Жизнь без дублей

10:00, 05 марта 2017г, Культура 2564


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Увидев единожды, сложно забыть роли солистки театра музыкальной комедии Александры Карповой – нежную Аврору в «Спящей красавице», практичную Меджи в спектакле «Моя жена – лгунья», озорную Стасси из «Сильвы». Сегодня мы расскажем еще об одной – материнской, о которой знают, пожалуй, лишь коллеги да фанаты певицы.

«Нас соединила оперетта»

Эту красивую пару, Александру Карпову и Арсена Митичашвили, поженила сцена. Как талантливые вокалисты, они солируют в театре. Как одаренные родители, воспитывают ребятишек – шестилетнего Юрия, Лизавету четырех лет от роду и младшенького Гарика, которому всего пять месяцев. Главу семейства Арсена Митичашвили редко можно застать дома, но сегодня как раз такой счастливый день. Малыш пользуется моментом и, пока брат и сестра в детском саду, узурпирует отцовские колени.

В 2001 году шестнадцатилетнюю Сашу из-за возраста не взяли в основной набор Красноярской государственной академии музыки и театра. Упрямая девчонка прошла на подготовительное отделение курса сольного пения и оперной подготовки профессора Екатерины Иофель. Из первого ее набора – именитый Дмитрий Хворостовский. Из последнего (недавно Екатерина Константиновна,  вырастившая 17 заслуженных артистов России, ушла из жизни) – наша землячка Александра Карпова. «Дмитрий Александрович может меня не помнить, нас развело во времени, и разговаривали мы с ним лишь однажды, на встрече выпускников нашего замечательного педагога», – сообщает вокалистка.

Арсен родился на Урале, окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусств по классу вокала, а в Барнаул по приглашению театра приехал из Иркутска, где пел до 2014 года. Как он считает, это было предназначено свыше.

– Я фаталист. Видимо, надо было приехать в этот город, чтобы встретить здесь свою суженую. Нас соединила оперетта. Как-то мы с Сашей смотрели «Сильву» из зрительного зала, что с актерами, в принципе, редко случается. В одном из составов спектакля Саша играет Стасси, но в тот вечер была не ее смена и мы просто сидели рядом. Потом я довез ее до дому, подержал ее руку. И все. «Они нашли друг друга». Молния, потоки ионов, корреляция баланса полипептидных цепочек – как хотите это называйте…

Держать форму

Есть несколько постановок, в которых муж и жена вместе выходят на сцену. Среди них – «Ханума», «Баядера», «Тетка Чарлея», «Две свадьбы». Но «доигрались», как говорит Александра, они в спектакле «Моя жена – лгунья». По сценарию Арсен и Саша играют в нем супружескую пару, по сути, самих себя. Но пророческий этот смысл дошел до артистов уже после свадьбы. В этой постановке задействованы и их дети… Нет никакой путаницы со временем и возрастом ребятишек. Арсен встретил суженую, когда у нее уже подрастали старшие сынок и дочка. Сегодня глава семейства признается, что в его жизни случилось все так, как он мечтал.

– Я всегда безумно хотел большую семью, детей и очень их ждал. Бог мне их дал вместе с моей второй половинкой. Так я почти одновременно и женился, и многодетным отцом стал. Они все – мои родные детки. Не пришлось даже как-то по-особому привыкать к этому свалившемуся на меня счастью. Вообще-то, я строгий отец, – говорит про себя Арсен, но, наткнувшись на ироничный и красноречивый взгляд жены, тут же добавляет: – Ну, конечно, насколько можно быть строгим в нашей семье.

Пока наш фотокор ищет подходящий фон для съемок, я с плохо скрываемой женской завистью и недоумением рассматриваю нашу героиню. Где в этой изящной фигурке умещается завораживающее летящее лирическое Сашино сопрано? Известно же, вокалистки такого уровня, как правило, дамы в теле.

– Нет, все немного не так, – оспаривает расхожие клише собеседница. – Главное в нашем деле – чувство меры. Я живу в оптимальном и комфортном для себя весе. Если он снижается – петь трудновато. А набирать нельзя, потому что мое амплуа – субретка, очень подвижная и энергичная героиня. Держу форму, благо это не трудно с нашим семейным активным образом жизни.

Путешествия на Урал – родину главы семейства, походы по горам с рюкзаками, посиделки у костра с гитарой, короткие вылазки на дачу или на «Авальман» – все что угодно, но вы не застанете беспокойное семейство в выходной день на диване перед телевизором. Дети всегда с ними.

Ипостаси

С недавних пор певческая семья дает благотворительные концерты. Спев несколько лет назад для фронтовиков, Александра удивилась тому, какой мудрой и благодарной может быть публика. С тех пор не отказываются от возможности участия в таких выступлениях ни она, ни ее супруг.

– Когда мы устроили концерт в канун 70-летия Победы, я впервые, пожалуй, воочию увидела, как мало осталось ветеранов-фронтовиков. А мы… Повышаем уровень цивилизации и средств коммуникации, при этом все меньше в нас человечности и стремления к живому общению с людьми – свидетелями уходящей эпохи. Нам, родившимся в СССР, непонятно, зачем перекраивается сейчас история Великой Отечественной войны. Меж тем выросло уже поколение, родившееся в новой России. Молодые люди, которые и впрямь думают, что без американцев не было бы нашей Победы. Но это же неправда! Петь для ветеранов – наш способ привлечь внимание к стойкому поколению, поддержать его.

Первую благотворительную программу – «Любовь – волшебная страна» певица сделала четыре года назад. Традиция прижилась. Романсы – классические, городские, авторские, знакомые нам по кинофильмам. Площадки – Русский камерный оркестр, музучилище, камерные музейные и галерейные залы краевой столицы, как правило, с хорошей акустикой. А в конце февраля барнаульцы могли видеть совместное выступление супругов в программе «Люди идут по свету» на сцене Концертного зала АГИИК. Часто вместе петь, конечно, не получается, пока многодетная мама в декретном отпуске, но если нужно, всегда готовы посидеть с малышами бабушка и дедушка, Вера Юрьевна и Николай Сергеевич.

Любимый романс Арсена в исполнении жены – «Отцвели уж давно…». Но почему солистка оперетты, жанра легкого и искрометного, именно в камерном и философском романсе чувствует себя свободной?

«У романса другой зритель и слушатель, ему я могу открыть закоулки души», – объясняет певица.

И это, если вдуматься, просто еще одна ипостась актерского профессионализма.

Сцена безошибочно выявляет, мастер ты или числишься артистом только лишь по штатному расписанию. Если верить солистам Карповой и Митичашвили, профессионализм проявляется не только в степени точности и достоверности игры, но и в том, насколько партнер чувствует партнера. Театр – дело живое, на сцене случается всякое. Если один актер забыл реплику или произнес не тот текст, повисшую на секунду неловкость в этом месте обыграет другой, обязательно органично, так, что зритель ничего и не заметит. Так поступают профессионалы. Но бывают спектакли словно заколдованные. Арсен рассказал, как играл в одном из них – «Кармен» в постановке Магнитогорского театра оперы и балета. Однажды во время представления заклинило техническое оснащение сцены и в самый кульминационный момент вдруг сам собой стал открываться и закрываться занавес восемь раз подряд. В другой раз в этом же действии упал подиум и вместе с ним мужской состав теноров. Падали со словами, которых не было в сюжете Мериме. Впрочем, гомерического хохота зрителей трагический сценарий тоже не предусматривал.

Как и на сцене, в семье, где подрастают трое малышей, легкость курьеза уживается с высотой драмы. Александра Карпова относится к этому с непробиваемой мудростью стоика: «Это вам не кино. В жизни – как в театре. Второго дубля не будет».

Фоторепортаж