Житель Тальменки своими руками собрал вездеход, для которого не существует преград

15:00, 08 апреля 2017г, Транспорт 4090


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Лихо развернувшись в болотном месиве снега и грязи, железный зверь, послушный рукам хозяина, с ревом взлетает на раскисший от воды холм и останавливается как вкопанный. «Цепь слетела», – констатирует водитель-испытатель Алексей Гуськов, довольный результатами тест-драйва. Чтобы провести его «по-взрослому», он специально дожидался паводка и непогоды.

Сердце, мозг, нейроны

Увидев, что Алексей гоняет свой вездеход, подошел сосед Петр Кремок. Понаблюдав с интересом и восхищением, молвил: «Молодец, такую машину собрал. Иногда он сутками из гаража не выходит. Леша мне родная душа, я-то тоже всю жизнь на технике, понимаю, какое терпение нужно иметь, чтобы самодельное работало так, как должно работать».

Много нынче Кулибиных на Руси, создающих то, до чего пока не дорос массовый автопром, и бортоповоротный вездеход, конечно, еще до Гуськова был изобретен. Но модель, над которой он трудится уже пять лет, вобрала в себя столько авторских новаторских решений, что впору уже подумать о патенте на изобретение.

Дизельное сердце – от «Мерседеса», «позвоночник» – механизм поворота – от гусеничного трактора, «мозг» – коробка передач – от переднеприводных «Жигулей», цепи – «нейроны» – от комбайна. Плюс металлический корпус, сваренный своими руками. Все вместе это Peregar, такое неожиданное и звучное имя дал изобретатель мощной машине.

Романтика и солярка

Днем Алексей Гуськов – слесарь, вечерами и ночами – механик, инженер, изобретатель.

«У мужчины должно быть увлечение, а к тому, что он постоянно в гараже и в доме соляркой пахнет, я уже привыкла», – говорит про него жена Мария. Человек она уникальный. К технике не ревнует, увлечению мужа не мешает, наоборот, поддерживает, как и два других – охоту и рыбалку. Старшему сыну супругов Артему – 4 года, и малец, если бы мама позволила, проводил бы все свое время не в детском саду, а в гараже с папой.

Накануне глава семейства заставил домочадцев поволноваться. Вездеход заглох в поле, чуть-чуть недотянув до дома. Такую махину не вытянуть тягачом, и до ночи Алексей возился с ремонтом. Необходимости в этом, наверное, не было никакой, но это с точки зрения обывателя. У Алексея иная точка зрения:

– Холод, снег, грязь, а летом еще и болото – самые подходящие условия для тестирования такой техники. Зимой в минус сорок – другое дело, не поехал бы на необкатанной машине, а сейчас риска нет, я же в окрестностях Тальменки катаюсь. Есть у нас в семье и внедорожник, но он не пройдет там, куда мы с Машей иногда забираемся. Назначение вездехода вполне утилитарное. Мы любим путешествовать, забираться в глухие места.

К слову, Мария учится сейчас на курсах вождения и Алексей готов доверить ей управление машиной весом более 5 тонн. Говорит, Peregar тяжелый, да управление легкое. Этой весной он пригласил жену на экстремально-романтическое свидание. Вместе они совершили выезд на гору, которую в округе называют Анисимовской.

– Ни с чем не сравнить это ощущение свободы, когда с высоты поселок виден как на ладони. Чтобы быть счастливым, человеку совсем немного нужно. Бабушка – чтобы было с кем ненадолго оставить малышей. Чай в термосе, хлеб и сало, чтобы поджарить на костре, – делятся своим восторгом супруги.

«Всё сам»

Алексей с детства любил мастерить. И специальность парень, чья юность прошла с паяльником в руках, выбрал подходящую, окончив Новосибирский радиотехнический техникум. Сам собирал усилители, микшерные пульты и даже первую свою гитару. Раньше команда тальменских музыкантов-любителей «Капремонт», в которой играл и наш герой, собиралась часто, сейчас – все реже. Семьи растут, забот прибавляется, времени на репетиции остается все меньше.

Увлечение «тяжелыми формами» вошло в его жизнь одновременно с новой работой, когда устроился слесарем-монтажником в местный филиал компании «Газпром». Отработав три года на линейном участке в паре со сварщиком, научился варить и шить металл, освоил газоэлектросварку. А потом еще и профессию токаря. Правда, начальник хитростью его взял. Договорились, что тот привозит из города в Тальменку старый токарный станок, а Алексей взамен учится специальности серьезно, на «корочки».

– К тому времени я уже начал сборку вездехода и выяснил, что токарные работы очень дороги, порой дороже самих комплектующих, – вспоминает конструктор. – Тогда-то и появилось решение вкладывать деньги не в кого-то, а в себя, в свое образование. Так что «корочки» кстати пришлись. Теперь сам все делаю – и металл обрабатываю, и варю.

– Алексей, а чего вы не умеете или не любите делать своими руками?

– Строительство – это не мое. Жена хочет, чтобы я дом построил, а мне пока в квартире хорошо. Единственное, что я возвел своими руками, – это огромный гараж на две машины, семейный внедорожник и вездеход. Но это еще и моя техническая лаборатория.

Тест, ещё тест

Совсем скоро усовершенствованная машина уйдет в свое второе плавание. Первое Peregar совершил год назад по зеркалу озера Хомутинка восьмиметровой глубины. На воде его держат колеса, огромные, в рост человека. «От военного «Урагана», – хвалится хозяин. Нашел б/у в Иркутске, в Инете, по 5 тысяч рублей за штуку и очень был рад своей удаче. Одно такое колесико весит 200 килограммов, в одиночку не поднять. Чтобы адаптировать его к вездеходу, Алексей ободрал несколько слоев, потратил на это месяц. Теперь и резина мягкая, и вид у машины гармоничный.

Вопрос, который не дает мне покоя: как качать такие огромные колеса? Оказалось, все просто. Peregar делает это сам, прямо на ходу, стоит только закрыть рычагами выхлопную трубу и открыть подачу отработанных газов на подкачку. 15 – 20 секунд – и готово. Идея весьма удачная с учетом высокого давления в цилиндрах двигателя.

В целом за пять лет в Peregar вложено 500 тысяч рублей из семейного бюджета. Это с учетом того, что Алексей экономит на каждом винтике и большую часть комплектующих покупает за копейки в пунктах приема чермета. Не всегда, правда, это получается. На лобовое стекло, например, нужен по требованиям безопасности триплекс – чтобы не разлетелось осколками на ходу от случайного камушка. А это только на заказ, под заданную конфигурацию и размер, по соответствующей цене.

Конструкторов, увлекающихся таким техническим творчеством, в России в принципе мало. Гуру вездеходчиков страны – питерский инженер Алексей Гарагашьян, изначально собиравший свои машины из хлама как любитель, а теперь уже поставивший их выпуск на поток. Цена вездехода, не знающего преград, – около 5 миллионов рублей. Гарагашьян тайны из своих чертежей не делает, да и единомышленники с сайта lunohodov.net советом всегда помогут. Казалось бы, копируй на здоровье. Но зуд у тальменского Кулибина на придумки и изобретения.

Так, машины Гарагашьяна из поликарбоната, Гуськов же считает его не подходящим для тяжелой техники. Кто имел дело с теплицами из этого материала, тот знает, что даже град оставляет в нем дырки и вмятины. Своего «зверя» Алексей сделал в металле. Иной формы получился кузов, потребовав нового решения трансмиссии и компоновки.

Сейчас настал черед поменять узел поворота. Из-за несовершенства его конструкции, как оказалось, часто рвется цепь. Нагрузка на нее возрастает в четыре раза, потому что межосевой дифференциал от КамАЗа заставляет работать двигатель на повышенных оборотах. Можно, конечно, поставить заводской узел поворота от гусеничной техники, но у него сразу три недостатка – дорогой,  тяжелый, под 120 килограммов весом, да и не вписывается он в уникальную компоновку вездехода. Словом, придумал и собрал Гуськов авторский вариант агрегата.

Изменчивое апрельское небо, с утра налитое серым свинцом туч, к обеду разродилось дождем со снегом. Сразу потянуло в дрему, под теплый плед. Алексей же, напротив, оживился: «То, что нужно» – и, попрощавшись с нами наскоро, погнал свой Peregar в пелену непогоды. Начинался очередной тест.

Фоторепортаж