«Всю свою жизнь…». История Ивана Эртеля из Алтайского края

10:00, 01 июля 2018г, Общество 2411


1
1

Малая родина Ивана Ивановича Эртеля, в будущем руководителя алтайской «Сельхозтехники», – село Липпертсталь в Саратовской области. Там в семье крестьянина появился он на свет в июне (26 числа) бурного для России 1918 года. Неспокойной была и его собственная жизнь, немало в ней случалось и взлетов, и падений. И вновь взлетов…

Историк-лётчик

После окончания школы-семилетки Иван Эртель в 1939 году окончил Энгельсский учительский институт по специальности «история и география». Работал в городе Энгельсе Саратовской области редактором в молодёжной комсомольской газете. Очень скоро, как и для многих в ту пору молодых советских людей, призванием его стала авиация. Сначала Иван прыгал с парашютом в Осоавиахиме (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. – Ред.), а потом и вовсе, подобно майн-ридовским мальчишкам, убежал из дома поступать в Харьковское авиационное училище. Написал родителям: «Не ищите меня. При первой возможности я о себе сообщу» – и поехал в новую жизнь.

В Харьковском училище его, как человека, имеющего высшее образование, – по тем временам дело нечастое, – определили в особую группу. Ивану Эртелю пришлось не только изучать летное и военное дело, но и обучать своих товарищей-курсантов азам истории и географии. Училище Эртель окончил перед самым началом войны, в 1941 году. И окончил на «отлично», получив звание лейтенанта, притом что большинство выпускников вышли за его стены младшими лейтенантами.

С первых дней Великой Отечественной Иван Эртель на фронте. Он заместитель командира авиационной эскадрильи по политической части,  старший инструктор политотдела 27-й армии. Декабрь 1941 года. К тому времени в РККА прошло уже несколько «немецких чисток». Не жалевших себя в боях за Отечество бойцов и командиров немецкой национальности отправляли в тыл, на лесоповал и шахты. Командир эскадрильи дважды прикрывал своего заместителя, но игнорировать третий запрос об Эртеле уже не смог.

Ивана отправили в Москву, предполагая, очевидно, использовать на диверсионной работе, но настоящего немецкого он не знал. А без языка что за разведчик? Предложили на выбор: или шахта, или сельское хозяйство. Деревенский парень, с малых лет ходивший за косилкой, работавший на веялке, выбрал второе.

Алтай

На новом месте жизнь Ивана Эртеля началась с болезненного обмана. В Барнауле в феврале 1942-го в доме для заезжих какой-то капитан взял у него хромовые сапоги с обещанием поменять их на валенки. Морозы стояли суровые. Так и не увидел недавний летчик ни сапог своих, ни обещанных валенок. До места работы – Павлозаводской машинно-тракторной станции часть пути, километров двадцать, бежал за машиной, поскольку в кузове на морозном ветру замерз бы насмерть за десять минут. Но и после этого злом к людям не проникся, а сибиряков полюбил.

– Мне всегда везло на хороших людей, – говорил он до самого последнего своего часа.

Директор МТС Ложников протянул ему книжку – Руководство по эксплуатации трактора:

– Вот тебе двое суток, выучишь – будешь трактористом.

И стал бывший летчик трактористом в селе Рогозиха.

Поселили его в доме жителей села Кузнецовых, с которыми впоследствии, уже уехав из Рогозихи,  занимая достаточно высокий пост,  Иван Иванович поддерживал постоянные отношения – приезжал, помогал, гостинцы привозил.

В Павловске Эртеля исключили из партии, но жизнь тем не менее продолжалась. Иван Иванович окончил по ускоренной программе Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика.

В Павлозаводской МТС он уверенно продвигался по служебной лестнице – участковый механик, старший механик, а затем и главный инженер. Во время целинной эпопеи Ивана Эртеля дважды представляли к ордену Ленина и дважды вычеркивали из списков. Он не отчаивался, ведь судьба не только горести приносила, она и радостями одаривала немалыми. Он долго искал родных, связь с которыми была утрачена во время войны. Сначала нашел отца и сестру, живших в Казахстане: они приехали к нему первыми. Затем отыскался младший брат, который работал на карагандинской шахте. Эртеля восстановили в партии, предлагали вернуться в армию, но он отказался наотрез. Самая большая его любовь – авиация – была отнята однажды и навсегда. Зато внуку от той любви доставались все самолеты – игрушки и модели, какие только можно было увидеть в магазинах Барнаула и Москвы.

«Сельхозтехника»

В 1961 году было создано краевое объединение «Сельхозтехника», а уже в мае 1962-го Эртель становится председателем этого объединения. На «Сельхозтехнику» возлагалась ответственность за удовлетворение потребностей колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций в материально-технических средствах, за организацию инженерно-технического и производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, выполнение для них работ по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, монтажу и наладке оборудования.

Выполнение этих задач стало возможным в результате создания в крае широкой сети специализированных предприятий и организаций системы «Сельхозтехника», превращения их в крупную инженерную службу.

Капитальные вложения в основном направлялись на создание крупных специализированных предприятий, станций технического обслуживания, торговых баз общего назначения и складов для хранения минеральных удобрений и других производственных объектов. Большое внимание уделялось созданию нормальных жилищных и культурно-бытовых условий для работников системы. Настоящим прорабом всех этих важнейших дел был Иван Иванович Эртель.

За 20 с лишним лет в системе краевого объединения «Сельхозтехника» было организовано или создано вновь 56 районных объединений. Построено два ремонтных завода – Майминский и Овчинниковский. Два ремонтных завода – Леньковский и Павловский – были организованы после коренной реконструкции имевшейся производственной базы и строительства новых цехов.

В ряде объединений и на некоторых заводах были возведены целые улицы и даже небольшие микрорайоны «Сельхозтехники» со своими детскими садами, магазинами, столовыми, клубами и другими объектами.

В целом во время руководства И.И. Эртелем системой краевого объединения «Сельхозтехника» в ней было 9 ремонтных заводов, 
30 специализированных мастерских, 18 мастерских общего назначения, 20 станций технического обслуживания тракторов, 16 станций технического обслуживания автомобилей.

Иван Иванович был настоящим энтузиастом внедрения индустриальных методов ремонта, специализации и концентрации этих важных для сельского хозяйства края работ. Под его руководством была решена очень важная для сельского хозяйства нашего региона задача – создана и отлажена работа службы специализированного технического обслуживания животноводческих ферм.

На своём месте

Иван Эртель всегда ходил на работу пешком, хотя жил на порядочном расстоянии от службы, обедал в общей столовой. Секретарю в приемной было дано особое поручение: не запускать в кабинет руководителя никого с объемными папками или портфелями. О спецобслуживании слышать не хотел:

– Чтобы ко мне во двор приезжал фургончик с колбасой? Никогда!

Не раз Эртеля пытались вызвать на откровения о трагедии немецкого народа, но он всегда переводил разговор на другую тему. А своим коллегам немецкой национальности он говорил: «Мы должны работать лучше всех, чтобы не вызвать упреков в свой адрес».

Так он сам и работал. Иван Иванович Эртель был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», девятью медалями.

И тем не менее краевое партийное руководство не всегда давало должную оценку этому талантливому руководителю. Был даже случай, когда в московской приемной председателя Всесоюзного объединения «Сельхозтехника» дожидался приглашения к руководителю новый предполагаемый назначенец на место Эртеля, рекомендованный начальством из края. Когда председателю доложили о визитере, он сказал:

– Мне не о чем с ним говорить. У нас к алтайской «Сельхозтехнике» нет никаких претензий. Руководитель там на своем месте.

– Когда в 1972 году при устройстве на работу я впервые его увидел, – вспоминает Давид Мецлер, трудившийся в разных должностях в краевой «Сельхозтехнике», – то первое впечатление было, что это спокойный, рассудительный, неторопливый в мыслях и поступках, вообще располагающий к себе человек. И впечатление это позже подтверждалось многократно. Делу своему он был предан бесконечно. 28 ноября 1984 года мы вместе с ним и еще одним моим коллегой обсуждали в санатории, где находился тогда Эртель, один вопрос и Иван Иванович просто подпрыгивал, как мальчишка, сидя на кровати, говорил: «Видите, мы можем!» На другой день его не стало…

На фасаде здания, расположенного на пересечении проспекта Комсомольского и улицы Пушкина в Барнауле, установлена мемориальная доска с портретом и надписью: «В этом здании в 1974 – 1985 гг. находилось Алтайское краевое объединение «Сельхозтехника», которое 22 года (1962 – 1984) возглавлял Иван Иванович Эртель, посвятивший делу механизации сельского хозяйства края всю свою жизнь».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж