Заслуженный работник культуры РФ Татьяна Овсянникова: «Педагогика – это донорство»

16:00, 29 мая 2018г, Культура 2229


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Более 100 выпускников воспитала за годы работы в Алтайском государственном музыкальном колледже Татьяна Овсянникова. Недавно стало известно, что Татьяна Анатольевна указом президента удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ». Мы встретились с Татьяной Овсянниковой после занятий и побеседовали о преемственности алтайской фортепианной школы, секретах воспитания музыкантов и неожиданных хобби.

Родом из Барнаула

– Татьяна Анатольевна, вы работаете в колледже с 1982 года и сами его окончили.

– Когда в 1973-м я поступила на первый курс, колледж (тогда – училище) еще располагался на проспекте Калинина в двухэтажном историческом здании, там в войну был госпиталь. Я стала одной из первых учениц Маргариты Гавриловны Климановой. Потом пять лет в Новосибирской консерватории – и по распределению я попала сюда. Это было везением, тогда отправляли во вновь открываемые училища в Кызыле, Новокузнецке, Барабинске. А я родом из Барнаула и большой патриот своего города, люблю его историю и вообще не представляю себе другого места обитания.

– И, наверное, вышли из музыкальной семьи?

– Да, пусть не по профессии, но по сути: у меня очень музыкальный папа, из того поколения, когда в семьях еще пели. К тому же это было время, когда родители не возражали против выбора такой профессии. Сейчас, к сожалению, делят на престижные и непрестижные.

– Ну, в классической музыке свой престиж…

– Да, но бывает непросто объяснить родителям, что в нашей профессии помимо маленьких зарплат есть еще много плюсов. Прежде всего то, что человек всю жизнь занимается делом, к которому у него призвание, а это большая удача!

– Наша фортепианная школа считалась одной из лучших в Сибири.

– И до сих пор считается, мы говорим об этом с гордостью. Хоть наши финансовые возможности ограничены, мы стараемся выезжать на конкурсы, смотры, фестивали. В этом году были в Томске, в прошлом – в Новосибирске, Красноярске. В нашей профессии самое страшное – вариться в собственном соку. Обязательно надо слышать других. И когда выезжаем или к нам приезжают, мы убеждаемся, что находимся на хорошем уровне.

– Интернетом эту потребность не закрыть?

– Нет, но и без Интернета невозможно! Сейчас даже трудно представить, как мы без него обходились. Когда я начинала вести свой теоретический курс, мы пользовались магнитофонными катушками! Прошли через кассеты, компакт-диски, а сейчас приходим на уроки с жесткими дисками и наши музыкальные архивы измеряются терабайтами.

Русская школа

– Речь не просто о прослушивании чужих записей, но об умении сравнить, и важно дать ребенку инструменты анализа. Самым старым записям, которыми мы можем пользоваться, уже больше 100 лет! Без этой ретроспективы нельзя. Мы с коллегой по колледжу Михаилом Вайнштейном из нашего хобби – искать и слушать новые записи – разработали новый предмет, называется «Фортепианные школы XX – XXI веков». Приучаем детей следить за всеми новинками, какие только появляются, ориентироваться в культурном пространстве. В общем, даем им не рыбу, а удочки.

– А в исполнительстве существует мода?

– Есть старые записи, которые нашим студентам слушать странно. Но и на таких примерах можно показать то вечное, что было и 50, и 100 лет назад: искренность, правдивость, исповедальность, которыми славится русская школа. Мы воспринимаем исполнение как духовный акт, а не просто профессиональное владение инструментом. Это характерно для всей русской культуры.

– Педагогика требует особых качеств. Как бы вы это определили?

– Словом «донорство», потому что это всегда желание отдать, поделиться. И не только знаниями, но и энергетикой, жизненным опытом. Для меня это близкие понятия. Педагогика предполагает щедрость. Но тут, как всегда, чем больше отдаешь, тем больше получаешь: успехи учеников ни с чем нельзя сравнить.

– А какими были самые первые успехи?

– Так получилось, что мои первые состоявшиеся выпускники живут не в России. Тамара Есауленко сейчас в Париже – концертмейстер и педагог нескольких учебных заведений. А Татьяна Лукьянова получила еще профессию органистки и исполнительницы на карильоне, живет в Соединенных Штатах и занимается музыкой. Конечно, не все ученики остались в профессии, но большинство.

Знаете, иной раз интересна даже не музыка, которую ты проходишь, какой бы великой она ни была, а тот ребенок, который перед тобой. Я тесно работаю с музыкальной школой № 5 – встречаюсь с подшефными детьми раз в неделю на занятиях, мы с их педагогами вместе подбираем программу. Это дает хорошие результаты, и большая часть моих студентов как раз из этой школы. Еще много лет сотрудничаем со школами Каменского и Павловского районов, у меня выучились уже несколько человек оттуда, через два года жду еще одного ребенка. Это живые контакты, за каждым – имена.

– Не могу не спросить о втором вашем хобби – садоводстве. А как же руки музыканта?

– А пианисты – люди трудолюбивые, мы привыкли (смеется). Вот я сказала вам, что педагогика – это донорство. А еще для меня садоводство и педагогика очень схожие вещи: смотришь, как из маленького зернышка вырастает нечто  привлекающее внимание.

Справка
Татьяна Овсянникова подготовила более 100 выпускников, работающих по специальности в учреждениях культуры, искусства и дополнительного образования Барнаула, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Среди ее учащихся, студентов и выпускников – лауреаты и дипломанты исполнительских конкурсов разного уровня Алла Цымбалюк, Алеся Клочко, Екатерина Кочукова, Анна и Ангелина Супряткины и многие другие.

Фоторепортаж