Владимир Притупов рассказал об особенностях алтайского бюджета-2018

16:20, 27 октября 2017г, Экономика 1906


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Осень – время не только сбора урожая, но и планирования краевого бюджета на следующий год. О его особенностях мы говорим с региональным министром финансов Владимиром Притуповым.

Исполняется стабильно

– Владимир Геннадьевич, давайте начнем с того, как себя чувствует главный финансовый документ уходящего года.

– Бюджет 2017 года исполняется стабильно. Положительная динамика по всем основным налоговым источникам, в том числе по НДФЛ и специальным налоговым режимам, по федеральным трансфертам. Это позволяет нам исполнять все бюджетные обязательства в полном объеме.

Долги муниципалитетов

– На прошлой неделе губернатор Александр Карлин принял решение об оказании городам и районам края дополнительной финансовой помощи в размере 2 млрд рублей. Насколько это разрядит ситуацию?

– Александр Богданович внес проект поправок в краевой бюджет текущего года. На неделе депутаты должны их рассмотреть. И после поправок в закон эти средства в ноябре-декабре направим в муниципалитеты. Это позволит принципиально изменить состояние местных бюджетов. Будут полностью погашены долги по страховым взносам во внебюджетные фонды и по уплате налогов. Существенно снизится объем муниципального долга за счет погашения бюджетных и коммерческих кредитов.

– Откуда взялись эти 2 млрд рублей?

– Дополнительные средства появились за счет больших, чем планировалось, поступлений от налогов за девять месяцев и экономии, которая сложилась по результатам торгов, проводимых в рамках госзаказа.

– Как вы считаете, пока действует нынешний бюджетный кодекс, муниципалитеты обречены на то, чтобы у них доходы не поспевали за расходами?

– В крае больше половины муниципалитетов не имеют системных  долгов. В пример можно поставить Барнаул, Алейский, Благовещенский, Заринский, Зональный районы. Это абсолютно разные по уровню и структуре экономики муниципальные образования, но финансовый менеджмент в них поставлен на высоком уровне. Через СМИ мы регулярно транслируем  лучшие практики управления финансами, предлагаем перенимать их отстающим муниципалитетам на семинарах, на это нацелен и журнал «Местное самоуправление».

– Как известно, собираемость налогов в регионе недотягивает до 100%. Есть ли у краевого бюджета в этом смысле резервы?

– К сожалению, не все аккуратно и вовремя платят налоги. Работа по сокращению недоимки налоговиками идет напряженно и постоянно, при этом совершенствуются формы и механизмы сбора налогов.

– Может ли стать дополнительным источником пополнения местных бюджетов переход на кадастровую стоимость объектов недвижимости физических лиц? Почему в крае она не вводится?

– Федеральный закон позволяет нам до 2020 года определиться по указанной теме. В настоящее время ведется работа по социально-экономической оценке результатов исчисления налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости в субъектах РФ, осуществивших этот переход. В Алтайском крае решение о переходе на кадастровую стоимость будет рассматриваться после тщательного анализа.

Что год грядущий нам готовит

– А что особенного можно ждать от следующего регионального бюджета?

– Во-первых, его формируем по классическим правилам: мы вернулись к трехлетнему планированию, как это было до 2015 года. Бюджет имеет существенно больше видов финансовой помощи, учитывая взаимоотношения как с Минфином РФ, так и с муниципалитетами.

Впервые консолидированный бюджет прогнозируется в объеме свыше 100 млрд рублей. Это позволяет ставить более серьезные задачи и формулировать новые подходы к формированию бюджетной политики на перспективу.

– Последнее время в региональных СМИ много разговоров о том, что край получит небывалый трансферт из Москвы. С чем это связано?

– Объем финансовой помощи из федерального бюджета составит 35,2 млрд рублей, увеличившись на 7%. Из них самая крупная часть (27 млрд рублей) – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые увеличены на 20% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, Федерация финансово поддерживает ответственную бюджетную политику на местах. Регионы, которые имеют минимальные долги, поощрены дополнительными дотациями. Гарантированные средства позволяют нам более системно планировать работу на 2018 год.

– Как бы вы охарактеризовали идеологию будущего краевого бюджета?

– Основным приоритетом является безусловное исполнение всех социальных обязательств перед жителями края. На реализацию мер социальной поддержки средства предусмотрены в полном объеме, а по отдельным видам запланирована индексация, например, сельским педагогам и другим специалистам – компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Будут  увеличены подъемные для молодых преподавателей, переезжающих в сельскую местность выпускников вузов с 200 до 250 тыс. рублей (40 человек); ссузов со 100 до 150 тыс. рублей (40 человек). Всего расходы социального характера в бюджете края на 2018 год планируются в объёме 61 879 млн рублей, или 70% от общего объема расходов.

Трансферты муниципальным образованиям составят 20,9 млрд рублей, что на 13% больше, чем в первоначальном бюджете на 2017 год.

– Какие статьи в следующем бюджете могут быть уменьшены?

– Ни одна программа, ни одно направление расходов не предусматривают сокращения. Сохраняются все социальные выплаты текущего года. Кроме того, индексируется фонд оплаты труда работников бюджетной сферы.

– Не подхлестнёт ли такой рост зарплат инфляцию?

– Прогноз социально-экономического развития края на ближайшую трехлетку взаимоувязан с бюджетом, исходит из темпа роста экономики, темпа роста инвестиций, увеличения фонда оплаты труда как в реальном секторе, так и в бюджетном. С учетом этого прогнозируется инфляция на уровне 4%. И мы не ожидаем ее резкого роста.

Инвестиции

– Сколько средств запланировано на краевую адресную инвестиционную программу?

– КАИП прогнозируется на уровне текущего года, то есть в объеме 4,2 млрд рублей. Из них также 300 млн рублей пойдет на программу газификации, которая реализуется синхронно с программой «Газпрома», а федеральный бюджет добавит свою долю в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий».

В рамках КАИП планируем закончить объекты, начатые по программе «80х80», предусматриваются средства на завершение строительства противотуберкулезного диспансера в Белоярске, продолжение строительства Художественного музея в Барнауле, объектов социальной сферы на всей территории края, ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ.

– Уже известно, на какие проекты пойдут средства территориального дорожного фонда?

– Все объекты уже определены. Размер фонда прогнозируется на уровне 7,6 млрд рублей, увеличившись практически на 12% к текущему году. Будет продолжено строительство и содержание дорог по всему краю.

В этом бюджете вырастут до 330 млн рублей средства на строительство дорог в сельской местности и к крупным сельскохозяйственным объектам. Кроме того, существуют муниципальные дорожные фонды, которые суммарно составляют около 600 млн рублей. Как и в прошлом году, к этим деньгам из территориального  фонда  добавят  400 млн рублей, чтобы отремонтировать местные дороги.

– Недавно на страницах «АП» Александр Карлин заявил, что в следующем году мы возвращаемся к более активному стимулированию мер инвестиционной деятельности. Что он имел в виду?

– Это связано и с адресной инвестиционной программой, и с территориальным дорожным фондом. Увеличиваются средства на поддержку развития промышленности, сельского хозяйства. По малому бизнесу возвращаемся к объемам 2014 года на субсидирование налогов и банковской ставки по кредитам.

Фоторепортаж
Блоги