Почетный гражданин Валерий Регер: я всегда был верен Алтайскому краю

12:47, 30 сентября 2022г, Общество 1056


Почетный гражданин Валерий Регер: я всегда был верен Алтайскому краю Фото №1
Почетный гражданин Валерий Регер: я всегда был верен Алтайскому краю Фото №2
Почетный гражданин Валерий Регер: я всегда был верен Алтайскому краю Миниатюра №3
Почетный гражданин Валерий Регер: я всегда был верен Алтайскому краю Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

Незадолго до юбилейной для нашего региона даты звание почетного гражданина Алтайского края получил Валерий Регер (на снимке), много лет возглавлявший Алтайское отделение железной дороги. Возможно, такое совпадение и не случайно, ведь Валерий Андреевич не волей каких-то обстоятельств или случайностей оказался здесь, а выбрал Алтай осознанно,  посвятив ему свою жизнь.

Выбор выпускника

О том, что принято решение о присвоении ему звания почетного гражданина Алтайского края, Валерий Регер узнал от депутата Госдумы Ивана Лоора, который позвонил лично и поздравил.

– Наград у меня много, – говорит Регер. – Разного уровня: и государственного, и ведомственного, и краевого. Но это звание мне особенно дорого, ведь я всегда был верен Алтайскому краю. Несмотря на приглашение на высокие должности в Москву, остался здесь, хотя меня многие не понимали.

Родился Валерий Регер в деревне Мирное Поле Омской области. С детства мечтал быть инженером. А окончив с отличием Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, решил поехать в Алтайский край.

– Я имел свободное распределение и, приехав в Новосибирск, в отделе кадров железной дороги твердо заявил, что хочу работать на Алтае, – вспоминает он. – Прочел в юности книгу о Горном Алтае и мечтал туда попасть. Меня убеждали поступить по-другому. Говорили, мол, как бы вы не пожалели, молодой человек, потом. Ведь привыкли к Омску, городу-миллионнику, Барнаул-то не такой. Но я настоял на своем.

Первое впечатление оказалось далеко не лучшим: в районе железнодорожного вокзала, куда Валерий Регер приехал, бросились в глаза пыльные старые тополя, да еще там по-хозяйски расположился цыганский табор. Немного изумившись увиденному, молодой специалист все же своего решения менять не стал, ведь легкого пути он не искал.

Попросился на один из самых сложных участков, на станцию Алтайская. В Советском Союзе она была одной из крупнейших по объему перевозок. И именно там из вновь прибывших специалистов выковывали профессионалов. Валерий Регер немного поработал руководителем смены и через несколько месяцев стал инженером технического отдела. Трудился без устали и очень скоро был назначен на должность главного инженера, а затем и заместителем начальника Вагонного депо станции Алтайская.

Из отстающих – в лучшие

Но настоящую закалку, уже как руководитель, Регер получил, когда возглавил грузопассажирское депо в Бийске. Поручение руководить предприятием с 1700 сотрудниками не испугало, хотя, кроме всего прочего, числилось оно еще и проблемным. Каждый год, максимум два, там меняли начальников, потому что не выполнялся план,  качество работы оставляло желать лучшего.

– Мне было сложно поначалу, – вспоминает он. – Спал я практически два-три часа в сутки. Но затем, сформировав постепенно команду единомышленников, удалось вывести предприятие на приличный уровень. Ежегодно начали выполнять госпланы перевозок, подняли поэтапно качество, культуру обслуживания пассажиров. На третий год мы уже стали получать поощрения, в том числе от Министерства путей сообщения и Центрального комитета Профсоюза. К исходу четвертого года даже знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР нам вручили.

Проводились в те времена субботники. И люди с энтузиазмом работали. Делалось столько, что за неделю коллектив в рабочем режиме не мог осилить. В итоге предприятие многого добилось с точки зрения развития инфраструктуры, создания хороших условий для работников. Построили столовую, здравпункт, несколько новых цехов. Все это давало надежду людям на то, что здесь можно работать и дальше, получать достойную заработную плату, премии.

За высокие достижения коллектива предприятия Валерий Регер был награжден орденом Дружбы народов СССР. Это была первая значимая награда.

Визитка и гордость региона

Оценив способность Валерия Регера справляться со сложными задачами, руководство направило его на новый участок – в Барнаул. И вновь лишь два-три часа сна. О выходных также пришлось напрочь забыть…

– Самое тяжелое – это то, что инфраструктура подготовки пассажирских поездов в рейс была крайне недостаточной, чтобы обеспечить высокое качество, – рассказывает Валерий Андреевич. – Поэтому приняли решение о расширении технической базы подготовки пассажирских поездов и строительстве технической станции, отдельного крупного цеха прачечной. Возведенный тогда комплекс и сейчас работает.

В те времена наш фирменный поезд «Алтай» стал одним из лучших в СССР по качеству обслуживания. Это отмечалось всеми руководителями в крае. Поезд был визиткой и гордостью региона. Было 1200 пассажирских вагонов, в том числе и вагоны-рестораны. Лучшими были признаны алтайские бригады.

О заботах

Вполне закономерно, что Валерий Регер стал в дальнейшем начальником Алтайского отделения железной дороги. Оно представляло из себя тогда вот что: 27 400 сотрудников, свыше 15 тысяч ветеранов.

– Мы их всегда считаем, так как заботимся о них, и сегодня тоже, – говорит он. – Далеко не все представляют, что такое железная дорога. Это многоотраслевая мощнейшая структура, и нет ничего в крае, как тогда, так и сейчас, что имело бы такие возможности и стоимость активов. Никакая структура, никакое предприятие, даже самое крупное, не приближаются к нашим показателям… Стальные магистрали Алтайской железной дороги – это кровеносные сосуды Алтайского края… Жители спят, а уголь на ТЭЦ в Барнауле ежесуточно, ночами как правило, электровозами завозится составами, как и в Бийске, и в других городах.

Когда Валерий Регер возглавил Алтайское отделение железной дороги, время было чрезвычайно тяжелое – лихие девяностые. Была нарушена вся финансово-экономическая система государства. Не выплачивались зарплаты, а заводы многотысячными коллективами работали. И не могли рассчитываться с железной дорогой. Но и здесь нашли выход.

– Я принял решение, что нужно поддержать эти предприятия, потому что они являются источником для нас, для работы, для поступлений ресурсов материальных и денежных, – вспоминает Валерий Андреевич. – Поэтому с руководителями заводов – Юрием Бобковым (шинный завод), Анатолием Ананьиным (олеумный завод), Артуром Дерфлером (Алтайский тракторный завод) и другими мы заключали договорные отношения по взаимозачетам. Это позволило тогда выжить и предприятиям, и отделению железной дороги, нашему многотысячному коллективу. Мы находили общий язык с Александром Суриковым, руководившим тогда регионом. Он многое сделал, чтобы край не завалился.

На железной дороге, невзирая ни на что,  развивали техническую базу, локомотивное хозяйство, пассажирский транспорт, в целом инфраструктуру.

– А особенно я горжусь тем, что мы строили по нескольку много-
этажных домов в Барнауле, Рубцовске, Бийске,  – говорит Валерий Андреевич, – на промежуточных станциях. Впервые внедрили ипотеку под два процента годовых… Железнодорожники гордятся высоким качеством лечения в клинических больницах Барнаула,  Рубцовска, Бийска, Новоалтайска, Заринска, Камня-на-Оби, Кулунды. Детским оздоровительным лагерем, лыжной базой, санаторием-профилакторием и, конечно же, базой отдыха в Горном Алтае!

«Всё делает коллектив»

Рассказывая о достижениях, называя цифры, причем навскидку, Валерий Регер несколько раз отметил, что ничего бы не удалось сделать без команды, которая была сформирована. Руководствовался в жизни на любых должностях, где работал, таким принципом: сделать что-то хорошее каждый месяц, каждый год для своего коллектива. И этого же придерживались единомышленники – Владимир Рейнгард, Виктор Голомолзин, Александр Оленберг, Александр Колесников, Александр Семыкин, Владимир Устинов и другие.

Валерий Регер занимался также общественной и политической деятельностью, а сейчас возглавляет благотворительный фонд. И эта работа его радует, так как и на этом месте удается делать что-то доброе для коллег. Железнодорожники, в том числе ветераны, получают от фонда существенную помощь.

– Мы внесли лепту в экономическое и социальное развитие края, – в завершение разговора сказал Валерий Андреевич. – И сегодня в лучшую сторону изменилась жизнь региона с точки зрения благоустройства городов. Барнаул стал намного красивее, лучше. Мои друзья, приезжая на Алтай, говорят, что он им нравится.

Фоторепортаж