Живые камни. Передвижная выставка по городам Сибири приехала в Барнаул

18:55, 28 июня 2018г, Культура 2346


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Евгений НАЛИМОВ

Сегодня в Художественном музее открылась выставка мастеров-камнерезов Республики Тыва под названием «Сокровища времен». В экспозиции сарлыки, лошади, мифические арзыланы и драконы – улу, снежные барсы, нападающие на горных козлов, и другие удивительные вещи, искусно вырезанные из агальматолита и серпентинита. Монументальность в очень небольшом размере и движение в статике – современные тувинские художники-камнерезы умудряются соединять противоположности и развивать свое древнее искусство, не упуская из виду традиционный канон.

Подарок природы

На вернисаж в Барнаул прибыли три организатора этого проекта – художник, скульптор лауреат престижных премий Александр Баранмаа, заслуженный деятель искусств Республики Тыва выпускник ЛВХПУ им. В. Мухиной скульптор Хеймер-оол Донгак и самобытный мастер-камнерез заслуженный деятель искусств республики Юрий Ооржак.

– Эта передвижная выставка кочует по городам Сибири – была в Кемерово, Новокузнецке, а к нам приехала из Прокопьевска, – рассказала «АП» старший научный сотрудник Художественного музея Нина Гончарик. – В последний раз тувинский камень из нашей собственной коллекции мы показывали в 2007 году. Нам эти вещи очень нравятся. Это ведь уникальное явление, нехарактерное для кочевых народов искусство! Но тувинцам сама природа подарила залежи мягкого камня агальматолита, который режется ножом. А традиция статичных фигурок отчасти связана с Китаем. И вот мы видим шахматы, домашних и диких животных, фантастических львов – арзыланов, одинокие фигурки на маленьких постаментиках, а сегодня и многофигурные композиции – например, стада бегущих лошадей.

В музее мы застали процесс распаковки  произведений, только что приехавших в Барнаул, а сотрудники ГХМАК сличали фигурки со списком работ и бурно восхищались необычной образностью и тонкой обработкой камня.

Инициатор проекта скульптор и мастер-камнерез Александр Баранмаа рассказал нам, что впервые подобную выставку провели в Красноярске еще в 2010 году, потом вывозили ее в Тайвань на фестиваль искусств, отчитались перед земляками в Кызыле. Продолжился проект уже в 
2017-м и в этом году завершится экспозицией в Омске. К троим основным авторам присоединились еще двое мастеров, причем один из них – Сергей Одушпай родом из восточного района республики.

Не потерять традицию

Сам Александр Баранмаа относит себя к эрзинской школе. С ремеслом он познакомился в детстве на художественном отделении школы искусств в родной деревне, куда его «завербовал» одноклассник. Затем занимался с известным мастером Бригадом Дупчуром. В художественном училище в Кызыле через камнерезное дело студенты постигали азы скульптуры. Но на этом Александр Насович не остановился, окончив Красноярский художественный институт и пройдя стажировку в Академии художеств (она позволила ему начать работать с металлом).

Художник говорит, что в его случае строгое академическое образование и народная традиция только дополняют друг друга. Как и разные виды скульптуры, например, ледовая и бронзовая (уже несколько лет Баранмаа с небольшой командой участвует и побеждает на сибирских фестивалях ледовой скульптуры, высекая лошадей и шаманов).

Хотя в нынешней экспозиции представлены произведения из металла, дерева и шамота, основа ее – работы из агальматолита разных оттенков и эффектного черного камня серпентинита.

– Основное наше месторождение агальматолита находится в горах на границе с Алтаем, недавно мы втроем как раз ездили туда за материалом, – рассказывает Александр Баранмаа. – Там приличный подъем в гору, где-то 2200 метров над уровнем моря. И на небольшом участке находятся хорошие куски, из которых можно делать композиции. Месторождение уникально тем, что на таком клочке земли находится богатое разнообразие цветов – камни с красноватым оттенком, желтым, белые, даже синеватые куски. Я забираю с собой любые, даже пыль, которая потом пригодится при отливке скульптур. Зрителям больше всего нравятся красный и синеватый оттенки.

Как не потерять традицию? Этот вопрос художник называет болезненным:

– Мы с коллегами стараемся пропагандировать тувинское камнерезное искусство. В республике художественная резьба часто ограничивается сувенирным направлением, молодые мастера поддаются быстрым заработкам. И как вид искусства камнерезное творчество теряет позиции, – говорит художник. – Наш друг Хеймер-оол Донгак родом из тех краев, где это искусство вообще зародилось, и тоже об этом переживает. Так что если видим на выставках талантливые работы, начинаем молодых ребят немного «воспитывать», чтобы они не бросали. Те, кто приходит в Союз художников, начинают участвовать в больших всесибирских и всероссийских выставках, это побуждает продолжать работать.

Нынешняя выставка из более 70 работ, кочующая по городам Сибири, тоже способ показать молодым авторам Тувы хорошую перспективу. А для барнаульских зрителей повод надолго останавливаться перед каждой миниатюрной работой, рассматривая детали.

Фоторепортаж