Яков Хорошев: «Беловоротничковая преступность, безусловно, опасна…»

15:42, 19 июня 2017г, Политика 2931


1
1

«Не подмажешь – не поедешь» и еще масса подобных народных высказываний, которые мудрыми не назовешь, к сожалению, бытует среди части населения. Трудно бороться с коррупцией, когда у людей такой менталитет. Тем не менее дело это необходимое, ведь медленно, но верно факты коррупции отдельных представителей власти дискредитирует авторитет государства в целом. О том, как сегодня идет борьба с коррупцией, мы беседуем с прокурором Алтайского края Яковом Хорошевым.

– Яков Евгеньевич, в чем, на ваш взгляд, вред коррупции и как идет борьба с этим злом?

– Это явление нельзя упрощать, как иногда, возможно, хочется обывателю. Привычка решать проблемы разного характера – от самых мелких до довольно серьезных – с помощью подкупа доводит до профанации очень важных для общества и государства процессов. Можно сказать, делает общество больным. Если говорить шире, коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости. Она посягает на принципы государственного управления, моральные устои общества, затрудняет экономическое развитие, надлежащее и справедливое функционирование рыночной экономики. Может быть, это звучит громко, но такие выводы вполне соответствуют масштабам проблемы.

Не зря борьбе с этим злом уделяется внимание на международном уровне. К Конвенции ООН против коррупции – документ был подписан в декабре 2003 года – уже присоединились 172 государства. Россия ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года.

И сделано с тех пор действительно очень многое, причем не только в сфере наказания, но и в области возможностей предупредить и избежать последствий коррупции.

– Насколько известно, «беловоротничковая преступность» совершенствуется. Не отстает ли от этого процесса законодательство, меры борьбы с различными проявлениями «мздоимства» и «лихоимства»?

– Идет последовательная модернизация федерального и регионального законодательства. Принят Федеральный закон "О противодействии коррупции". Антикоррупционные механизмы постоянно совершенствуются.

Как и во всех субъектах в прокуратуре Алтайского края было создано принципиально новое подразделение – отдел по надзору за соблюдением законов в сфере противодействия коррупции. Его сотрудники назначаются приказом Генерального прокурора РФ после тщательного анализа профессиональных и личностных качеств. Они напрямую подчиняются только мне. Это в свою очередь исключает возможность какого бы то не было давления извне, позволяет более оперативно решать поставленные задачи.

Кроме того, создан комитет Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции с широким кругом полномочий. Президент страны утвердил уже пятый Национальный план противодействия коррупции. Анализ показывает, что в сравнении с первыми этапами работы, ситуация заметно меняется в лучшую сторону. Более чем в половине субъектов РФ органами исполнительной власти созданы и реализовываются соответствующие программы по вопросам противодействия коррупции.

В течение последних нескольких лет в уголовное законодательство введен ряд новшеств. Установлена уголовная ответственность за коррупционные преступления в виде штрафа, равному кратности сумме взятки. Появились понятия «посредничество во взяточничестве» и «мелкое взяточничество». Оговорены условия освобождения от уголовного наказания так называемых взяткодателей. Приняты нормы, отягощающие уголовное наказание людей, его не исполняющих. Штраф, например, может быть заменен на реальное лишение свободы. И этот перечень далеко не исчерпывающий.

– Много говорится об уголовных коррупционных делах в отношении нечистых на руку чиновников, которые получают по приговорам судов довольно жесткие наказания. А как удается бороться с коррупционными проявлениями, которые случаются в интересах предприятия или организации?

– Одной из претензий к России со стороны международного сообщества было отсутствие ответственности за коррупционные проявления юридического лица. Эта часть понятия коррупции раскрывается у нас через административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП (Незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

Еще в середине прошлого века в СССР административная ответственность в виде штрафа применялась к учреждениям, предприятиям и организациям. Теперь институт привлечения к административной ответственности юридического лица не только полностью признан, но и получил мощное развитие. Так, за совершение весомого числа административных правонарушений предусмотрена ответственность юридического лица, в том числе в виде штрафа, сумма которого начинается от 1 миллиона рублей.

В прокуратуре края вопрос привлечения юридических лиц к административной ответственности находится на постоянном контроле. С 2014 по 2017 годы в крае к административной ответственности по данной статье привлечено 33 организации. В большинстве своем административные производства возбуждены по материалам уголовных дел.

Например, в 2014 году в отношении ООО «Энерго-эксперт» было возбуждено дело об административном правонарушении. Исполнительный директор общества предлагал денежное вознаграждение человеку, выполняющему организационно-распорядительные полномочия в коммерческой организации. Плату предлагал за действия в интересах своего предприятия.

По факту «заманчивого» предложения было возбуждено административное производство. Юридическое лицо оштрафовано на 1 миллион рублей.

Рассматривая субъектный состав лиц, передающих от имени и в интересах организаций и предприятий денежное вознаграждение, необходимо отметить, что это, как правило, руководители и их заместители, в редких случаях кто-то другой. Это были с 2014 года по 2017 год – 27 директоров обществ, 4 заместителя директора, 1 учредитель, 3 главных инженера.

Денежное вознаграждение предлагалось за подписание актов о приемке выполненных работ, справок об их стоимости, а также осуществление расчетов, обеспечение оплаты, подписание мирового соглашения в суде, оказание содействия в согласовании договоров энергоснабжения, непривлечение к административной ответственности, обеспечение скорейшего возврата имущества – задержанных автомобилей; ненаправления информации о недостоверном декларировании грузов,  непроведение проверок.

– Имеет ли назначение таких штрафов какой-то профилактический эффект? Ведь, как говорится, чужой пример – другим наука…

– На сайте прокуратуры Алтайского края и Алтайской торгово-промышленной палаты с 2014 года размещается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности.

О наличии подобного реестра представители бизнеса уведомлены 28 мая 2014 на заседании Общественного совета по защите субъектов малого и среднего бизнеса. Для субъектов предпринимательства подготовлена памятка по вопросам противодействия коррупции, которая размещена на сайтах прокуратуры края и Алтайской торгово-промышленной палаты. Ведение подобного рода реестра имеет цель, предупредить заключение контрактов с представителями «нечестного» бизнеса, решающего возникающие проблемы посредством денежного вознаграждения. Реестр содержит сведения о наименованиях юридических лиц, дате привлечения к административной ответственности, размере наложенного штрафа.

Если сравнить ситуацию по данному виду ответственности юридического лица с другим субъектом РФ, то могу отметить, что в Алтайском крае данный институт права работает довольно успешно.

Благодаря данной работе, а также освещению ее в средствах массовой информации повышается правовая грамотность в части антикоррупционного поведения как простых граждан, так и чиновников. Это позволяет предупредить то, с чем сегодня работают следственные и оперативные органы. Что само по себе уже значимый результат.

Фоторепортаж
Блоги