3D-моделированием и робототехникой занимаются алтайские школьники в КЦИТР

18:00, 29 декабря 2015г, Образование 2154


1
1

Краевой центр информационно-технической работы (КЦИТР) читателям «Алтайской правды» известен в основном в связи с конкурсом для одаренных школьников «Будущее Алтая», организатором которого центр является уже 20 лет. Однако он опекает не только юных исследователей, приоритетом для него по-прежнему является техническое творчество детей.

Сетевое взаимодействие

Недавно достижения КЦИТР по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций были отмечены дипломом лауреата на Всероссийском конкурсе «Новаторство в образовании-2015». Номинация – «Самый успешный проект в области разработки и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования».

– Наша главная задача – связать школы и учреждения технического творчества с ведущими специалистами высшей школы и бизнес-структурами, – объясняет заместитель директора центра Тамара Кузюра. – И пока нам удается реализовывать таким образом уникальные в масштабах страны проекты. Ведь сегодня предприятия набирают перспективных инженеров со студенческой скамьи, а вузы заинтересованы в том, чтобы к ним приходили талантливые ребята.

Уже третий год центр развивает 3D-моделирование и цифровое прототипирование, на постоянной основе сотрудничая с преподавателями вузов. В этом смысле особые отношения у КЦИТР сложились с аграрным университетом, сотрудники которого на базе центра проводят занятия по 3D-моделированию не только для барнаульских школьников, но и для педагогов и детей всего края. В дни осенних и весенних каникул сотни участников из районов приезжают на неделю в Барнаул, чтобы в рамках модульной школы изучить возможности 3D-моделирования и печати как на начальном, так и на более продвинутом уровне. У детей здесь есть уникальная возможность придумать и тут же воплотить свой проект в материале: благодаря гранту на полмиллиона рублей КЦИТР приобрел 3D-сканер и 3D-принтер.

Трёхмерная модель школьника

Сотрудник АГАУ, руководитель центра молодежного инновационного творчества «Создатель» Николай Решотко со своими подопечными продемонстрировал нам, как это оборудование работает. Мы застали процесс сканирования… девятиклассника барнаульского лицея № 129 Данила Парасотченко его одноклассником Дмитрием Черепановым. Невыразительная коробочка в руках Дмитрия – это и есть портативный 3D-сканер, позволяющий перевести «в цифру» объекты величиной до трех метров. Получившееся изображение нужно почистить в специальной компьютерной программе – и все, можно печатать на 3D-принтере трехмерный пластиковый портрет школьника со стопроцентным сходством.

– У нас здесь небольшой сканер бюджетного класса, но и он стоит порядка 40 тысяч, – рассказывает Николай Решотко. – А в мире сейчас существуют аппараты, которые могут целиком сканировать дом или авиалайнер. Сегодня эта технология широко применяется в производстве. Например, в автомобилестроении или автотюнинге: автомобиль сканируют, а нужную деталь дорабатывают в виде цифровой модели, которую и утверждает заказчик.

Руководитель ЦМИТ «Создатель» показывает целую россыпь пластмассовых вещиц, все они были спроектированы детьми из районов в программе трехмерного моделирования и распечатаны на принтере во время ноябрьской модульной школы. Попадаются шкатулки для украшений, созданные шестиклассницами, голова робота и поршень от двигателя, брелок в виде эмблемы культовой компьютерной игры Mortal Kombat. Есть даже собранный из отдельных частей маленький КамАЗ с прицепом – над ним трудились трое. А одна девочка сделала красивый гоночный болид McLaren по фотографиям, вспоминает Николай Решотко, но такие шедевры дети обычно увозят домой.

Только что «отсканированный» девятиклассник Данил сосредоточенно работает над собственным проектом:

– Я сейчас пытаюсь сделать меч из компьютерной игры Transistor. Он должен быть длиной в человеческий рост, но у нас, конечно, будет маленькая модель. Меч красиво декорирован, воспроизвести его во всех подробностях, наверное, не получится, но мне хочется, чтобы было как можно больше деталей.

3D-моделированием Данил увлекся полгода назад, а заинтересовала его сама возможность создавать предметы практически любой сложности. «Наш лицей находится рядом с аграрным университетом, где обычно проходят занятия по 3D-моделированию. Каждую субботу ребята работают там над своими проектами, которые сами и придумывают, это всегда интересно, всегда сидишь допоздна», – рассказывает школьник.

С чего начинается творчество

Еще одно передовое направление, которое развивает КЦИТР, – робототехника. «АП» уже рассказывала о состязаниях по сумо среди роботов, собранных школьниками средних и старших классов. Учащиеся начальной школы обычно занимаются с конструкторами LEGO, которые можно «оживить», задав им программу на компьютере. Но с чего все начинается? В КЦИТР – с дизайна.

«Все это дети делают из бросового материала: тут корпус от электрического чайника, тут колесики от старых кресел и компьютерные мышки. Ничего не выбрасывается, все идет в дело», – рассказывают педагоги центра о выставке дизайна, на которой можно увидеть космический спутник (он может вращаться), действующий луноход и трогательного робота-помощника с щеткой в руках. Подметать этот робот пока не умеет, ведь его автору Егору Тараканову всего 7 лет. Однако мальчик с отцом оснастили поделку деталью от старой радиоуправляемой машинки и сейчас робот-помощник способен сдать назад где-то на полметра.

«Я собирал его два дня, – рассказывает Егор. – Почему именно такого? Мне хотелось, чтобы робот помогал людям. Маме он понравился. Теперь хочу сделать автозаправку, она будет мигать огоньками».

Педагог дополнительного образования КЦИТР Елена Маш говорит, что Егор – настоящий самородок:

– Он пришел – и сразу стало понятно, что у него есть задатки и фантазия. Я предложила ему поучаствовать в выставке дизайна, и он нарисовал эскиз робота-помощника, а папа помог ему склеить и загрунтовать детали. Наша основная идея – использованные вещи должны приобрести вторую жизнь, и главное здесь не функции, а дизайн. А вот в феврале будет мероприятие по начальному техническому моделированию, где будут уже механические и электрифицированные модели… Знаете, даже если эти дети потом не станут великими инженерами, сейчас они заняты, приобретают чертежные навыки, развивают фантазию и эстетический вкус.

Татьяна КУЗЬМИЧ (фото)

Новости партнеров
Фоторепортаж