реформирования системы образования. Дети переживали не меньше взрослых. Сергей в своем проекте «Не исчезай, мое село!» хотел излить свою боль и боль односельчан, доказать на примерах исчезнувших с карты Каменского района сел, что школа – центр села, без нее деревня умрет. Парень изучил много материалов. Однако пока проводил исследования, наблюдал, как после закрытия школы живет его деревня, увидел, что молодежь не уехала, и пришел к выводу, что без здания школы, без ее физического там нахождения жизнь поселка не закончилась. По-прежнему рождаются дети, люди работают, а учащиеся стали ездить в более крупную и современно оснащенную школу, получать полноценные знания. И даже в продолжение темы создал следом еще один проект об увлечениях жителей Филипповского. В этом удивительном поселке живут настоящие самородки, хранящие традиции предков, искренне любящие свое село.

Сегодня Сергей Новиков уже студент. «Первенец» своим успехом окрылил педагога, проектно-исследовательская работа в Новоярковской школе получила развитие. Под руководством Юлии Цыганковой многие ее ученики достигли заметных результатов. Проекты Сергея Новикова, Айнуры Москаленко, Анастасии Кимаевой, Василины Мочалкиной были презентованы на конкурсе АлтГУ «Вокруг света», ребята стали призерами. В копилке учеников Цыганковой много побед во многих интеллектуальных соревнованиях по предмету, по экологии, как очных, так и заочных, районного, окружного и краевого уровней.

– У Насти Кимаевой вся родня в сельском хозяйстве, настоящая династия хлеборобов, – рассказывает об успехах своей ученицы моя собеседница. – Ее работа «Развитие крестьянско-фермерских хозяйств как фактор существования деревни» вызвала неподдельный интерес у жюри конкурса в АлтГУ. Ей даже предложили поучаствовать в профильных научных конференциях. Недавно она представила в районе проект «Улица моего села». Подробно изучила историю всех улиц Новоярков, составила паспорт каждой улицы, рассказала обо всех знаменитых земляках, живших и живущих на этих улицах. Поведала о традиции проводить в селе праздники улиц. Большая и интересная работа.

Увлекаясь, увлекать

Юлия Цыганкова заинтересовала проектно-исследовательской деятельностью не только учеников, но и своих коллег. Она является руководителем районного методического объединения учителей географии. Ей очень интересно делиться опытом, заражать своей энергией.

– Новые эмоции, новое дыхание мы получили, когда город с районом объединились, – делится она впечатлениями. – Все-таки ритм жизни и работы у сельских и городских учителей разный. В селе не такая нагрузка, нет такого количества классов-комплектов, больше времени на творчество. Городские учителя серьезнее, что ли, так бы я сказала. Большой упор делают на подготовку ребят к олимпиадам. Есть очень яркие, творческие педагоги. Нина Комкова, например, изучает с ребятами географию через путешествия. Она возит их по всей стране. Много чему можно и хочется учиться у других.

Юлия Цыганкова вовлекла в проектирование некоторых своих коллег из сельских школ, когда готовилась представить в крае анализ своей работы в данном направлении за пять последних лет.

Интересным пунктом работы было описание методики и результата работы с разными группами учащихся: одаренными, отстающими, социально неадаптированными и т. д.

– Это не просто анализ твоей работы, это, по сути, ответ на вопрос: «А на своем ли ты месте?», вывод о правильности выбора профессии, – признается Юлия Геннадьевна. – Я считаю, что не ошиблась. Ребята, работая над проектами, не только в предмете растут, но и развиваются в личностном плане. Коллеги тоже подхватывают мои идеи. Значит, я не зря работаю. Никакие трудности меня не останавливают. Я ведь уже в третий раз проходила этот конкурсный путь. Первые две попытки успеха не имели. Но у меня нет комплекса неудачницы. Я и ученикам своим, которые в конкурсах участвуют, говорю, что важен сам процесс. В этот раз мой труд был высоко оценен и материально поощрен. Премию пока положили на проценты, у нас двое сыновей, надо будет учить их дальше. Хотя мужчины уже про мотоцикл дружно заговорили. А я мечтаю с семьей съездить куда-нибудь. Дальше родного края и не бывали никогда.

Цыганковы – селяне до самых корней, настоящие патриоты деревни. Даже в мыслях не держат переезд в город. Свой дом в роще, воздух вольный, простор. Все это они никогда не променяют на суету. Они искренне уверены, что человек больше всего нужен там, где он родился и вырос.

Наталья ИСАЕВА

P.S. Новоярковская средняя школа в этом учебном году стала одной из пяти базовых школ края, в которых апробируют новый учебник «География Алтайского края» под редакцией Ольги Горбатовой. Автор лично предложила Юлии Цыганковой поучаствовать в двухгодичном эксперименте (курс географии Алтайского края рассчитан на два года, по 17 часов каждый). В Новоярковской школе восьмиклассники уже два месяца учатся по новому учебнику с электронным приложением – диском с дополнительным богатым материалом хрестоматийного плана. Пятнадцать комплектов книг (по количеству учащихся восьмого класса) в школу поставили бесплатно. И ребятам, и их учительнице книга очень нравится.

Фоторепортаж