Юбилейная выставка скульптора Людмилы Рублевой открылась в Барнауле

17:05, 26 октября 2017г, Культура 1641


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Юбилейная персональная выставка скульптора Людмилы Рублевой открылась в краевом Художественном музее. В экспозицию вошли не только работы, признанные классикой алтайского и сибирского искусства, но и новые произведения.

Уже несколько десятилетий Людмила Викторовна является одним из ведущих скульпторов и единственной женщиной в краевом Союзе художников, работающей в этом виде искусства, что было многократно отмечено на открытии выставки «Движенье рук рождает красоту».

Объём всех смыслов

При этом от любых разговоров о собственной хрупкости и якобы не женском, физически трудоемком деле она всегда отмахивалась. Несколько лет назад в интервью художница рассказала, что такое отношение, скорее всего, воспитано еще во Львовском училище прикладного и декоративного искусства: «Тогда впервые на скульптуру набрали пять девушек. Директор нам сразу сказал: «Не пищать! Первая жалоба – и можете считать, что вы не студенты». А мы ведь уже с первого курса работали в материале, в камне. И, когда учились, сами ковали себе инструменты».

«Не так часто мы имеем возможность видеть на выставке скульптуру», – заметила на вернисаже директор Художественного музея Инна Галкина. Живописцев и графиков на Алтае, во-первых, попросту гораздо больше, а, во-вторых, нынешние выставочные площади музея не дают необходимого скульптуре простора. И все же сотрудники ГХМАК постарались выстроить экспозицию таким образом, чтобы дать зрителю возможность оценить каждую из них (кстати, вошли в экспозицию и рисунки 60-70-х годов, и живописные эксперименты).

Неоднократно вспоминали на торжественном открытии Веру Мухину, наверное, это было неизбежно: тоже женщина-скульптор. Но если имя великой советской художницы ассоциируется с колоссальным масштабом, свойственным монументальной пропаганде сталинского времени, то творчество Людмилы Рублевой в противоположность этому трогает как раз той особой личной проникновенной интонацией, без которой немыслима тема материнства и детства – одна из главных для алтайской художницы.

– Все, что здесь есть, уже классика не только алтайского, но и в целом сибирского искусства, – уверен искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств Михаил Шишин, которого с художницей связывает давняя дружба. – Говоришь «алтайская скульптура» – и сразу на память приходит «Данилка». А за моей спиной – потрясающий портрет Гуркина. Это уже такие вехи в искусстве, они состоялись и существуют.

Труд скульптора действительно очень тяжелый, но дело даже не в том, что нужно работать с металлом, камнем, деревом, а в том, что необходимо найти один и только один жест, одно движение, и в нем нельзя ошибиться. Вот у Гуркина не может быть ничего другого: только закрытые глаза и скрещенные руки, и мы понимаем, что на наших глазах разворачивается трагедия. Скульптура объемна еще и в плане своих смыслов, и соединить их в одном произведении – величайший труд.

Тема её семьи

Самая ранняя работа в экспозиции выполнена в 1964 году вскоре после приезда Людмилы Рублевой на Алтай, самые поздние – в последние годы. Куратор выставки Евгения Школина рассказала, как Людмила Викторовна сетовала, что не успела к выставке завершить две новые работы в камне – своем любимом материале.

– Здесь говорили о монументальном искусстве, и мы выставили фотографии знаменитого мемориального комплекса Людмилы Рублевой, который посвящен воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, он находится в райцентре Мамонтово, – говорит искусствовед. – Кроме того, это рельефы: в здании филармонии – мемориальная доска Московскому камерному театру Таирова, который был эвакуирован на Алтай, а этот украшает Дворец бракосочетаний.

Евгения Школина рассказала гостям вернисажа о ранних годах жизни скульптора (она родилась в Грозном в 1937 году, и волна репрессий затронула ее семью). А кроме того, раскрыла секрет: в юности будущая художница мечтала стать… пианисткой. Даже поехала во Львов поступать в консерваторию, где уже училась ее старшая сестра, но почти случайно увидела, как студенты художественного училища расписывали потолок и стены здания, и резко изменила планы. Впрочем, лепку художница, по собственным воспоминаниям, обожала с самого детства.

Упомянула куратор выставки и о том, что детская тема для художницы – это буквально тема ее семьи:

– «Грустная девочка» – это ее внучка, которая помогала бабушке готовиться к выставке. А здесь – портрет дочери Надежды. А вон тот романтичный 18-летний юноша в бурке – это ее папа, фотографию которого Людмила Викторовна увидела в Грозном в краеведческом музее. Так она и узнала, что он поднимал комсомол в Чечено-Ингушской АССР, за что, вероятно, семья пострадала в годы репрессий. Но в памяти Людмилы Викторовны он остался таким окрыленным идеалистом…

На вернисаже художницу поздравляли представители краевых и городских властей, бывшие и нынешние ученики (она много лет преподавала в Новоалтайском художественном училище), давние друзья, коллеги и просто любители искусства.

– Я счастлива, что приехала на Алтай, потому что здесь совершенно другие люди – с открытой, доброй душой, – сказала скульптор. – И счастлива, что со мной сегодня моя семья и что я вижу столько близких мне по духу людей! И пусть сказанное сегодня верно где-то на четверть, ну а остальное – к юбилею!

Фоторепортаж