Зачем нужны домашние задания в школе и как родителям помочь детям?

17:51, 10 апреля 2018г, Образование 2836


1
1

Не секрет, что школьникам делать домашнее задание не хочется. Шесть-семь уроков, дополнительные занятия, кружки и секции, а после этого еще три часа корпеть над учебниками. Кто-то может собраться с мыслями, а кому-то необходима передышка. Что же делать в таком случае родителям?

Во-первых, стоит понять, почему ребенок не хочет делать домашнее задание по тому или иному предмету. Он чувствует, что дисциплина «не его», или что-то не усвоил в программе, из-за чего не предвидится успех в обучении. Нужен диалог! В классе, где я являюсь руководителем, проблем с получением знаний не было. Но вдруг один из учеников стал «хватать тройки». Наедине с учителем он мог рассказать материал по обществознанию и истории, биологии и географии, показать свою готовность к ответу, но школьник стеснялся своих одноклассников, боялся насмешек. Оказалось, что он пропустил из-за болезни несколько уроков по одному из перечисленных предметов, впоследствии, ответив на вопрос учителя, был высмеян. Ввиду переходного возраста и личностных качеств, для мальчика это был удар.

Отсюда и второй пункт: создавайте условия успеха. Есть ли такой человек, кому бы неприятно было слышать похвалу. Пожалуй, нет. А ребенку это нужно вдвойне. Какой красивый у тебя почерк! Ты так хорошо рассказываешь стихотворения! Какие у тебя красивые рисунки в школьном альбоме! Я думаю, что ты очень хорошо усвоил эту тему, давай попробуем углубить твои знания! Безусловно, родитель лучше всех знает свое чадо, поэтому подберет нужные слова, как никто иной. Особенно такие фразы приятно получать от авторитетного взрослого.

В-третьих, приучайте ребенка к самостоятельности с детства. Зачастую мамы и папы делают с ребенком домашнее задание, а бывает и за него. Вследствие чего ученик принимает поддержку и не стремится получать знания сам. В моей педагогической практике есть такой случай, когда мама помогала сыну выполнять упражнения по русскому языку. Но в восьмом классе она поняла, что, несмотря на ее «хорошо» по предмету, не может качественно объяснить сыну тему. Мальчик привык вести себя на уроках явно не по уставу школы: мама же объяснит! В итоге выделить подлежащее и сказуемое (темы начальной школы) ему было не под силу. Но не помогать с подготовкой – не значит не контролировать. Открывайте дневник, просматривайте тетради, задайте вопрос по заданному устно – поинтересуйтесь, что для ребенка стало открытием, а что он знал. И опять-таки не забудьте похвалить.

Есть риск столкнуться еще с одной проблемой. Родители зачастую работают с утра и до вечера, поэтому сил хватает максимум только на проверку тетрадей, а минимум на вопрос, сделал ли ребенок уроки. Но после звонка педагога о невыполненном домашнем задании начинается скандал. Тогда в бой идет книга готовых домашних заданий, ведь школяру не хочется быть наказанным. От домашней подготовки таким образом проку мало, при первой же самостоятельной работе выяснится «подстава». Здесь и кроется четвертый пункт: объясните ребенку, что полученные знания нужны только ему и будущее зависит от него. Марьванна сдала экзамены, и она не цербер, требующий каждый раз тетрадь с готовой «домашкой», папа с мамой также обеспечены документом государственного образца, а прабабушка и прадедушка мечтали быть на его месте, но время было трудное. И здесь снова потребуются похвала и диалог. Один из моих учеников, если не подготовится, сразу в этом признается, но начинает он свой монолог так: «Пожалуйста, не звоните маме, а то она меня убьет».

Есть еще интересный метод в системе наказаний, о котором мне довелось слышать. Позвонила я одной из родительниц, чтобы попросить проконтролировать качество подготовки домашнего задания по литературе, на что она мне ответила: «Я у него уже телефон изъяла, за компьютером разрешаю сидеть только 15 минут, притом я рядом нахожусь». Мне интересно, как это может повлиять на мотивацию в обучении? Вот срок наказания закончился, а дальше все заново. А если ребенок понимает, что для хорошего аттестата ему требуется поднапрячься, то и результат будет другим.

И, наконец, в-пятых, кто не слышал фразу: «Делу время, а потехе – час». Ребенку нужен режим дня, где есть чередование труда и отдыха. А то получается так, что ребенок бездельничает до ночи, а потом начинает учить судорожно стихотворение или писать сочинение. Есть и такой случай из жизни: моя ученица после школы без обеда начинала выполнять заданное на дом. Приводило это, как правило, к тому, что начинал болеть живот, и неимоверная усталость к концу недели сбивала с ног. В итоге: гастрит и мотивация к образовательному процессу на нуле.

Похвала, диалог, самостоятельность и режим – вот ключи, на мой взгляд, к успешному освоению школьного курса. Причем научиться пользоваться ими лучше как можно раньше. И все-таки, уважаемые родители, помните, что когда-то и вы были детьми и не забывайте об этом никогда!

Любовь Зырянова

 
Фоторепортаж